Детям о космосе и космонавтах. История освоения космоса

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики . В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: »Человек в космосе!» Мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле »Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут.

Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов..

Давайте расскажем детям о космосе и космонавтах, чтобы они имели представление

Хорошо, если родители читают с детьми книги о космосе, показывают картинки, рассматривают глобус звездного неба. Можно поиграть с детьми в игры на космическую тему, прочитать и выучить стихи о космосе, отгадать интересные

Рассказываем детям о космосе

Планеты и звезды

Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.

Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца

Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.

Запоминаем планеты:

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть -Сатурн,

Семь — Уран,

За ним -Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Юпитер — самая большая планета. Если представить ее в виде арбуза, то по сравнению с ним Плутон будет выглядеть горошиной.

Чтобы дети лучше смогли запомнить все планеты, прочитайте стихотворение, пусть они его запомнят. Можно вылепить планеты из пластилина, нарисовать их, можно вырезать из бумаги и прикрепить дома к лампе, например.

Наши космические поделки из пластилина можно посмотреть

Детям о космосе

Астрономы

Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.

Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.

Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.

В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.

Животные-космонавты

Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на »разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.

Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги.

Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась.

Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля »Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно.

Так ученые доказали, что полет в космос возможен.

Про космонавтов для детей

Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.

Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле »Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.

Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в обычной семье колхозника. Рос обычным ребенком. В юности увлекался занятиями в аэроклубе. После училища стал летчиком. В 1959 году был зачислен в группу кандидатов в космонавты. И за свой первый полет в космос был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина.

Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты. На Луне есть кратер, названный его именем, а также малая планета.

Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем.

Первый выход в космос был совершен Алексеем Леоновым в 1965 году. А первой женщиной -космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения аэрозольных слоев атмосферы.

Чтобы летать в космос, нужно много и хорошо учиться, быть выдержанным, терпеливым, выносливым.

Луна

Дети всегда с интересом рассматривают Луну на небе. Она такая разная: то в виде серпика, то большая, круглая.

Ребенку интересно будет узнать, что находится на Луне. Можно рассказать, что Луна покрыта воронками-кратерами, которые возникают из-за столкновений с астероидами. Если смотреть на Луну в бинокль, можно увидеть неровности ее рельефа.

Наблюдения за звездами с детьми

С детками нужно наблюдать за звездным небом. Не поленитесь вечером выйти на улицу и полюбоваться звездами. Покажите ребенку некоторые созвездия, попробуйте вместе отыскать большую Медведицу. Расскажите, что древние люди вглядывались в ночное небо, мысленно соединяли звезды, рисовали животных, людей, предметы, мифологических героев. Найдите карту звездного неба и покажите малышу, как выглядят созвездия, а потом вместе отыщите их на небе. Это развивает наблюдательность, память.

Вообще было бы здорово сводить ребенка в планетарий, если у вас есть в городе. Ребенок узнает много интересного из рассказа о звездах, планетах.

У нас нет в городе планетария, это только нужно ехать в другой город.

Тема космоса содержит массу идей для рисунков, поделок. Можно рисовать, лепить космонавтов, инопланетян, Луну. Придумывать новые названия звездам и планетам. вообщем, проявляйте фантазию, тема космоса безгранична и интересна детям.

Вот Юлины рисунки на космическую тему.

Игры на тему »Космос » для детей

С детьми можно поиграть в игры. Предлагаю некоторые игры, в которые можно поиграть.

Игра »Что возьмем с собою в космос».

Разложить перед детьми рисунки и предложить выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль. Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

Игра »Космический словарь» поможет детям пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса. Можно играть нескольким детям и устроить соревнование, кто больше назовет слов, связанных с космосом. Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

Игра »Скажи наоборот».

Научить детей выбирать слова с противоположным значением. Мы с Юлей играли в эти игры, у нее неплохо получалось называть правильно антонимы.

Далекий -…

тесный -…

большой -…

подниматься -…

улетать -…

высокий -…

известный -…

включать -…

темный -…

Рассказывайте своим детям о космосе, космонавтах, учите названия планет, рассматривайте звездное небо. Пусть ребенок растет любопытным, а вдруг он тоже станет потом ученым или космонавтом и вы будете им гордиться.

Пишите свои комментарии, делитесь информацией с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

Анна Колесникова
Конспект НОД с применением ИКТ «Детям об истории освоения космоса» для детей старшей группы

Конспект НОД

для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и художественно-эстетическому развитию с использованием игровых, личностно-ориентированных и информационно-коммуникативных технологий

Тема : «Детям об истории освоения космоса » .

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Физическая культура» .

Цели : познакомить детей с историей освоения космоса , достижениями ученых в области освоения космического пространства . Расширять представления детей о космической технике . Развивать и поддерживать интерес у детей к летчикам – космонавтам , восхищаться их героическими поступками. Воспитывать чувство гордости за то, что первым в мире космонавтом был гражданин нашей страны.

Планируемые результаты : проявляет интерес к истории космонавтики ; умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (при просмотре слайдов о космосе , восхищается подвигами космонавтов ; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр и соревнований.

Материал : мультимедийная установка, слайды фотографий о космосе ; плакаты, иллюстрации, фотографии, рисунки детей о космосе и космонавтах , макеты.

Предварительная работа : чтение произведений оГагарине, о космосе ; рассматривание иллюстраций, фотографий о космосе ; просмотр детских познавательных передач; продуктивная деятельность - рисование, аппликация, лепка; сюжетно-ролевые игры; заучивание стихов и загадок.

Ход образовательной деятельности :

Организационный момент.

Звучит музыка (космическая тема ) . Воспитатель приглашает детей в музыкальный зал , где оформлена выставка посвященная «Дню Космонавтики » (плакаты, фотографии, рисунки детей , макеты и т. д.) . Дети рассматривают выставку, обмениваются впечатлениями.

2. Вводное слово воспитателя.

День сегодня не простой

Это в мире знает каждый.

Впервые в космос полетел

Человек с Земли отважный.

12 апреля 1961 года – совершен первый полет человека в космос . Назовите этого отважного человека.

3. Просмотр видеосюжета полета в космос Ю . А. Гагарина.

4. Ребенок читает стихотворение «Юрий Гагарин» В. Степанова :

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель :

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

5. Рассказ воспитателя о покорении космоса , сопровождается показом слайдов на мультимедийной установке.

1 слайд – древние ученые наблюдают в телескоп за звездами.

С глубокой древности людей интересовали звезды, Солнце, Луна. Наблюдали за звездами – звездочеты. Но простым глазом нельзя увидеть небесные светила. И древние ученые придумали первый телескоп. Много интересного можно было узнать из наблюдений в телескоп за звездным небом. Изучением небесных светил во Вселенной занялась целая наука – астрономия, а звездочетов стали называть – астрономами.

2 слайд – современные телескопы, обсерватория.

Прошло много лет, но наука астрономия постоянно развивалась. Ученые создают новые мощные телескопы, и обсерватории, с помощью которых сделали много важных открытий :

Сколько планет в солнечной системе? (показ 3 слайда – Солнечная система) . Есть ли на них жизнь?

Что позволяет звездам пылать, не сгорая по несколько миллиардов лет? (показ 4 слайда – галактика, млечный путь) .

Дети, а вы знаете, сколько планет в нашей Солнечной системе?

Назовите их. На каких планетах есть жизнь?

5 слайд – первый космический спутник .

Как, вы думаете, что это?

Правильно, это первый космический спутник , который был запущен в России в 1957 году. Искусственные спутники – это автоматические беспилотные корабли, которые выводятся на орбиту Земли, ракетами.

А для чего нужны спутники?

(Дети, делятся своими мнениями, воспитатель выслушивает ответы и обобщает их.)

Сегодня, на орбитах нашей Земли находятся около 300 спутников.

Они служат для того, чтобы передавать по всему миру телефонные разговоры, телевизионные передачи, а также информацию о погоде.

6 слайд – полет в космос двух собак .

Прошло еще несколько лет, и русские ученые и конструкторы создают первый космический корабль , на котором в космос отправляют двух смелых собак. Назовите клички этих собак.

Если собаки смогли полететь в космос и вернуться , то значит и человек может это сделать! И ученые, конструкторы , врачи стали готовить людей к полету в космос . В России, построили первый в мире космический корабль , на котором должен отправиться в космос человек .

7 слайд – корабль «Восток» на космодроме «Байконур» .

И наконец, наступает долгожданный день запуска ракеты 12 апреля 1961год! 4,3,2,1, - Старт ! Пуск! И космический корабль с первым человеком на борту взмывает в воздух.

8 слайд – взлет космического корабля «Восток» .

9 слайд – фотографии Гагарина в шлеме и скафандре.

Юрий Алексеевич Гагарин, первый поднялся в космос и облетел вокруг нашей планеты. Люди нашей страны гордятся тем, что первым был, именно русский человек!

Динамическая пауза.

Ты сегодня космонавт

Начинаем тренировку. (энергичные движения руками)

Чтобы сильным быть и ловким, (ходьба)

Отправляемся на Марс

Звезды в гости ждите нас.

Три, два, один… летим. (встать на носки руки вверх)

В невесомости плывем (имитация невесомости)

Мы под самым потолком.

К Марсу путь был очень длинным,

Стоп! Выходим из кабины, (ходьба)

Мы с полета возвратились

И на Землю опустились. (присели)

10 слайд – высадка людей на Луне.

Через восемь лет, американский космический корабль «Аполлон» , за три дня долетел до Луны, и на нее высадились первые люди.

11 слайд – луноходы.

Вместе с людьми были доставлены на спутник специальные машины. Как они называются? Для чего они нужны?

Изучать поверхность Луны, фотографировать.

12 слайд – международная космическая станция .

С наступлением космического века , для исследования планет, звезд, на орбиту Земли выводятся огромные космические станции , на которых работают космонавты из разных стран и называют их международные космические станции – МКС .

13 слайд – беспилотные космические станции .

В космос запускаются и беспилотные станции для изучения планет нашей солнечной системы. Эти станции долетели даже до Венеры и Марса.

14 слайд – современные искусственные спутники.

На космических орбитах работают современные искусственные спутники.

15 слайд – грузовые космические корабли .

Чтобы доставлять груз и людей на космические станции , построены специальные грузовые корабли.

16 слайд – выход космонавтов в открытый космос .

- Космонавтам приходиться выходить в открытый космос , чтобы устранять неполадки на станции.

17 слайд – корабль многоразового использования «Шатл» .

Американские ученые, создают корабли многоразового использования. Эти корабли доставляют спутники, оборудование для космонавтов на станции . Как они называются?

18 слайд – международный экипаж.

В космосе одному или двум космонавтам очень трудно . Поэтому сейчас на станции отправляются целые международные команды.

Много важных открытий сделали астрономы, ученые, космонавты , но узнать предстоит еще больше. И вы, ребята, можете стать не только свидетелями , но и участниками космических открытий . Давайте помечтаем.

19 слайд – будущие космические открытия .

6. Загадки.

А сейчас для вас ребятки, космические загадки .

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

Телескопам сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя … (астроном)

Астроном – он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная… (Луна)

Что за чудная машина

Смело по Луне идет?

Вы ее узнали дети?

Ну, конечно… (луноход)

Он вокруг земли плывет

И сигналы подает.

Этот вечный путник

Под названьем… (спутник)

С Земли взлетает в облака,

Как серебристая стрела,

Летит к другим планетам

Стремительно… (ракета)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски : «астронавт» ,

А по-русски… (космонавт )

Когда ты в космосе , мой друг,

Творятся чудеса вокруг.

Паришь ты – вот так новость,

Ведь это… (невесомость)

Он черен, как ночь,

И звезд в нем не счесть.

Планет и созвездий

В нем множество есть.

Что же это за место,

Возникает вопрос.

И каждый ответит

Ведь это же… (космос )

7. Отгадывание кроссворда «Космос » .

По горизонтали : 1. Корабль многоразового использования.

2. Ученый, изучающий небесные тела. 4. Название первого космического корабля .

По вертикали : 3. Небесное тело с ярким хвостом. 5. Планета, на которой существует жизнь. 6. Первый летчик – космонавт .

7. Спутник Земли. 8. Прибор для изучения звездного неба.

8. Спортивная игра «Центрифуга»

Для двух команд ставят два вращающихся стула. Перед стульями на полу две узкие доски, за ними турник или брусья, а дальше два

стенда, на которых в беспорядке изображены цифры от 1 до 10 (20, здесь же на шнуре висит указка.

Задание : первые номера совершают обороты на стульях, затем бегут по доске, два раза подтягиваются на брусьях и спешат к стендам. Там они, взяв в руки указку, громко по порядку называют цифры. Вернувшись к команде первые номера, хлопают по плечу следующих игроков. И те повторяют задание. Самая быстрая и ловкая команда получает вымпел.

9. Рефлексия.

Кто первый покорил космос ? Что нового вы узнали? Что бы вы хотели еще узнать о космосе .

Освоение космоса - исследование и использование космического пространства человеком в производственных, практических, научных, образовательных целях.

Свой взор на космос человечество обратило ещё в глубокой древности. Сначала люди просто наблюдали за небом, подмечая закономерности в движении звёзд и небесных светил. Потом появились первые простейшие оптические приборы - в 1608 году (400 лет назад). Они позволили увидеть не видимые невооружённым глазом небесные тела. Так, например Галилео Галилей открыл 4 спутника Юпитера. С течением времени учёными изобретались всё более мощные телескопы, которые позволяли видеть всё больше.

Не стояли на месте и теоретические исследования - они помогали астрономам понять, как и почему движутся наблюдаемые ими планеты, из чего они состоят, как они возникли. Дальнейший научный прогресс дал людям сверхсложные средства исследования космоса - радиотелескопы, космические аппараты, электронно-вычислительные машины, выполняющие сложные расчёты. Открытие эры космических началось с полёта советского «Спутника» в 1957 году и первым полётом человека в 1961 году открыл новые, невероятные возможности в освоении космоса.

Вскоре после этого были созданы долговременные космические станции, на которых люди могут находиться год и больше. На них ведётся научная и производственная деятельность. В космосе производят сверхчистые металлы, лекарства, композитные материалы. На Земле для создания космических аппаратов работает космическая промышленность. Она состоит из заводов, на которых производятся ракеты-носители, скафандры, космические корабли и оборудование для них. Разработкой этих средств освоения космоса занимаются научно-исследовательские институты. В специальных центрах подготовки обучаются космонавты. Космическое освоение широко представлено в культуре: книгах, фильмах, музыке, компьютерных играх. Оно заставляет людей мечтать о покорении космического пространства, о полётах к далёким звёздам, встречах с инопланетянами.

К настоящему времени научные зонды посетили все планеты Солнечной системы, а некоторые вышли и за её пределы. Это «Вояджер-1» и «Вояджер-2», запущенные США в 1977 году. А в 1969 году люди впервые ступили на поверхность Луны. Искусственные спутники нашли широкое применение как спутники навигации и связи. Спутники-космические телескопы позволили заглянуть в дальние уголки Вселенной. Освоение космоса бурно развивается, и скоро принесёт новые, невиданные ранее открытия и возможности.

Вариант 2

Многие годы люди пытались понять тайны небесных светил и планет, строение вселенной и космического пространства в небе над головой. Но только в прошлом веке, с начала развития космической отросли, человечество смогло сделать пока еще не большие, робкие шаги в процессе знакомства с космосом.

Исследование и попытки обустройства жизненных процессов в космосе используя пилотируемые и автоматические космические аппараты, использование в промышленных и исследовательских целях космического простора, планет и спутников – вот основные направления освоения космоса.

В 1957 году СССР стал первой страной в мире, запустившей в космос искусственный спутник, вращающийся вокруг Земного шара и положившей начало целой эры освоения космоса.

Трудно перечислить все вехи продвижения этого нелегкого и опасного дела. Нельзя забывать всех героически погибших космонавтов, отдавших свои жизни в этом неизведанном и благородном деле. Но их жизненный подвиг не остался напрасным, учтя все ошибки трагических полетов, Советская космическая отрасль науки стала очень быстро развиваться.

Первый полет человека в космос 12 апреля 1961 года на корабле Восток-1 выполнил советский летчик-космонавт Юрий Гагарин. Этот скромный и добрый человек, с обаятельной улыбкой, навсегда стал кумиром миллионов людей по всему свету.

Уже в 1962 году на космическую орбиту выходят одновременно два космических корабля, совершая уникальное сближение на 6 километров.

Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова в 1963 показала героический пример возможности полетов не только мужчин.

В 1964 году на орбиту Земли впервые выведен корабль Восход сразу с тремя космонавтами на борту.

А уже в 1965 году совершен рискованный и опасный выход человека в открытый космос. Героем этого события стал космонавт Алексей Леонов, навсегда оставивший след в истории развития космонавтики и ставший национальным героем.

Искусственные спутники, автоматические исследовательские станции на поверхностях планет, космические зонды для изучения грунта и состава почвы небесных тел, марсоходы, лунные и орбитальные станции, вот только некоторые современные методы и устройства для изучения межгалактического пространства.

Но еще больше открытий и чудес ждет человечество впереди, и каждый человек при желании может внести важный вклад в освоение космических просторов.

4, 5, 10 класс. По физике

  • Жизнь и творчество Софокла

    Софокл был одним из самых выдающихся драматургов в Афинах чьи работы сохранились до наших дней. Не так много известно о ранней жизни Софокла. Он родился в маленьком городке Колон недалеко от Афин

  • Пишет Сергей Каленик: «Существует известный парадокс – если вы находитесь внутри космического корабля летящего почти со скоростью света, время для вас замедляется. Такому кораблю нужно всего 25 лет, чтобы достигнуть видимого края вселенной, правда для оставшихся на земле эти два десятилетия растянутся в 14 миллиардов лет.

    То же самое с техническим прогрессом. Прогресс это ударная волна, сметающая все на своем пути как цунами – если сегодня человек додумался напялить на себя шкуру, то завтра он будет прыгать в скафандре по луне – в чем разница-то?»

    Но внутри этой волны, на борту «прогресса» всегда будет казаться будто мы ползем как черепахи. Положа руку на сердце – кто из нас считает СССР лучшим в мире государством всю свою историю делавшим невозможное?

    1. Гагарин, спутник, луноход – избитые штампы. Вроде футболок с Че Геварой. Космос превратился в скучную рутину – сейчас на орбите постоянно находятся десятки людей и никому до них нет дела. Но покорение космоса – возможно самая захватывающее путешествие в истории человечества. Захватывающая, если знать подлинную историю, а не пропагандистскую картинку в телевизоре.

    2. Думаю лет через 300 СССР будет выглядеть как древний Рим или французская империя при Людовике – идеалистическое общество одержимое идеей прогресса и мега стройками, погибшее под тяжестью собственного интеллекта и потом оговоренная потомками.

    Чем запомнится СССР в истории?

    Всего в ХХ веке было три мега проекта: создание атомной бомбы, космическая гонка и компьютерная революция. Космос мы выиграли в чистую – американская программа завершилась крахом шаттлов и с 2011 года «весь космос» передан Русским. Русский язык – единственный официальный язык космоса, его теперь обязан знать любой покидающий нашу планету (эх жаль Людей в черном сняли рановато).

    Более того, все космические технологии в мире теперь наши – кидаю мы продаем ракеты и корабли пятидесятилетней давности, а Франции строим новый космодром в Куру, являющийся полной копией Байконура. Все свои планы по освоению внешнего мира земля строит с оглядкой на Москву.

    Как русским удалось приватизировать себе всю вселенную? Это целая история, увлекательная но запутанная – садитесь в кресла и одевайте скафандры, наш полет последовательно пройдет через пять орбит.

    Космос – это становой хребет ХХ века. Его суть и секрет. По этому полет будет не из легких. Мы заглянем за кулисы истории, политики, искусства и мира каким вы его знаете. Короче вы уже поняли что баттхерт сейчас получат все.

    Первая космическая скорость: Космический туризм

    3. Все последние сорок лет реальность говорила нет, нет и нет программе освоения космоса. Оказалось, что никакой экономической выгоды там нет, сами полеты очень дороги и опасны для жизни, а то что идёт хорошо (спутники связи, внеземная астрономия) не требуют наличия людей в космосе и являются плодом развития электроники, а не аэронавтики. То есть «ракета» это топор, примитивное орудие. Это тупиковая ветвь прогресса и больше тут нечего придумать. Нет особой разницы между китайским фейерверком и ракетой для полета на луну. Это примитивное пусть и функциональное орудие.

    Поэтому вся идеология, все проекты, весь драйв космической феерии ушёл в прошлое. По инерции космическая тема всегда будет интересна, но пик 50-70-х годов пройден. Все фантастические произведения на эту тему написаны.

    Остается только туризм и это видно по всей космической фантастике – герой космической одиссеи 2001 явно турист. А героиня фильма чужой словно посещает пирамиды древнего Египта. Про стар трек или звездный десант уж и не говорю.

    Есть только тут одна загвоздка. Помните как не хотели пускать в космос первых туристов? Думаю тут дело в том, что все слетавшие в космос получают особый статус и вступают в некоторый закрытый клуб, члены которого на жизнь не жалуются. А тут кто-то хочет купить себе в нем членство… все равно как какой-нибудь толстосум решил купить себе членство в клубе тех, кто поднимался на Эверест. Но правила на то и правила, что бы их менять – за туризмом единственное будущее космоса, больше там делать нечего. А вот встать в один ряд с Гагариным… не многие понимают что это значит.

    4. Юрий Гагарин – величайший человек в истории, его имя будут помнить даже когда остальных забудут, ведь это первый человек покинувший землю. Что бы оценить эту фразу представьте, что наша цивилизация погибнет, но от нее может остаться память об одном человеке, чье имя это будет?

    5. Вот памятник, воздвигнутый в честь Колумба через 600 лет после его путешествия.

    Не менее величественные сооружения стоят во всех странах нового света. Колумб у них главный исторический и эпический персонаж типа античного Зевса или Иисуса Христа. Но кто он по сравнению с первым космонавтом? Но и это не главное. Дело в том, что выше Гагарина прыгнуть невозможно. Это последний герой человечества. Нет ничего значительнее первого полета в космос, вообще ничего. Даже Нил Армстронг стоит в мировом пантеоне бесконечно ниже Юрия Алексеевича, не смотря на колоссальные усилия американской пропаганды.

    В этом и кроется смысл космического туризма, притягательность космоса – нельзя отправиться в новый свет на одном корабле с Колумбом и потом смело сказать Я был там. Нельзя вновь первым взойти на Эверест или достичь северного полюса или опуститься на дно Марианской впадины, в этом больше нет ничего исключительного. Космос же настолько далек от всего, что мы видели и знаем, что полет к звездам пожалуй всегда будет событием мистическим. За полет к Гагарину не жалко никаких денег.

    Но в космосе деньги не имеют значения. Именно по этому Роскосмос будучи космическим монополистом просто плюет на возможность зарабатывать триллионы на туризме и блокирует его развитие на западе по тем же соображениям что и претенденты в космические туристы. А без Роскосмоса сама идея с туризмом останется на уровне наивных поделок тех самых несостоявшихся туристов.

    Выходит человек в космосе лишний, но может быть холодный вакуум подходит для войны?

    Вторая космическая скорость: Программа СОИ и звездные войны

    Начиная со знаменитой фултонской речи Черчилля началась холодная война. США и СССР пол века потратили на гонку вооружений. Своеобразная война на истощение, когда обе страны производили тысячи танков, самолетов и ракет. которые даже не стреляли – их просто списывали в резерв, что бы освободить место для новых моделей. И так пятьдесят лет, пока один из игроков не надорвется.

    6. Это ключевой момент в истории космоса, поэтому я остановлюсь на нем подробнее.

    В Фултоне Черчилль предложил американцам разделить мир и править втроем – США, Англия и СССР. Америка решила быть владычицей морской и не очень рассчитала свои силы. Для такого решения у штатов была атомная бомба, сотня авианосцев и флот реактивной авиации дающий полное господство в воздухе. Вроде мировое господство гарантировано…

    Только вот уже в Корейской войне пятидесятых все стало ясно – вместо легкой экспедиционной прогулки американские войска с удивлением обнаружили у корейцев сверхсовременные реактивные истребители МИГ-15 – сделанные в СССР но с английскими двигателями. Оцените Английское коварство – английские части стояли в южной Корее бок о бок с американцами, но стреляли по ним из английского оружия пусть и корейскими руками.

    Американцы ребята упертые, с каждым новым витком холодной войны они выставляли на ринг все более дорогие игрушки и каждый раз СССР ехидно копировал и улучшал представленные образцы. Вы построили флот бомбардировщиков способных достигнуть Москвы? Хрущев на это ехидно заявляет, что мы делаем межконтинентальные ракеты как сосиски. Ракеты, способные поразить все города Америки быстрее, чем вы заправите свои самолеты.

    7. Американцы утерлись и 5 июня 1961 года запустили программу Хромовой купол – по которой в воздухе на границах СССР всегда находились стратегические бомбардировщики с атомными бомбами. Однако б-52 оказались не лучшими машинами для длительных дежурств и начали падать. Под завязку загруженные атомными бомбами.

    За семь лет программы упало пять самолетов, последний случай стал финалом программы.

    В 1968 году на борту одной из машин возник пожар – третий пилот положил себе под кресло три мягких поролоновых подушки, которые заблокировали вентиляцию системы отопления и воспламенились. Экипаж катапультировался, а самолет упал на лед рядом с Гренландией. На борту было четыре водородных бомбы по полторы мегатонны каждая – две нашли, одна разбилась и выбросила в атмосферу семь килограмм оружейного плутония, а четвертую до сих пор ищут охотники за сокровищами в скалах Гренландии.

    И таких бомб американцы разбросали по миру десятки - вот где подспорье для мирового терроризма. Хромовой купол после этого пришлось свернуть под международным давлением.

    Но в общем этот пример показателен – в таком же ключе развивались все остальные их военные программы и конечно же американская космическая программа. Не потому что в Америке плохие инженеры или трусливые летчики – они лучшие в мире, просто для сверхзадач этого недостаточно, для них нужны сверх качества – лежащие не в области логики или образования, а в самой основе национального характера.

    К началу 1980-ых в Америке созрела гениальная идея перенести холодную войну с земли в космос. После просмотра Звездных Войн президент Рейган объявил о запуске Стратегической оборонной инициативы. Ее суть ужасающе проста – строим флот из сотен сверхмощных боевых лазеров, которые будут сбивать баллистические ракеты на взлете.

    Идея кстати весьма здравая, ведь перехватить такие ракеты как СС-18 можно только на взлете, через десять минут полета ее боеголовка разделяется на 200 частей постоянно маневрирующих и уклоняющихся от перехвата – сбить их уже не реально. К лазерам – флот челноков Шаттл которые обслуживают лазеры и могут так же нести запас ядерных ракет на борту. Не смотря на голливудский размах это была лебединая песня и последний рывок штатов – приведший к полному разгрому.

    8. Дело в том, что особенностью социалистической экономики является ее абсолютная концентрация и неограниченность. Проще говоря весь СССР был одной фирмой, и его экономика не имела особых ограничений, можно было позволять себе любые программы вроде строительства сотни атомных подводных лодок, огромной армии или океанского флота – все это без мобилизации и военного положения.

    Поясню на примере. При Хрущеве как-то озаботились жильем для рабочих и за десятилетие большинство жителей страны получили собственные квартиры. Конечно это были плохонькие хрущебы, но по тем временам они были роскошью даже для Европы. Масштаб впечатляет – было построено 300 миллионов квадратных метров жилья. По метру на каждого жителя страны.

    Так вот хрущевки – это временное жилье для рабочих в котором они должны были жить до 1980-го, когда наступит коммунизм. «Временное жилье» это жестяные домики для гастарбайтеров строящих небоскребы Москва-Сити. Теперь представьте себе масштаб этих жестяных домиков в стране советов и сможете представить себе и небоскреб который эти рабочие строили. При таких масштабах экономики «шаттл» - на один зуб. СССР построил целый флот атомных подводных лодок и не заметил этого. А одна такая лодка стоит как средняя европейская страна.

    9. Уже в 1987 году ракета-носитель Энергия выводит на орбиту боевой лазер «Полюс» - его сразу же топят в океане, что бы не эскалировать конфликт – СССР тогда вел пропаганду под слоганом «нет оружию в космосе» и т.д. В следующем году свой единственный полет совершает Буран, причем делает это в полностью автоматическом режиме без экипажа.

    Беспилотный режим – не просто триумф инженерной мысли не достижимый никем до сих пор, а недвусмысленный сигнал штатам. Ведь в 1984 году советский лазерный локатор «подсветил» пролетавший мимо шаттл своей системой наведения – шаттл потерял связь с землей, отключилась вся электроника, а экипаж «почувствовал острое недомогание». Т.е. даже ведение цели вывело из строя «космический бомбардировщик», что уже говорить о последствиях боевого залпа?

    Неожиданно оказалось что в космосе американцам ловить нечего – СССР за пару лет разработал свой челнок и легко сможет производить его серийно, не говоря уже о лазерном оружии.

    10. В 1989 году американская делегация приехала в СССР осмотреть все эти достижения лично и пришла к выводу, что холодную войну пора заканчивать. В замен на это США принимают фултонское предложение и отказывается от идеи мирового господства. Не прошло и 40 лет!

    Но теперь уже без английской колониальной империи и советского блока выглядит такая политическая система весьма забавно – у Америки 95% военной мощи но она не может захватить даже ближний восток. Про поднимающийся Китай и ЕС уж и не говорю. Об американцев вытирает ноги даже северная Корея – вот итог всей космической гонки.

    Третья космическая скорость: Как мы сделали Америку

    Космос это по большому счету пропагандистский продукт. Все эти спутники и полеты имели своей конечной целью картинку в телевизоре. Вспомните что стало символом телевидения? Да трансляция с луны.

    11. Именно поэтому настоящий символ телевидения – Нил Армстронг.

    Первый в мире искусственный спутник земли – что может быть чище, романтичнее и возвышеннее чем этот памятник человечеству? Всем энтузиастам, исследователям, безумным ученым и неутомимым конструкторам поколениями положившими свои жизни на алтарь космоса. Но в мечтах самое страшное в том, что они сбываются.

    12. Думаю лучше всего реакцию мира на это событие описал Стивен Кинг, ставший писателем 4 октября 1957:

    Впервые я пережил ужас - подлинный ужас, а не встречу с демонами или призраками, живущими в моем воображении, - в один октябрьский день 1957 года. Мне только что исполнилось десять. И, как полагается, я находился в кинотеатре - в театре «Стратфорд» в центре города Стратфорд, штат Коннектикут.

    Шел один из моих любимых фильмов, и то, что показывали именно его, а не вестерн Рандольфа Скотта или боевик Джона Уэйна, оказалось вполне уместно. В тот субботний день, когда на меня обрушился подлинный ужас, была «Земля против летающих тарелок».

    И вот как раз в тот момент, когда в последней части фильма пришельцы готовятся к атаке на Капитолий, лента остановилась. Экран погас. Кинотеатр был битком набит детьми, но, как ни странно, все вели себя тихо. Если вы обратитесь к дням своей молодости, то вспомните, что толпа детишек умеет множеством способов выразить свое раздражение, если фильм прерывается или начинается с опозданием: ритмичное хлопанье; великий клич детского племени «Мы хотим кино! Мы хотим кино! Мы хотим кино!»; коробки от конфет, летящие в экран; трубы из пачек от попкорна, да мало ли еще что. Если у кого-то с четвертого июля сохранилась в кармане хлопушка, он непременно вынет ее, покажет приятелям, чтобы те одобрили и восхитились, а потом зажжет и швырнет к потолку.

    Но в тот октябрьский день ничего похожего не произошло. И пленка не порвалась - просто выключили проектор. А дальше случилось нечто неслыханное:

    В зале зажгли свет. Мы сидели, оглядываясь и мигая от Яркого света, как кроты. На сцену вышел управляющий и поднял руку, прося тишины, - совершенно излишний жест.
    […]
    Мы сидели на стульях, как манекены, и смотрели на управляющего. Вид у него был встревоженный и болезненный - а может, это было виновато освещение. Мы гадали, что за катастрофа заставила его остановить фильм в самый напряженный момент, но тут управляющий заговорил, и дрожь в его голосе еще больше смутила нас.

    - Я хочу сообщить вам, - начал он, - что русские вывели на орбиту вокруг Земли космический сателлит. Они назвали его… «спутник».

    Сообщение было встречено абсолютным, гробовым молчанием. Полный кинотеатр детишек с ежиками и хвостиками, в джинсах и юбках, с кольцами Капитана Полночь, детишек, которые только что узнали Чака Берри и Литтла Ричардса и слушали по вечерам нью-йоркские радиостанции с таким замиранием сердца, словно это были сигналы с другой планеты. Мы выросли на Капитане Видео и «Терри и пиратах!“. Мы любовались в комиксах, как герой Кейси разбрасывает, как кегли, целую кучу азиатов. Мы видели, как Ричард Карлсон в «Я вел тройную жизнь» тысячами ловит грязных коммунистических шпионов. Мы заплатили по четверть доллара за право увидеть Хью Марлоу в «Земле против летающих тарелок» и в качестве бесплатного приложения получили эту убийственную новость.

    Помню очень отчетливо: страшное мертвое молчание кинозала вдруг было нарушено одиноким выкриком; не знаю, был это мальчик или девочка, голос был полон слез и испуганной злости: «Давай показывай кино, врун!»

    Управляющий даже не посмотрел в ту сторону, откуда донесся голос, и почему-то это было хуже всего. Это было доказательство. Русские опередили нас в космосе. Где-то над нашими головами, триумфально попискивая, несется электронный мяч, сконструированный и запущенный за железным занавесом. Ни Капитан Полночь, ни Ричард Карлсон не смогли его остановить. Он летел там, вверху.., и они назвали его «спутником». Управляющий еще немного постоял, глядя на нас; казалось, он ищет, что бы еще добавить, но не находит. Потом он ушел, и вскоре фильм возобновился.

    13. Если русские смогли вывести спутник на орбиту, значит Америка беззащитна перед внезапным ядерным ударом с небес. Это простое умозаключение имело далеко идущие последствия.

    Страх был столь силен, что в первые дни октября 1957 года особо горячие головы из Пентагона предложили «закрыть небо», то есть выбросить на орбитальные высоты тонны металлолома: шарики от подшипников, гвозди, стальную стружку, что привело бы к прекращению любых космических запусков.

    Но президент Эйзенхауэр поступил мудрее – не стал блокировать орбиту, или копировать советские космические технологии, он скопировал саму советскую систему.

    14. По советским образцам было создано единое космическое министерство NASA, которое негласно наконец возглавил немецкий сумрачный гений Вернер Фон Браун – его завербовали еще в начале 1943, но уж больно противоречиво было доверять американскую космическую программу самому известному ССовцу в мире.

    Кроме создания NASA была проведена еще одна малоизвестная, но ключевая для истории Америки реформа – реформа образования. National Defense Education Act копировала советскую систему высшего образования, ее смысл был в создании единого министерства образования отбиравшего талантливых школьников со всей страны в технические вузы – так свой нынешний облик и известность обрели Массачусетский и Калифорнийский технические университеты, Стэнфорд, Гарвард и множество других вузов. Да, эти вузы существовали и раньше, но до 1958 это были больше частные лавочки не способные решать масштабные задачи.

    Все они были объединены единый “военно-индустриально-академический комплекс» и решали четко поставленные перед ними задачи – разработать ракетные двигатели или систему наведения. Вот почему американские вузы до сих пор с таким пиететом относятся к МГУ, московский университет вечно приводится в пример, любая новость из него ловиться с открытым ртом, а во всяких рейтингах ста лучших мировых вузов он неизменно на почетном 50-ом месте – просто это их альма-матер и вся американская система образования корнями уходит в это здание на Воробьёвых горах.

    15. Проще говоря с этой реформы и началась настоящая космическая гонка.

    Четвертая космическая: Были ли американцы на луне?

    Чуть выше я уже заметил, что ее целью гонки был пропагандистский эффект – почему-то считалось, что успехи в космосе это первейшее свидетельство «правильности» того или иного государственного строя.

    Сейчас это может показаться безумием, но безумцы не смогли бы отправить зонд на Венеру и прогуляться по луне. В этой идее действительно есть два здравых зерна, о первом я расскажу ниже, а второе – как раз национальный характер.

    16. Не подумайте что речь о какой-то метафизике, здесь все предельно просто – русские ведь прирожденные космонавты. Мы девять месяцев в году живем на луне и ходим в скафандрах. Отсюда предельный рационализм, даже критический реализм если хотите. У нас все строго логично и по делу, не потому что мы такие умные, просто условия такие – забыл одеть шапку и умер. В итоге в России вообще нет дураков – они у нас живут ровно один год, до зимы. Все это имеет свои последствия на глобальном уровне – русские обладают хладнокровием, смекалкой и бесконечной стрессоустойчивостью.

    Посмотрите это видео с космической станции. В нем сначала показывают просторные американские сегменты станции. Потом узкие металлические русские – выглядят убого, но именно в русском модуле находиться бортовой компьютер, санузел, стыковочный модуль, аварийные системы и спасательные модули. Собственно вся мкс находиться в наших модулях, остальные не существенны.

    Когда оператор заходит в центральный зал русского сектора, два космонавта натурально сидят за столом и пьют чай под портретом Гагарина. Это американцы в космической экспедиции - а наши здесь у себя дома.

    17. Когда в 1965 году Леонов совершил первый выход в открытый космос, проявился дефект скафандра – из-за отсутствия внешнего давления он раздулся как шарик и не давал вернуться на борт корабля. Воздуха было лишь на 30 минут, и к этому моменту прошло уже 20. За следующие десять минут Леонов получил звезду Героя.

    Не растерявшись он понял, что выхода нет и вызвал разгерметизацию скафандра, стравил воздух и головой вперед залез в шлюзовую камеру. Дальше больше – при посадке отказала автоматика и пришлось сажать капсулу вручную – упали они с Беляевым в глухой тайге, где им пришлось провести два дня – что не произвело на космонавтов никакого впечатления, они даже вырубили в густом лесу посадочную площадку для вертолета.

    А вот первый выход в открытый космос у американцев показал совсем другой национальный характер. В Америке тепло, а значит и менталитет южный – когда любая ошибка не фатальна и все можно переиграть. Американский народный герой это Большой Лебовский и Гомер Симпсон.

    18. 3 июня 1965 года экипаж Джемени 4 готовился к первому американскому выходу в космос. Это был первый многодневный полет американцев и задача была слишком масштабной – отработать все элементы долговременного пребывания в космосе, что бы убедиться в возможности полета на луну и выявить возможные проблемы. И проблемы не заставили себя ждать – сближение с ракетной ступенью на орбите провалилось, Джемени израсходовал почти все топливо и астронавты начали заметно нервничать. Задачу отменили и решили переходить сразу к выходу в космос. Но из-за начавшейся панической атаки у Эдварда Уайта и эту задачу пришлось отложить на третий виток вокруг земли.

    Нервничал Уайт не зря – весь полет экипаж подстерегали издевательские инженерные ошибки. Во первых американцам не удалось создать шлюзовую камеру (!!!) и они просто разгерметизировали весь корабль. Но тут их подстерегала главная проблема – инженеры учли советский опыт с раздувающимся скафандром, но явно переоценили свои возможности и сделали выходной люк полностью металлическим. Вместо резиновых прокладок как у наших кораблей, они с точностью до микрона подогнали все детали друг к другу. Круто, да?

    19. На тестовом стенде все работало отлично, пока между деталями была прослойка воздуха – но в вакууме эта прослойка испарилась и между металлическими деталями возникло сверхсильное субатомное притяжение. Дверь пришлось ломать ломом для выхода и несчастный Уайт совсем уж перенервничал когда по возвращении когда люк не могли открыть более 10 минут.

    Бедняга Уайт погиб уже на земле при первом полете Апполон 1 – инженеры опять допустили непростительную оплошность и для экономии веса сделали на корабле атмосферу из чистого кислорода – как они пришли к такому решению неизвестно, ведь в чисто кислородной атмосфере любой материал становиться особо горючим. Три астронавта погибли мгновенно сгорев заживо в кабине. Руководство NASA было отстранено от должностей, а все полеты прекращены на пол года.

    И это на апогее лунной гонки, когда месяц шел за год. Но кто знает, может без этого провала все было бы только хуже. NASA серьезно пересмотрела свой подход к делу и стала развивать лунную программу куда последовательнее – сначала два полета в автоматическом режиме, затем попытки стыковки с астронавтами на борту, и только после облета луны уже посадка. На удивление все прошло без катастроф и даже печально знаменитый апполон-13 смог вернуться домой.

    20. Советская лунная программа захлебнулась именно по этой причине – никто не решался гарантировать сохранность космонавтов – слишком примитивны были технологии 60-ых, их нужно было многократно дублировать, а все это усложняло и без того ненадежную конструкцию.

    Например из-за особенностей траектории на обратном пути с луны капсула могла приземлиться только в районе экватора, что бы сесть на территории СССР нужно было сначала совершить тормозной нырок в атмосферу, затормозиться до первой космической скорости, снова подняться в космос и только после этого идти на посадку.

    21. Не забывайте что на технологическом уровне речь идет о фольксвагене-жуке которым стреляют из огромной рогатки. Буквально. Вот фото космических кораблей, их размер не больше среднего автомобиля.

    Или другой факт – советская лунная программа была в четыре раза масштабнее американской: сначала на луну садились два лунохода с радиомаяками и кабинами для пилотов. Затем на луну отправлялась два корабля – один с космонавтами, другой резервный – оба заходили на посадку по сигналу маяка. В случае проблем, космонавты спокойно садились в луноход и ехали к запасному кораблю.

    Такая осторожность понятна – неудачный полет Гагарина конечно наделал бы шума и сильно ударил по имиджу СССР, но все же не был бы катастрофой – он просто не считался бы первым полетом. Другое дело луна – представьте себе что на ее поверхности погибли первые люди. Это не просто символ неудачи, это вечный позор – они пролежат там сколько будет существовать человечество и именно этим запомниться Америка или Россия. Такой риск совершенно неприемлем, но американцы увидели для себя шанс и решили рискнуть – запустили свои корабли без всякой подстраховки.

    Я не случайно упомянул возможность гибели Гагарина на старте. Именно по этому почти все видеоматериалы со стартом Гагарина были сняты уже по его возвращении. Иначе само существование таких материалов было бы крайне опасным оружием против советской власти.

    22. Отсюда и растут ноги у лунного заговора – несомненно заметная часть видеоматериалов с луны заснятых аполлонами была как минимум отретуширована, какие-то кадры могли быть подсняты на земле – полная копия лунной поверхности, модулей и скафандров были созданы в центре NASA с двусмысленной точностью детализации.

    Сторонники “лунного заговора” выглядят наивно не потому, что он очевиден. «Подсъемки» это лишь вершина айсберга по медийной подготовке лунной прогулки. Посадка на луну – это все что останется от Америки в истории на всегда, но она всегда будет вторично после первого полета. По этому в информационном пространстве важно было выполнить две задачи – максимально отщипнуть славы у Гагарина и оказать максимальное информационное влияние. Проще говоря нужно было показать человечеству более яркий салют не смотря на второсортное событие и тут проявился весь рекламный гений Америки.

    Сейчас это не заметно, но зашли американцы со своего коронного номера: Мы выступаем от лица всего человечества, а не Америки. Кеннеди изначально предлагал Хрущеву полететь на луну вместе, Армстронг должен был установить так же флаг ООН, а рядом с флагом оставить табличку с посланиями лидеров 73 стран земли. Государственная комиссия по вопросу символики полета Аполлон11 заседала 6 месяцев, ее итогом стало следующее решение (приведу весь перечень):

    На Луне будет развёрнут только флаг США. Маленькие флаги 135 стран-членов ООН, а также самой Организации Объединённых Наций и всех штатов и территорий США будут находиться в лунном модуле и возвратятся на Землю.

    23. Флаг СССР летавший на луну с Аполлоном 11 и кусочки лунного грунта, подаренный Советскому союзу американцами и экспонируемый в мемориальном музее космонавтики на ВДНХ в Москве.

    Отправить в полёт с возвращением назад также предполагалось два полноразмерных флага США, которые на истребителе предварительно пролетят над обоими зданиями Конгресса США (они всё время должны были находиться в командном модуле), специальный почтовый штемпель для гашения, «лунное письмо» в виде конверта с пробной маркой, которое будет погашено экипажем в полёте, и клише для последующего печатания коммеморативной марки «Первый человек на Луне».

    Кроме флага, на Луне должны были остаться ещё два предмета: маленький кремниевый диск диаметром 3,8 см с нанесёнными на него миниатюрными заявлениями Президентов США Эйзенхауэра, Кеннеди, Джонсона и Никсона, посланиями доброй воли руководителей или представителей 73 государств, именами лидеров Конгресса США и членов четырёх комитетов Конгресса, ответственных за принятие законов, связанных с НАСА, и именами высших руководителей НАСА, действующих и уже вышедших в отставку, а также памятная металлическая пластина, прикреплённая к одной из опор посадочной ступени «Орла». На ней были изображены оба полушария Земли, океаны и континенты без государственных границ. Ниже был помещён текст:

    На пластине были выгравированы подписи всех троих членов экипажа и Президента США Ричарда Никсона.

    Комиссия также решила что в полет нужно добавить эмоций, следовательно астронавты могут взять с собой в полёт личные предметы. В наборе личных вещей Армстронг находились деревянный фрагмент левого пропеллера и кусочек ткани от левого верхнего крыла самолёта «Флайер» братьев Райт. Олдрин, по просьбе своего отца, взял с собой миниатюрную (размером 5 см х 7,6 см) автобиографию «американского Циолковского» Роберта Гудара, изданную в 1966 году. Она стала первой книгой, побывавшей на Луне.

    Детально продумывались сценарии всех телеэфиром на землю, эмблема полета, все наименования и позывные. В эпическом полете не должно быть ничего дурацкого и комического. А на луне Баз Олдрин совершил католическую службу причастия.

    Я принял святые дары и принёс благодарность разуму и духу, которые доставили двух молодых пилотов в Море Спокойствия. Интересно, подумал я, ведь самый первый напиток и самая первая пища, поданные на Луне, - это вино и хлеб причастия.

    После полёта Олдрин вернул миниатюрный потир в Уэбстерскую церковь. Каждый год в воскресенье, ближайшее к 20 июля, местные прихожане там принимают участие в богослужении Лунной евхаристии. Так же в карманах скафандров у астронавтов находилась эмблема «Аполлона-1», памятные медали Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта, Роджера Чаффи, Юрия Гагарина иВладимира Комарова, маленькая золотая оливковая ветвь, такая же, как три других, которые астронавты привезут своим жёнам, и кремниевый диск с посланиями президентов. Все это было оставлено в месте посадки лунного модуля. При всем при этом у экипажа Аполлона 11 была всего одна вне корабельная камера. По этому на американском телевидении был были показаны студийные «имитации» что бы зрители лучше могли представить сам процесс выхода.

    Но задумывались ли вы вообще каковы итоги миссии Аполлон?

    Да, американцы обогнали нас ценой огромного риска, но программу Аполлон ведь пришлось свернуть довольно быстро – оказалось что делать на луне нечего, технологии шестидесятых не позволяют даже задержаться на поверхности на пару дней.

    26. С высоты сегодняшнего дня видно, что космическая гонка обогнала свое время лет на сорок. Как атомная бомба. Сверхранний полет в эпоху перфокарт и магнитных лент только отодвинул реальное исследование луны – сейчас никто не готов возвращаться на луну. По этой же причине так медленно строиться МКС и тормозиться развитие всей космонавтики – все призы уже были взяты в шестидесятых. Кажется космос останется необитаемой пустыней… даже NASA отказалось от пилотируемых миссий и перешло на использование технологии луноходов.

    Четвертая космическая: что стоит за кулисами космической гонки?

    Кажется мы подошли к концу нашего путешествия, но явно чувствуется некоторая недосказанность. Упущено что-то важное, и это важное – пропаганда.

    Выше я уже говорил что весь космический проект строился из расчета на телевизионную картинку. Но ведь тема космоса не первый раз появилась в государственной пропаганде.

    27. Все голливудские режиссеры от кубрика до Лукаса были преданными фанатами советской фантастики. Тысячи раз пересматривали фильмы о путешествии пионеров на другие планеты и снимали свои фильмы в подражание советской пропаганде. Этот общеизвестный факт сейчас кажется невероятным, но у всех ключевых американских лент про космос есть вполне очевидный советский прототип.

    Кубрик снял свою Космическую Одиссею в покадровое подражание советскому блокбастеру «Дорога к Звездам», а звездные войны построены на любимом фильме Лукаса – «Планета бурь». Например Чубакка из звездных войн – это видоизмененное русское слово Собака и так далее.

    28. Были ли советские киношники искуснее голливудских коллег? Конечно да, ведь и сам Голливуд – российский продукт, его создал Станиславский специально по заказу американцев написавший свою «систему». Но дело тут все же несколько глубже – в самой коммунистической идеологии.

    29. Ошибочно считается что родина коммунизма – Германия и Англия где жили и творили все красные вожди. Как и все культурное в Европе, коммунизм придумали во Франции. Вы будете смеяться но изначально коммунизм был литературным проектом на уровне комиксов про супермена – идеи общественного равенства и справедливости сами по себе были не особо увлекательными, по этому их оборачивали в обертку космических путешествий с бластерами и прекрасными инопланетянками, которых предстоит учить земной любви. В общем все, что любят подростки.

    Основной корпус текстов был написан людьми, чьи имена можно прочесть на стелле у стен кремля: Шарль Фурье, Огюст Конт, Прудон, Пьер Леру и конечно мой любимый Сен-Симон – вечно нищий безумный блоггер поехавший на совсем уж безумных идеях вроде церкви Ньютона, которой должно заменить католицизм и распространить на всю вселенную. Прилетают люди на планету и первым делом ставят церковь науки имени Ньютона. Все это под соусом сексуальной революции с общими женами и сексуальными приключениями.

    В результате уже к 1830-ым «сенсимонизм» стал последним писком моды. Быть социалистом было так же круто как фанатом Битлз век спустя. В Москве девушка могла отдаться только за один убедительный намек принадлежности к интернационалу. Герцен, Белинский, Огарев, Аннинский все они были преданными фанатами коммунизма и заложили краеугольный камень социалистических идей в России.

    30. Стелла идеологам коммунизма в Александровском саду – теперь вы знаете почему она была так важна, пока на днях ее не снесли.

    Так возникла прочная связка социализма и космоса. Именно по этому советская власть все время возилась с космосом, планетариями и Циолковским, сняла гору фильмов о покорении межпланетного пространства. Это был ее невидимый хребет.

    Но точно так же социалистическое ядро навсегда закрепилось в научной фантастике. Вы не сможете встретить ни одно фантастическое произведение где бы не наткнулись на социалистические идеи. Даже если это будет мрачный пост апокалипсис типа Fallout или футуристичный Avatar везде вы увидите добрый прищур дедушки ленина с свободой-равенством-братством.

    Ничего удивительного, что социалистическая космическая программа оказалась лучше капиталистической – просто ей уже двести лет. Мода на космос 1960-ых это лишь отголосок и тень космической истерики начала 19-го века.

    Пятая космическая: скорость света не передел?

    Остается только окинуть взглядом четырнадцать предыдущих страниц и задаться вопросом – что дальше? Выход в космос, орбитальная станция и полет на луну – разве это предел? Это ведь даже не настоящий космос, а «околоземное пространство», а что там, за пределами солнечной системы?

    31. В последнее десятилетие произошёл настоящий переворот в астрономии, равный перевороту в физике начала прошлого века. Причём, как и в случае с теорией атомного ядра, люди ещё не осознали всей глубины изменения их взгляда на мир. Даже специалисты-астрономы только начинают привыкать к новой картине мира. Результатом этой новой картины явился астрономических конгресс 2006 года, принявший внешне надуманные решения о новой классификации планет. В конце концов, какая разница – считать Плутон планетой или просто «двойным планетоидом»?

    Но речь тут идет о смене всей картины мира. Если раньше считалось, что солнечная система это собственно Звезда и кружащиеся по близким орбитам планеты. А где-то очень далеко в 40 триллионах километрах находиться ближайшая звезда Проксима Центавра, у нее наверное такие же планеты на маленьких орбитах. Но между двумя солнечными системами – пустота космоса.

    32. Все изменилось 14 ноября 2003 года с открытием в солнечной системе планеты Седна. Расстояние до планеты составило 14 миллионам километров. Это вписывалось в верхнюю границу солнечной системы. Однако далее исследователи с ужасом обнаружили, что афелий орбиты Седны (максимальное расстояние от Солнца) равен 930 а.е (139 миллиардов километров). Период обращения планеты при такой вытянутой орбите – более 10 000 лет.

    Место обитания Седны традиционно называют поясом Койпера. Первоначально считалось, что это место нахождения основной массы комет Солнечной системы, то есть объектов размером от нескольких десятков метров до нескольких километров. В настоящее время в этом районе открыто более 400 объектов, размеры которых превышают 200 км. По современным оценкам, в поясе Койпера находится 35 000 объектов размерами свыше 100 км, а общая численность тел, по расчетам специалистов, оценивается в несколько миллиардов.

    В середине 20 века гипотетическую область нахождения комет переместили дальше, в т.н. «Облако Оорта». Считалось, что в этой гипотетической сферической оболочке, окружающей Солнечную систему на расстоянии около одного светового года, содержатся миллиарды комет с общей массой, равной массе Земли. Координаты облака были вычислены умозрительно, путём экстраполяции траекторий известных комет.

    А каков гипотетический предел возмущения небесного тела Солнцем? Это расстояние в аккурат до середины пути между Солнцем и Проксимой. Это и есть подлинные размеры грандиозной Солнечной системы, которую ещё только предстоит изучить ошарашенному человечеству.

    То есть первое же серьезное изучение собственной звездной системы радикально перевернуло наше представление о вселенной – оказалось что космос равномерно засеян материей, лишь кое-где освещаемой огоньками звезд. А наша собственная солнечная система отнюдь не самостоятельна, а физически объединена с ближайшими звездами образующими единую планетарную систему.

    Отсюда два вывода – космос насыщен планетами. Звездные системы находятся гораздо ближе чем мы думали и часто между ними курсируют общие объекты.

    Из чего следует что космос наполнен жизнью и делает возможными контакты цивилизаций на самых примитивных стадиях развития, когда они еще представляют интерес и пищевую ценность друг для друга. Достичь соседей можно даже на корабле с самым примитивным атомным двигателем.

    И такие звездолеты уже были заложены. Программа их строительства это второе дно космической гонки. Если вы играли в Civilization то поймете о чем я. Например GPS и Глонасс – подпроекты «ядерного космоса», ведь для ориентации в глубоком космосе планировалось использовать пульсары (звезды дающие постоянные радиоимпульсы), под нужды военных эту идею в 1973-ем конвертировали в систему навигации по тридцати спутникам на средней орбите у земли.

    В 1960-ых обе сверхдержавы спроектировали и приступили к строительству первых звездолетов способных достичь Альфа Центавра, но обе программы были неожиданно прекращены сразу после получения положительных результатов испытаний двигателей NERV и РД-0410. Видимо отложили до лучших времен, но уже в 1970-ых СССР построил серию военных спутников наведения «легенда» с маломощными ядерными установками на борту. И по всей видимости мы до сих пор значительно обгоняем Америку в этой области, жаль область засекречена и что там происходит на самом деле неизвестно.

    35. Последние открытые сведения по этой теме датируются 2011 годом и сообщают о новой попытке американцев вступить в партнерство с росскосмосом в области ядерных двигателей. Однако уже в марте 2013 по сети начало гулять интервью Дениса Ковалевича, руководителя космического кластера Сколково, в котором он рассказал, что разработка ядерной энергодвигательной установки ведется без привлечения иностранных специалистов, поскольку там много двойных технологий. «Это - российский проект», - сказал Д.Ковалевич.

    36. Таким стало начало XXI века. Мы начали ХХ век с попытки полета и быстро перевернули свое представление о мире. Наш век начинается с переворота в астрономии и строительства настоящих звездолетов. Так умерла ли тема космоса?

    Я думаю она только начинается.

    12 апреля наша страна отметила 50 летие освоения космоса - День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

    Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса.

    Конструкторы

    Циолковский Константин Эдуардович -

    русский ученый, который один из первых задумался о полете в космос.

    Судьба и жизнь учёного необычны и интересны. Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

    Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

    Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

    Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

    Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам:

    Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером и Юрием Васильевичем Кондратюком.

    Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев.

    Фридрих Артурович Цандер (1887-1933)

    Юрий Васильевич Кондратюк

    Сергей Павлович Королёв

    Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером и Юрием Васильевичем Кондратюком. Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев.

    В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

    Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

    И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в: подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек.

    Собак в подопытные решили взять, т.к. ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.

    Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала до высоты 7 км.

    С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах. Скафандр изготовили из прорезиненной ткани в виде мешка с двумя глухими рукавами для передних лап. К нему крепился съемный шлем из прозрачного плексигласа. Кроме того, разработали катапультную тележку, на которой и размещался лоток с собакой, а также аппаратура. Эта конструкция на большой высоте отстреливалась из падающей кабины и спускалась на парашюте.

    20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. Но не только, слетали 21 серая и 19 белых мышей.

    Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты?

    Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

    По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

    Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам.

    До полета человека в космос оставалось 18 дней.

    Мужской состав

    В Советском Союзе только 5 января 1959г. было принято решение об отборе людей и подготовке их для полета в космос. Спорным был вопрос кого готовить для полета. Врачи доказывали, что только они, инженеры считали, что в космос должен лететь человек из их среды. Но выбор пал на летчиков-истребителей, потому, что они действительно из всех профессий ближе к космосу: летают на больших высотах в специальных костюмах, переносят перегрузки, имеют прыгать с парашютом, держать связь с командными пунктами. Находчивы, дисциплинированы, хорошо знают реактивные самолеты. Из 3000 летчиков-истребителей выбрали 20 человек.

    Была создана специальная медицинская комиссия, преимущественно из военных врачей. Требования к космонавтам такие: во-первых, отменное здоровье с двойным–тройным запасом прочности; во-вторых, искреннее желание заняться новым и опасным делом, способность развивать в себе начала творческой исследовательской деятельности; в-третьих, отвечать требованиям по отдельным параметрам: возраст 25–30 лет, рост 165–170 см, масса 70–72 кг и не больше! Отсеивали безжалостно. Малейшее нарушение в организме, отстраняли сразу.

    Руководство решило из 20 космонавтов выделить несколько человек для первого полета. 17 и 18 января 1961 г. космонавтам устроили экзамен. В результате приемная комиссия выделила шестерку для подготовки к полетам.Перед вами портреты космонавтов В неё вошли в порядке очередности: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов, А.Н. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович. 5 апреля 1961 г. все шесть космонавтов вылетели на космодром. Выбрать первого из космонавтов равных по здоровью, подготовке, смелости было не просто. Эту задачу решали специалисты и руководитель группы космонавтов Н.П. Каманин. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. 9 апреля решение Государственной комиссии объявили космонавтам.

    Ветераны Байконура утверждают, что в ночь на 12 апреля на космодроме никто не спал, кроме космонавтов. В 3 часа ночи 12 апреля начались заключительные проверки всех систем корабля “Восток”. Ракета освещалась мощными прожекторами. В 5.30 утра, Евгений Анатольевич Карпов поднял космонавтов. Вид у них – бодрый. Приступили к физзарядке, потом завтрак и медицинский осмотр. В 6.00 заседание Государственной Комиссии, подтверждено решение: первым в космос летит Ю.А. Гагарин. Подписывают ему полетное задание. Стоял солнечный, теплый день, вокруг в степи цвели тюльпаны. Ракета ослепительно ярко сверкала на солнце. На прощание отводилось 2-3 минуты, а прошло десять. Гагарина посадили в корабль за 2 часа до старта. В это время происходит заправка ракеты топливом, и по мере заполнения баков она “одевается” точно в снежную шубу и парит. Потом дают электропитание, проверяют аппаратуру. Один из датчиков указывает, что в крышке нет надежного контакта. Нашли… Сделали… Вновь закрыли крышку. Площадка опустела. И знаменитое гагаринское “Поехали!”. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо. Вскоре ракета исчезла из вида. Наступило томительное ожидание.

    Женский состав

    Валентина Терешкова родилась в деревне Большое Масленниково Ярославской области в крестьянской семье выходцев из Белоруссии (отец - из-под Могилёва, мать - из деревни Еремеевщина Дубровенского района). Как рассказывала сама Валентина Владимировна, в детстве она говорила с родными по-белорусски. Отец - тракторист, мать - работница текстильной фабрики. Призванный в Красную армию в 1939 году, отец Валентины погиб на Советско-финской войне.

    В 1945 году девочка поступила в среднюю школу № 32 города Ярославль, семь классов которой окончила в 1953 году. Чтобы помочь семье, в 1954 году Валентина пошла работать на Ярославский шинный завод браслетчицей, одновременно поступив на учёбу в вечерние классы школы рабочей молодёжи. С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе (выполнила 90 прыжков). Продолжив работу на текстильном комбинате «Красный Перекоп», с 1955 по 1960 годы Валентина прошла заочное обучение в техникуме лёгкой промышленности. С 11 августа 1960 года - освобождённый секретарь комитета ВЛКСМ комбината «Красный Перекоп».
    В отряде космонавтов

    После первых успешных полётов советских космонавтов у Сергея Королёва появилась идея запустить в космос женщину-космонавта. В начале 1962 года начался поиск претенденток по следующим критериям: парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170 сантиметров и весом до 70 килограммов. Из сотен кандидатур были выбраны пятеро: Жанна Ёркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарёва, Ирина Соловьёва и Валентина Терешкова.

    Сразу после принятия в отряд космонавтов Валентину Терешкову вместе с остальными девушками призвали на срочную воинскую службу в звании рядовых.
    Подготовка

    В отряд космонавтов Валентина Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт 2-го отряда. 29 ноября 1962 года она сдала выпускные экзамены по ОКП на «отлично». С 1 декабря 1962 года Терешкова - космонавт 1-го отряда 1-го отдела. С 16 июня 1963 года, то есть сразу после полёта, она стала инструктором-космонавтом 1-го отряда и была на этой должности до 14 марта 1966 года.

    Во время обучения она проходила тренировки на устойчивость организма к факторам космического полёта. Тренировки включали в себя термокамеру, где надо было находиться в лётном комбинезоне при температуре +70 °C и влажности 30 %, сурдокамеру - изолированное от звуков помещение, где каждая кандидатка должна была провести 10 суток.

    Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. При выполнении специальной фигуры высшего пилотажа - параболической горки - внутри самолёта устанавливалась невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3-4 за полёт. Во время каждого сеанса надо было выполнить очередное задание: написать имя и фамилию, попробовать поесть, поговорить по рации.

    Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт перед самой посадкой катапультировался и приземлялся отдельно на парашюте. Поскольку всегда существовал риск приводнения спускаемого аппарата, проводились и тренировки по парашютным прыжкам в море, в технологическом, то есть не пригнанном по размеру, скафандре.

    Савицкая Светлана Евгеньевна - космонавт России. Родилась 8 августа 1948 года в Москве. Дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича САВИЦКОГО. После окончания средней школы поступила в институт и одновременно садится за штурвал самолета. Освоила следующие типы самолетов: МиГ-15, МиГ-17, Е-33, Е-66Б. Занималась парашютной подготовкой. Установила 3 мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы и 15 мировых рекордов на реактивных самолетах. Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах (1970 г.). За свои спортивные достижения в 1970 году была удостоена звания заслуженный мастер спорта СССР. В 1971 году окончила Центральную летно-техническую школу при ЦК ДОСААФ СССР, а в 1972 году - Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. После учебы работала летчиком-инструктором. С 1976 года, пройдя курс обучения в школе летчиков-испытателей, летчик-испытатель Министерства авиационной промышленности СССР. За время работы летчиком-испытателем освоила более 20 типов самолетов, имеет квалификацию «Летчик-испытатель 2-го класса». С 1980 года в отряде космонавтов (1980 Группа женщин-космонавтов № 2). Прошла полный курс подготовки к полетам в космос на кораблях типа Союз Т и орбитальной станции Салют. С 19 по 27 августа 1982 года совершила свой первый полет в космос в качестве космонавта-исследователя корабля Союз Т-7. Работала на борту орбитальной станции Салют-7. Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 52 минуты 24 секунды. С 17 по 25 июля 1984 года совершила свой второй полет в космос в качестве бортинженера корабля Союз Т-12. Во время работы на борту орбитальной станции Салют-7 25 июля 1984 года первой из женщин совершила выход в открытый космос. Время пребывания в открытом космосе составила 3 часа 35 минут. Продолжительность космического полета составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. За 2 рейса в космос налетала 19 суток 17 часов 7 минут. После второго космического полета работала в НПО «Энергия» (заместитель начальника отдела Главного конструктора). Имеет квалификацию инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса. В конце 80-х годов занималась общественной работой, являлась первым заместителем председателя Советского фонда мира. С 1989 года все активнее начинает заниматься политической деятельностью. В 1989 - 1991 годах являлась народным депутатом СССР. В 1990 - 1993 годах являлась народным депутатом РФ. В 1993 году покинула отряд космонавтов, а в 1994 году ушла из НПО «Энергия» и целиком сосредоточилась на политической деятельности. Депутат Государственной думы РФ первого и второго созывов (с 1993 года; фракция КПРФ). Член Комитета по обороне. С 16 по 31 января 1996 года возглавляла Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования. Член Центрального совета Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие».

    Елена Владимировна Кондакова (родилась 1957 В г. Мытищи) была третьей российской женщиной-космонавтом и первой женщиной, совершившей длительный полёт в космос. Её первый полёт в космос состоялся 4 октября 1994 года в составе экспедиции Союз ТМ-20, возвращение на Землю - 22 марта 1995 года после 5-месячного полёта на орбитальной станции «Мир». Второй полёт Кондаковой - в качестве специалиста на американском корабле Атлантис (шаттл) (англ. Space Shuttle Atlantis) в составе экспедиции Атлантис STS-84 в мае 1997 года. В отряд космонавтов её включили в 1989 году.

    С 1999 г. - депутат Государственной Думы РФ от партии «Единая Россия».