Земля наш общий дом нужны. «Земля – наш общий дом» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Екатерининский детский дом»

Методическая разработка открытое занятие инсценировка «ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
(для детей от 7 до 10 лет)

Разработала:
Мартынова О. П.
(воспитатель 2 квалификационной категории)

1. Пояснительная записка.
2. Методические рекомендации.
3. Сценарий.
4. Сценарный план.
5. План подготовки.
6. Методические советы.
7. Литература.
8. Приложение.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится все сильнее, так как уже сейчас в полной мере ясно, что производимые человеком блага выступают как губительный эффект в огромном масштабе, что грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

Основы мировоззрения человека закладываются в младшем школьном возрасте, его отношение к окружающему миру, на этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представление о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры.

Принуждение извне может лишь угнетать, а не возбуждать интерес ребенка к экологии. Воспитатель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к проблемам экологии.

Вызвать у детей стимул, интерес и внимание к окружающей среде, можно различными средствами и способами:

  • чтение сказок, мифов, легенд;
  • принятие участия в играх, наблюдениях, экскурсиях, викторинах, сценариях;
  • при помощи музыки и рисования.

Так постепенно у ребенка будет формироваться чувство красоты природы, радости и удивления.
Данное мероприятие проводится в форме открытого занятия - инсценировки, рассчитано на детей в возрасте 7 - 10 лет.

Цель: формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста в условиях детского дома.

Задачи:

  1. формирование первоначальных экологических знаний и представлений о природе.
  2. воспитание гуманного отношения к природе и понимание важности охраны окружающей среды.
  3. создание экологической и развивающей среды в детском доме.

Данное мероприятие необходимо проводить в просторном зале, чтобы обеспечить реализацию методического замысла (исполнение стихов, песен, танцев, постановки с использованием фонограммы).

Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, а так же учитывать ранее накопленные знания и опыт. При распределении поручений необходимо учитывать желания и интересы детей. Для успешного проведения данного мероприятия необходима большая организационная и четко спланированная работа. С детьми необходимо не только разучить стихи, но и отработать выразительность речи и эмоциональное исполнение. Не только выучить песню, сценарий, но и отработать такие умения как: уверенно держать себя во время выступления, умение взаимодействовать друг с другом, сопереживать, формировать артистические умения, культуру поведения.

Воспитанники должны оказывать посильную помощь при изготовлении наглядности, оборудования, декорации и костюмов.

Педагог принимает участие в сценарии вместе с детьми, тем самым, придавая уверенность детям, создает комфортные условия и эмоционально настраивает детей на восприятие данного материала.

Каким будет мероприятие ярким, радостным, эмоциональным, запоминающимся - зависит от тех, кто представляет его зрителям, реализует его, и, наконец, от самих зрителей.

Оборудование:

1. надпись на сцене «Земля - наш общий дом»
2. изображения птиц, цветов украшают сцену.
3. костюмы «Красная книга», «Природа», «Заяц», «Лиса», «Волк», «Тюльпан», «Ландыш», «Лев».
4. магнитофон.
5. живые цветы.

Сценарий

Участники: Педагоги и воспитанники детского дома от 7 до 10 лет.

Место проведения: Актовый зал.

Оформление: На сцене надпись «Земля - наш общий дом», зал празднично украшен, расставляются декорации, стулья для зрителей, герои в костюмах.

Театрализованное представление

ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ

(Звучит тревожная музыка).

Красная книга:
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Природа:
Есть просто храм
Есть храм науки
А есть еще природы храм
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй ее!
1-й чтец: Я сорвал цветок - и он завял.

2-й чтец: Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.

1-й чтец: И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем.

2-й чтец: О, человек! Природа - мать ни рек и не морей.
От глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых небес.
Цени это доверие природы, не обмани ее! О, человек!

Природа:
Я - природа. Прошел уже 1 миллион лет, как на Земле появился человек. И лишь в ХХ веке он окончательно возомнил себя господином. Мои ресурсы общество считало безграничными, поэтому не было заботы об экономном использовании и воспроизводстве. Все отходы беззаботно выбрасывались в окружающую среду, бессердечно уничтожались многие виды животных.

Природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа щедра и бескорыстна, она дает нам все для жизни.

Природа: Как великолепны творения природы. Ими можно только восхищаться, поражаясь, сколько богата она на выдумки.
Красная книга: Однако порой взрослые, и дети безумно ведут себя по отношению к ней, истощаются недра, загрязняются реки и озера.

Чтец: (Стихотворение «Океан седой». Звучит тревожная музыка).

Океан седой звенит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как Боги -
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют черные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету -
Черные сотрешь ли человек?

(Песня «Прости Земля»).

Природа: Слышите дети! Земля просит о помощи!

(Стихотворение читает Ландыш. Звучит спокойная музыка.)

Ландыш:
Все так изранено в лесу,
Как после дней войны, здесь уцелевшей ненайти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул, какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
От этой черствости людской болит моя душа,
Под искалеченным дубком не ветер стонет, я
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой.
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды.
Хмельного ухарства следы, беспечности следы.
Ушли, обидев красоту, смутив лесной уют
Не услыхав, что за спиной, деревья слезы льют.

Заяц: Лес является величайшим источником вдохновения и здоровья, он учит нас видеть и понимать прекрасное. В лесах предстают перед нами величавая красота и могущество природы.

Лиса: Лес - это самый верный ваш помощник в борьбе за урожай. Он смягчает климат, останавливает сухие ветра, пыльные бури, преграждает своими зелеными полотнами путь сыпучим пескам.

Волк: Невозможно перечислить все бедствия, какие несет нам отсутствие леса. Если б вы знали о них, то у вас, должно быть не поднялась бы рука сломать ветку цветущей липы.

Синица: Необыкновенно важна роль леса в истории и даже в процессе становления человека.

Заяц: Лес дал вам первые орудия труда, познакомил с огнем. Лес кормил ваших далеких предков, давал им кров, защищал от солнца и ветра, дождя и морозов, спасал от хищных зверей.

Лиса: Из дерева делались дома и лодки, копье и соха, колыбель. Подлинная история современной цивилизации началась с изобретения бумаги, книги, материал для которых давал лес.

Волк: Ваши далекие предки к нему относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака разговаривают. Они могут предупреждать или грозить, пугать или поощрять.

Синица: Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце.

(Песня «Тонкая рябина» или «Не рубите мужики»).

Красная книга: А список уничтоженных видов животных и растений пополняется на протяжении всей истории человечества.

Чтец: Палим, во что попало - жаден глаз!
И рубим и взрываем, и коряжим.
Природа - мать ждет милости от нас
А взять ее у нас, увы, не может.
Природа: Ведь вдумайтесь, каждую минуту на земле исчезает один вид живых организмов.

Красная книга: И не столь уж важно - солидное это четвероногое или крошечный жучок с какого-нибудь островка в Тихом океане, на весах жизни все они равны.

(Песня Ю. Антонова «Живет по всюду красота» или танец бабочек с цветами и птицами).

Чтец:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я, и ты
Если мы сорвем цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Бабочка: Только за последние три столетия с лица Земли навсегда исчезли 36 видов млекопитающих.

Синица: 94 вида птиц и насколько сот видов беспозвоночных, среди них сумчатый волк, странствующий голубь.

Тюльпан: Все больше и больше исчезнувших и оказавшихся на грани исчезновения животных и растений, попадают на тревожные страницы «Красной книги».

Природа:
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих границ.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Красная книга:
Красная книга - это перечень видов животных и растений, грибов и даже лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли. Первая Красная книга - международная, она появилась в 1966 году. Ее изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать, тот ущерб, который нанесли люди природе.
Результат ошеломил всех, опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплет не случаен, он как бы предупреждает о возможной беде. Вскоре вышли Красные книги отдельных стран, областей, республик.
Черная страница в книге содержит названия исчезнувших видов, красная - виды на грани исчезновения, желтая - восстанавливающихся, зеленая - малоизученных, белая - не изученных видов животных и растений.

Бабочка: Огромное число бабочек внесено в список самых горячих точек на карте жизни.

Тюльпан: Несколько сот видов растений. Среди наших близких знакомых это ландыш майский, большинство орхидей, подснежник белоснежный, колокольчик.

(Лесная поляна. В центре на троне сидит лев. Вокруг него лесные жители).

Лев: Сегодня в нашем лесу рано утром зазвонил вечевой колокол. Вы знаете, что никто не смеет звонить в него по пустякам. Так кто же из вас взывает к справедливости, кто требует суда и защиты.

Синица: Мы птицы взываем к справедливости, мы требуем суда и защиты. За последние 150 лет нас вымерло 60 видов и 67 подвидов, ежегодно мы теряем крылатых братьев. И это все по вине человека.
Лев: Разве человек может так поступить с вами? Я не могу поверить, этого не может быть, ведь все мы часть природы.
У всех у нас есть одна мать, по имени природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев на веки
В душе ее прекрасные черты -
Поля, луга, леса, моря и реки.

Волк: Человек имеет прямое воздействие на флору и фауну. Это привело к тому, что вымирание видов животных и растений составляет в наше время от одного до десяти в год. Сегодня на грани исчезновения находится 1000 видов животных и 2000 видов растений.

Лев: Неужели это так? Неужели человек не понимает, что истребляя вас всех, он готовит такую же участь и себе. Он научился летать по воздуху, как птица, плавать под водой, как рыба, ему осталось только одно - научиться достойно, жить на Земле.

Волк: Человек! Слышишь ли ты, видишь ли ты, что-нибудь кроме смерти?

Лев:
Человек!
Ты послушай царя терпеливых зверей,
И прости,
Что слова мои будут звучать не по царски.
Я - последний из львов,
Но пускай за меня говорят.
Лань в объятьях капкана,
Ползучего смога громадность
И дельфинов семья,
За которой неделю подряд.
С вертолета охотился ты,
Чтоб развеяться малость.
Пусть тебе повстречается голубь,
Хлебнувший отрав,
Муравейник сожженный,
Разрытые норы барсучьи,
Оглушенная семга,
Дрожащий от страха жираф.
И подстреленный лебедь,
И чайки по горло в мазуте.
Пусть они голосят,
Вопрошая карающий век.
Пусть они стороною обходят любую машину.
Ты хозяин!
Мы спорить с тобой не хотим и не можем,
Но без нас ты представь
Разве будет Землею Земля?
Но без нас - ты пойми
Разве море останется морем?
Человечьи детеныши вспомнят о нас и заплачут
Мы - пушистые глыбы тепла
Мы живое зверье.
Все твое на планете,
А нашего нет ничего.
Может правда, что день ото дня,
Мир становится злее.

Бабочка: Человек! По твоей вине гибнут не только птицы, но и вся природа.

: Однако, то что сделано, нельзя исправить никаким раскаянием.

Тюльпан: Раскаяние очищает душу и закаляет ее против новых искушений, но происшедшее - непоправимо!

Волк: Мало не делать зла - нужно делать добро.. только тогда ты будешь, счастлив и спокоен.

Лев: В мире и так слишком много страданий, причиняя зло хотя бы маленькому существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем иное.

Природа: Проблемы экологии, охраны природы все больше волнуют человечество. И это понятно - Земля наш общий дом, и единственная в мире обитель. Мы плотью и кровью принадлежим природе, находимся внутри нее и зависим от нее. Достаточно вспомнить, тебе человек, что без пищи, ты проживешь 5 недель, без воды 5 дней, без воздуха 5 минут. И вот над всем этим нависла угроза гибельного экологического кризиса.

(Звучит щебет птиц, звук моря).

Чтец: Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над ночным покоем.

(Дети держат в руках листики березы, клена, на них написаны правила поведения в лесу. Зачитывают эти правила и бросают листочки в зал, словно деревья сбрасывают листву).
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН №
п/п Мероприятия Ответственные
1 Звучит тревожная музыка, на сцену выходит Красная книга и природа. Музыкальный работник, воспитатель в роли «Красной книги» и ребенок в роли «Природы»
2 Выходят чтецы, читают стихи, ведут диалог с Красной книгой и Природой. воспитатель
3 Песня «Прости Земля». Музыкальный работник
4 На сцене появляются Заяц, Волк, Лиса, Синица ведут рассказ о лесе, беседуют с Красной книгой и Природой. Воспитатель, помощники
5 Песня Ю. Антонова «Живет по всюду красота» Музыкальный работник
6 На сцену выходят, Тюльпан и Бабочка рассказывают о проблемах экологии. Воспитатель и помощники
7 Все звери, птицы и растения приходят с жалобой к царю зверей Льву. Воспитатель, помощники, музыкальный работник

ПЛАН ПОДГОТОВКИ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Изучение методической литературы по данной теме.
  2. Составление сценария.
  3. За неделю до праздника провести экологическую викторину.
  4. Разучивание стихов, песен, танцев.
  5. Отработка интонационной выразительности.
  6. Репетиция сценария.
  7. Подготовка декораций, наглядностей, костюмов и оборудования.
  8. Оформление зала.
  9. Выставка детского творчества.
  10. Расстановка мебели.
  11. Подведение итогов экологической викторины.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ВИКТОРИНА

  1. В древней Руси этого зверька называли «Векша», он грациозен и красив. Его детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив, любит шишки и орешки. (Белка).
  2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. По цвету, он сливается с травой. (Кузнечик).
  3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Весной поедают большое количество гусениц и жуков. (Скворец).
  4. в России этого жука издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький очень добродушный и безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молоко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жуку. (Божья коровка).
  5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко - красные и сидят прямо на ветках и стволе. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. Ядовита для людей. (Волчья ягода).
  6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых, этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей, В этом их вред. (Муравьи).
  7. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза).
  8. Какая охота разрешается в любое время года? (Фотоохота).
  9. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа).
  10. Кто кукует у кукушки? (Самец).
  11. Какая птица больше всего похожа на утку? (Селезень).
  12. Какая домашняя птица бегает быстрее скаковой лошади? (Индюк).
  13. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).
  14. Любимое лакомство у аиста? (Лягушки).
  15. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки).
  16. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Змеи вылезают из кожи при линьке).
  17. Куда зайцу удобнее бежать в гору или с горы? (В гору, потому что у него передние лапы короче задних).
  18. Растет ли дерево зимой? (Нет).
  19. Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь).

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Надпись на плакатах

1. Как аукнется, так и откликнется.

2. Помните! Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу значит охранять Родину.

3. Лес - наше богатство.

4. Не засоряйте природу!

5. Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья!
Отныне мы вместе - большая семья -
Цветы и деревья, птицы и я!

6. Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек. Г. Х. Андерсен.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Правили поведения в лесу

ПРАВИЛО 1-е.

Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение - живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.

ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти, и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

ПРАВИЛО 3-е.

Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе - это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

ПРАВИЛО 4-е.

В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи пустыню.

ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

ПРАВИЛО 6-е.

Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище - это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.

ПРАВИЛО 7-е.

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.

ПРАВИЛО 8-е.

В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников - М., 1992
2. Богданец Г.П., Смирнова Л.Я. «Формирование экологических представлений у шестилетних первоклашек» // Начальная школа, 1989г. № 5.
3. Велик И. «Что должен знать и уметь юный защитник природы», М., 1983г.
4. Дмитриев Ю.Д. «О природе для больших и маленьких», М., 1982.
5. Козлова С.А. Мой мир. - М., 2000
6. Малашенкова В.А. Программа «Природа и человек».
7. Научно - методический журнал «Воспитание школьников». - М., 2002г. №3. с. 69.
8. Научно - методический журнал «Воспитание школьников». - М., 2005г. №4. с 72.
9. Научно - методический журнал «Воспитание школьников». - М., 2007г. №5. с.67.
10. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2002г. №2.
11. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2002г. №4.
12. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2005г. №4.
13. Научно - методический журнал «ПедСовет». - М., 2007г. №5.
14. Сизенко-Казанец З. Ознакомление дошкольников с природой //Дошкольное воспитание 1990. № 8.
15. «Экологическое воспитание дошкольников 3 %». Омск. Всероссийское общество охраны природы 2001.
16. Элиот Д. Детская энциклопедия. - Росмэн, 1994

Программное содержание:
- I -
1. Расширять представления детей о планете Земля.
Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней не замерла жизнь.
2. Показать различие и сходство людей разных рас.
3. Формировать желание любить и беречь Землю.
4. Расширять представления детей об охране природы.
Закрепит знание правил поведения в природе.
- II -
1. Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля, расы.
2. Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи, пословицы, поговорки.
- III -
1. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.
Она является общим «домом» для всех людей.
Вызвать уважение к людям разной расовой принадлежности.
2. Пробуждать желание сделать приятное для Земли - сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке.
3. Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.
Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.
Материал к занятию:
1. Глобус
2. Фотография Земли и Космоса.
3. Плакаты: «Береги свой город!», «Пусть всегда будет небо», «Природа среди нас одна!»
4. Атлас огромного Мира.
5. Краски, кисточки, листы тонированной бумаги.
6. Коллективная работа детей по аппликации «Разноцветная Земля».
7. Магнитофон.
Предварительная работа:
1. Рассматривание рисунков Ю. Копейко: «В космос».
2. Рассматривание атласа мира, карты мира.
3. Беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна, твой народ».
4. Рассказ воспитателя: «Значение воздуха для природы и человека».
5. Заучивание стихотворения: «Когда-нибудь люди отменят войну».
6. Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе. Разучивание пословиц и поговорок про Землю.
7. Чтение книги Н. Сладкова «Разноцветная Земля».

Ход занятия
Воспитатель: Дети, давайте представим себе, что мы с вами садимся в космический корабль. Итак приготовились! Внимание! Пуск! Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше становятся дома, деревья, наш город и вскоре мы теряем его из вида. И вдруг, будьте внимательны, что это?

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад и стар,
Что она - большущий шар.

Что это за шар, который мы увидели из Космоса? /Земля/
- Правильно. Это Земля, такая плоская, ровная внизу. Вверху, в Космосе она похожа на маленький шарик. Реки стали ручейками, сады и поля - маленькими зелеными островками, а города - небольшими мерцающими огоньками. Глобус помогает представить нашу Землю такой, какая она есть в Космосе. Глобус - это уменьшенная модель Земли. Послушайте загадку, которую приготовил Саша:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Всем показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Да конечно, это глобус, модель Земли, он может вращаться, Разные цвета видим мы на глобусе. А какого цвета больше? /голубого, синего/. Что означает этот цвет, вы узнаете из загадки:
Ребенок:

Глубиною глубоко,
Шириною широко.
День и ночь о берег бьется
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна,
И горька и солона. /моря, океаны/

А вот и суша, это земля, поля, пустыни, леса. Как вы думаете, каким цветом изображены леса? /зеленым/ Пустыни и полупустыни? /желтым/. А вот и горы. Они коричневые на глобусе. А вот и наша Родина - Россия, столица Москва. А вот здесь наша река Иртыш и город Омск.
Вспомните, а кто первым взглянул на нашу Землю из Космоса? Ю. Гагарин. Он тогда сказал, что оказывается сверху Земля не очень большая, как это кажется жителям Земли. Наша Земля вращается вокруг Солнца, когда Солнце освещает одну сторону, здесь светло, а с противоположной стороны темно, ночь или сумерки. Земля постоянно меняется и дарит нам разные времена года. Какие?
На Земле живет много людей. Они и разные и похожи друг на друга. Чем похожи все люди Земли? Люди умеют думать, говорить, у всех людей похожее строение тела, ходят на двух ногах, бывают веселыми и грустными, строгими и добрыми. Но люди отличаются друг от друг. Вы ведь не спутаете своих - маму, папу, бабушку, дедушку - с остальными людьми. А ещё люди отличаются по цвету кожи, волосами, разрезом глаз. Такие различия называются расовыми признаками. На Земле живут люди разных рас. Посмотрите на свой цвет кожи - наша кожа какого цвета? Белая. Такие мы с вами - жители Европы, Азии, Америки, России. Бывает желтая кожа - это люди, живущие в Японии, Китае, Корее. Есть люди, у которых темная кожа, чернокожие. Эти люди живут в основном в жаркой Африке. Все люди умеют говорить, но у каждого свой язык. Люди по-разному поют, танцуют. Это хорошо, что люди такие разны, так интереснее, так можно многое узнать друг о друге.
Физминутка: «Этюд «Земля»
Наша Земля существует уже давно, она много видела, как люди переселяются с места на место, видела страшные войны. На Земле много всего происходит, а она все вращается и вращается. Она живая и, как все живое, она может заболевать. А болеет Земля из-за нас, из-за того, что люди не берегут Землю, свой голубой шар.
Земля - наш общий дом. У нас над головой одна общая голубая крыша - небо, а под ногами общий «пол» - земная поверхность /земля, трава, песок/.
У нас общий водопровод - это дождевые и снежные тучи и вентилятор тоже общий - ветер. Наш общий дом - планета Земля. Давайте все вместе скажем с гордостью эту фразу.
Ребята, вы приготовили пословицы и поговорки о нашей Земле, давайте их послушаем.
Да, Земля - наш общий дом и переселиться куда-нибудь, как это бывает в мультиках и сказках, невозможно. Поэтому надо держать свою Землю в порядке, любить ее и беречь.
Ребята, что тревожит вас, когда люди плохо хозяйничают и не заботятся о нашем общем доме - планета Земля?
Дети: Люди загрязняют воздух. Курят сигареты, сжигают листву осенью. Загрязняют воздух машины с выхлопными газами, труба с дымом. Уничтожают животных, вырубают леса. Загрязняют водоемы, не экономят воду.
Воспитатель: Что же мы с вами можем сделать, чтобы воздух на планете был чистый, водоемы были чистыми? Что нужно делать, чтобы сохранить леса, луга, животных, птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте поговорку, которую подготовил для вас Вадик: «Плоха та птица, которая гнездо свое марает.»
Воспитатель: Итак, мы теперь знаем, что нужно делать, чтобы не погибла Земля, и обязательно будем беречь животных, экономить воду, газ. И все это нужно делать для того, чтобы всем хорошо жилось на Земле, для того, чтобы и вы сами не болели, а жили спокойно и счастливо! И может получиться что-то вроде этого:

Когда-нибудь люди отменят войну,
А пушки и бомбы утопят.
Когда-нибудь люди заселят Луну
И льды вековые растопят.
Когда-нибудь в гости к полярным медведям,
Мы есть ананасы и дыни поедем!
И нам улыбнутся моржи и пингвины,
Приветствуя скромным букетом жасмина!

Воспитатель: Ребята, сделайте круг вокруг глобуса. Придумайте хорошие слова-пожелания для Земли.
Дети говорят свои пожелания.
Воспитатель: На столах, ребята, для вас уже приготовлены краски, кисточки, листы бумаги. Сейчас вы сядете за столы и сделаете рисунки. На своих рисунках вы изобразите то, что вы хотели бы видеть на Земле в изобилии /цветы, грибы, деревья, трава, бабочки, птицы и пр./
Воспитатель включает музыку, дети приступают к работе. В процессе выполнения задания воспитатель поощряет замыслы детей, подсказывает как лучше расположить детали на рисунке, анализирует рисунки.
После того как дети выполнят задание, воспитатель предлагает разместить рисунки на свободных столах. Вместе с детьми воспитатель рассматривает рисунки, уточняет, что нарисовано и почему ребенок нарисовал именно это.
В конце занятия воспитатель отмечает хорошую работу детей на занятии и предлагает оформить выставку рисунков «Земля - наш общий дом».
После занятия дети вместе с воспитателем размещают свои рисунки на выставке.

Я речь свою веду о том, Что вся Земля – наш общий дом, Наш добрый дом, просторный дом, Мы все с рожденья в нём живём. Ещё о том веду я речь, Что мы наш дом должны беречь. Давай докажем, что не зря На нас надеется Земля. Р. Рождественский

Земля... Как много значит это слово для каждого из нас. Земля – это и планета Солнечной системы, и место, где мы живем, это наша кормилица и мать, которая нас одевает и обувает, кормит и поит, это наш общий дом, в котором мы живем. Человечество давно освоило Землю, воздушное и водное пространство. В космос запускаются спутники, оснащенные специальным оборудованием для установления контакта с жителями иных цивилизаций. Во Вселенной бессчетное количество звезд, планет, галактик, и наша Солнечная система всего лишь капля в гигантском океане Мироздания.

Но фотографии, сделанные со спутников, показали, что ни на одной планете в нашей Солнечной системе нет условий для жизни. Земля – единственная и неповторимая, данная нам свыше. Испокон века обороняли эту землю наши предки, берегли ее как ценнейшее сокровище. Она всегда была их богатством, которым гордились и защищали. А когда брали от природы ее дары, люди понимали, что этих щедрот будет значительно больше, если они будут беречь природу. Нерациональное же использование земли приводит к уничтожению флоры и фауны. На Земле образуются пустыни, заболачиваются реки, исчезают родники и озёра, страдают животные и птицы. Почему это происходит? Думаю, главная причина в том, что некогда человек провозгласил себя «царём природы». Да, конечно, люди стали сильнее природы: перед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами природа устоять не может.

Выстроенная на Земле цивилизация, вступила в непреодолимое противоречие с природой. Ежегодно вырубаются огромные лесные массивы, загрязняются водоёмы, уничтожаются редкие виды животных и растений. Порой складывается впечатление, что люди ведут тотальную войну с природой. На самом деле это война с самим собой. Увлечённые удовлетворением своих потребностей, мы начинаем забывать о том, что человек не царь природы, а составная ее часть, что Земля – наш общий дом, и о нём нужно заботиться, как о своей крепости. Человек на Земле – старший по разуму и по старшинству, ему отведена иная роль. Он должен быть рачительным хозяином и помнить обо всех, кто живём в его огромном доме – планете по имени Земля. Но многие ли думают так? Для большинства дом ограничивается пределами своей квартиры, дачи. Немногие из людей назовут среди важнейших жизненных ценностей чистый воздух и воду.

Большинство просто не думают о них, считая чем-то, безусловно, полагающимся человеку, незыблемым, неистребимым. А часто ли кто-нибудь из нас задумывается: надолго ли хватит земных ресурсов при таком их беспорядочном и интенсивном использовании? Каждый думает примерно так: «На мой век хватит!» Поэтому от природы, как от слуги, требуют абсолютного служения и подчинения, не спрашивая, согласна ли она играть такую роль. Бережное отношение должно распространяться и на сохранение ресурсов, и на воду, и на воздух. Пора остановиться, прекратить самоистребление. Нам нужно понять, что абсолютно от каждого человека зависит судьба нашего общего дома под названием планета Земля.

Человеку пока не суждено понять, что Земля – это уникальное творение Вселенной, что это планета, летящая с огромной скоростью в пространстве, летящая по своей заданной траектории, планета, живущая и работающая по законам мироздания и есть – наш общий Дом. Человек, обычный человек, сидящий в своей квартире, в своей тихой уютной квартире, вряд ли может, а вернее сказать, никогда не сможет понять, представить и оценить этого Чуда! Он просто-напросто отгородился от Земли искусственно созданным миром, спрятался от всех проблем за стеной благополучия.
Почувствовать и понять, что Земля огромна и могущественна, что её силы как планеты величественны, человек, а вернее, человечек, такой маленький и ничтожный по своим размерам и силам, может только в одном месте – в горах – в огромных возвышающихся до небес Горах, низвергающих вниз миллионы литров воды в своих водопадах. Только в природе – девственной и нетронутой, непроходимой в своих лесах, горах и топях, он может осознать хрупкость человеческой жизни и свою полную зависимость от глобальных планетных событий.
Сейчас очень много говорят об экологии и экологических проблемах, но очень мало, что делается на самом деле. Призывать человека сохранить Землю – свой дом от разрушения, иногда кажется настолько невозможным, насколько невозможно представить себе варвара благоговейно застывшего перед мраморной статуей великого римского скульптора и не разбившего её.
И думается, что прежде, чем призывать человека к этому – к сохранению своего Дома, необходимо, чтобы он осознал и принял мысль о том, насколько сильно Человек зависит от состояния планеты – своего Дома. Надо, чтобы он почувствовал, ощутил на своей шкуре, что «Дисгармония в доме, и жизни спокойной Человеку – не видать!»
Я обращаюсь к Земле со словами, которые могли бы стать для каждого человека своеобразным кредо, словами, показывающими его отношение к ней: «Живи Планета! Живи мой Дом! Живи планета и процветай, живи и дай мне силы жить вместе с тобой!
Ведь планета наша – живая система – это космическое тело. Не хочу произносить слово «организм» это принижает суть планеты, не даёт нам понять глубину, мощь и глобальность её существования. Планета – наш Дом – поглощает и отдаёт (энергию космоса), рождает и разрушает (живые организмы и все тела), она бесконечно огромна для нас и бесконечно мала в пространстве Вселенной. Она являет нам свою сумасшедшую мощь и ничтожность перед мириадами звёзд Млечного пути. Она – сурова для одиноких путников и так беззащитна перед астероидами.
Я призываю - уважать её как свою Мать и не предавать!
Её надо Восхвалять и Любить!
Надо следовать принципам и заповедям:
– Сначала возлюби, потом познай!
– Сначала признай величие и мощь, и никогда не смей уничтожать её доспехи, части и структуры.
– Пользуйся в меру богатствами её и распределяй всё поровну меж нами – людьми.
Земля – наша мать – по сути своей: и химической, и физической и биологической. Наше прибежище во Вселенной, наш Дом - сражающийся с нами и за нас, спасающий и дающий, принимающий наши бренные тела на исходе жизни. Это – наш Дом!!!
Благословите Землю – родину, мать и дом! Сохраните её на века и миллионы лет!
Земля…Она молчаливая и незаметная для человека, спрятавшегося в маленьких коробочках своих городов, но в полный голос кричащая в торнадо и цунами, разрывающая свою поверхность толчками землетрясений и извергающимися вулканами, предупреждающая о боли, страдающая от взрывов бомб и испытаний, от глумления над её недрами, униженная презрением ничтожных соискателей её богатств.
Я обращаюсь к вам, Люди!
Верните себе свой Дом и перестаньте уже его уничтожать!
Обретите себя в своём доме!
Ведь, Сначала была Земля! и только потом… пришёл Человек!

Лариса Афанасьевна Жмуйдецкая

Конспект интегрированного занятия

«Земля- наш общий дом » в подготовительной группе

Жмуйдецкая Л. А. МДОБУ «Чернореченский ДСКВ» . Апрель2017г.

Цель : формировать понятие о себе как о жителе планета Земля и понимания необходимости охраны окружающей среды.

Задачи :

Обучающие : учить осознавать своеобразие и неповторимость каждого живого существа на Земле ; учить детей делать выводы, анализировать,

упражнять в подборе прилагательных к существительным, построении распространённых высказываний на основе собственных умозаключений

закреплять правила поведения людей в природе; Активизировать речь : глобус, планета Земля , заповедник, суша, живая и неживая природа.

Развивающие : - развивать у детей познавательный интерес к природе, закрепить понятие, что мы люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо : вода, солнце, воздух. Развивать воображение, образное мышление, внимание, зрительно-моторную координацию. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции) .

Воспитательные : Воспитывать у детей желание охранять природу родного края.

Предварительная работа

Рассматривание презентации «Планета – Земля » , иллюстраций из альбома о природе, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание стихотворений, пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Материал :

Подбор иллюстрированного материала к теме; тематическая презентация Power Point; цветные карандаши, восковые мелки, краски.

Вводная часть : - Отгадайте загадку : НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды, в нём от скуки волком воет злой зелёный/Гуманоид/.

Педагог : Злой Гуманоид, у которого было плохое настроение заколдовал своих друзей и прислал письмо.

«Здравствуйте, ребята с планеты Земля , пишет Вам житель далёкой планеты. На моей планете нет животных, птиц, деревьев, цветов и вся моя планета какая- то серо-коричневая, но я всё равно люблю свою планету. Я, слышал, что на вашей планете есть деревья, животные, птицы и очень красивые цветы и многое другое. Расскажите и нарисуйте мне пожалуйста картинки о том, что есть на вашей планете, тогда я расколдую своих друзей. Буду ждать от Вас письмо с рисунками».

Ну, что ребята, как будем спасать жителей далёкой планеты от злого гуманоида.

Основная часть :

Педагог : Ребята, у каждого человека есть свой дом. И у каждого животного есть свой дом, и у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.

Ребята, а как можно назвать наш общий дом ? (Земля ) .

Воспитатель : В старину наши предки Землю матушкой , кормилицей называли и говорили : «Земля заботу любит . Накорми Землю- она накормит тебя . Без хозяина Земля-круглая сирота

Почему так говорили? /рассуждения детей/

Что было бы, если бы на нашей Земле не стало деревьев и цветов? (Погибли бы животные, человек.)

Земля наша богата и животным миром. Животный мир очень разнообразен.

Дидактическая игра «Назови одним словом» .

Жук, бабочка, муравей, стрекоза. (Насекомые.)

Карась, хек, окунь, треска. (Рыбы.)

Голубь, снегирь, синица, дятел. (Птицы.)

Волк, слон, собака, лось. (Звери.)

Где живут животные? (На суше- в лесу, в поле, в горах, в песках, в земле , в реке, на дне водоёмов, рядом с человеком.)

Да, ребята и все животные полезны и нужны на Земле .

Птицы уничтожают вредителей леса, полей. Животные кормят нас.

Что правильнее – жизнь животных на воле или в неволе?

Животные должны жить на воле, они приспособлены к жизни в тех условиях, где появились на свет. Держать в неволе животных нельзя, это равносильно, что человека посадить в клетку. Домашние животные приспособились к существованию рядом с человеком.

Физминутка : «Общий дом » стихотворение В. Орловой

Под одною голубою общей крышей мы живём. / дети встают в большой круг

Дом под крышей голубой /показывают домик над головой/

И просторный, и большой /руки разводят в стороны/

Дом кружится возле Солнца /кружатся вокруг себя/

Чтобы было там тепло /подскоки на месте/

Чтобы каждое оконце, осветить оно могло/ описывают руками круг/

Чтобы жили мы на свете, не пугаясь, не грозя /закрыть лицо ладошками/

Как хорошие соседи или добрые друзья /обнимашки/

Воспитатель : Ребята, посмотрите на нашу планету - на наш общий дом , можно много красивых слов подобрать, описывая нашу Землю . Давайте встанем в круг и подберём слова, какая наша Земля . / Передавая мяч дети называют прилагательное – красивая, зелёная и т. д. /

Педагог : Наша планета действительно очень красивая. Даже думать не хочется, что эта красота может исчезнуть навсегда. Как вы думаете, могут ли люди нанести вред нашей планете? /ответы детей/.

Педагог : Ребята, я уверена, что вы не допустите этого и сейчас и в будущем сделаете всё, чтобы наша планета оставалась красивым и цветущим домом.

Ребята, а как мы с вами можем помочь своей планете остаться красивой и щедрой, как сохранить её жизнь? /ответы детей/

Воспитатель : Хорошо, вы много знаете о том, кто живёт и что растёт на нашей Земле .

А сейчас мы с вами подготовим разные рисунки для Гуманоида.

Творческая работа детей.

Заключительная часть :

В конце занятия дети рассматривают свои работы.

Педагог : Я думаю, Гуманоиду очень понравятся ваши рисунки. Вы изобразили, красоту Земли и он освободит своих друзей, а сам станет добрее. Педагог даёт оценку работы ребят на занятии .

Дети, берегите наш дом – Земля ! Человек очень сильно зависит от природы, а потому её нужно беречь!

Список литературы : Е. Л. Кощеева, Л. А. Хамидуллина, В. В. Прохорова «Путешествия в мир природы» , Москва, 2009.

Л. М. Потапова «Детям о природе –экология в играх» , Ярославль, 2000.

М. Х. Левитман «Экология-предмет : интересно или нет?» , Санкт-Петербург «Союз» , 2001.

Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки. Экология для малышей» , Москва, 2002.

Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?» Москва,2008.

Л. П. Молодова «Беседы с детьми о нравственности и экологии» , Минск, 2002.



Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Земля - наш общий дом». Подготовительная группа Образовательная область: Познавательное развитие. Программное содержание: - Образовательные: 1. Расширять представления детей о планете.

Конспект НОД для средней группы «Земля - наш общий дом!» «Земля – наш общий дом» в ДОУ Актуальность Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию «Земля - наш общий дом!» Цель: Создать условия для формирования представлений детей о планете Земля. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,.

«Земля - наш общий дом». Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Земля – наш общий дом"Цели занятия: Коррекционно-образовательные: 1. Уточнение и расширение представления детей о том, что Земля – наш.