Особенности цивилизации древнего египта. Египетская цивилизация Периоды истории Древнего Египта

Одним из древнейших очагов цивилизации стал северо-восточный регион Африканского континента, где в конце IV - начале III тыс. до н.э. сложилось государство древних египтян. Климат страны таков, что на большей части ее территории Нил является единственным источником жизни. Растительность Египта в исторический период была не слишком разнообразна. Так как при ограниченности орошаемой земли использовался каждый ее участок, пригодный для выращивания культурных растений, для дикорастущих почти не оставалось места. Отсутствие дерева восполнялось камнем и глиной, широко применявшихся при строительных работах. На территории Египта встречались богатейшие залежи известняка, гранита, алебастра, шифера и других минералов. Запасы золота и меди были незначительны.

В основе создания непрерывного хозяйственного жизненного цикла лежал процесс ирригации. Поэтому государственная структура возникла как форма обеспечения ирригации в масштабах Нома. Ирригационная экономика - самый ранний пример командно - распределительной системы. Поскольку ручные земляные работы были исключительно трудоемкими, а материальные стимулы в условиях натурального хозяйства не действовали, управление этими работами должно было быть не только централизованным, но и обожествленным . Поэтому в управлении хозяйством большую роль отводили религии и жрецам. В социальной пирамиде жрец (или носитель знания, идеолог) занимал ведущее место. Государство являлось верховным собственником всех орошаемых земель. Крестьянские общины имели право наследственного пользования за натуроплату, размер которой устанавливался по биологическому урожаю, т.е. определялся до жатвы чиновниками. Непосредственным производителем в ирригационных системах был крестьянин, юридически свободный, но обязанный государству трудовой провинностью. Производственный труд рабов не мог применяться, т.к. существовал избыток трудовых ресурсов.

Религия в Древнем Египте сформировалась из многочисленных местных культов. С политическим выдвижением того или другого нома на авансцену истории выходило и божество этого города. Особенностями религиозных воззрений египтян являются одновременное существование антропо- и зооморфных божеств, а также синкретизм, допускавший объединение двух и более богов и перенесение качеств и свойств одного на другого. Религиозные культы египтян от возникновения до своего исчезновения тесно переплетались с магией. В пантеон наиболее известных египетских богов входят: Анубис, Бастет, Исида, Манту, Мин, Нефертум, Осирис, Себек, Сет, Сохнет, Тот, Хатор, Хнум, Хор и многие другие. Следует отметить важность заупокойного культа древних египтян, нашедшего выражение в строительстве погребальных комплексов (мастаб, пирамид и гробниц) и мумификации тел.


В Древнем Египте считалось, что мир представляет собой хаос , первозданную пучину вод - Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Первым богом было солнце. Существовали представления, согласно которым небо - это водная поверхность, небесный Нил, по которому днём солнце обтекает землю. Под землёй тоже есть Нил, по нему солнце плывёт ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других - Акер. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных. Плодородием полей ведала богиня Рененутет, почитавшаяся в образе змеи. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. Для развитого египетского общества характерен и другой миф, в котором говорится, что люди произошли из тела бога-творца как точное его подобие. Для них он сотворил из хаоса небо и землю, для дыхания - воздух, для пропитания - животных, птиц и рыб.

Египетский язык относится к египетской ветви афроазийской языковой семье. Язык древних египтян характеризуется стремлением к конкретизации абстрактных понятий, четким порядком слов в предложении, отсутствием средств для передачи динамического действия и богатством словарного запаса. Египет дал миру одну из наиболее ранних и разработанных систем письменности, сочетающей идеографическую и звуковую передачи информации. Особенностью египетской письменности является игнорирование гласных звуков. Среди античных мыслителей, уделявших внимание афов, более всех продвинулся Хораполлон, живший во второй половине V в. В своем труде "Иероглифика» он высказал предположение, что с помощью иероглифов существовала передача слов и понятий, причем каждому знаку приписывался свой собственный смысл. Эта теория египетской письменности оставалась господствующей вплоть до XVIII в.

Важнейшим событием в истории дешифровки египетской письменности стала находка Розеттского камня в 1799 г., изучением которого занимались: француз Сильвестер де Саси, швед Марсель Окерблад, англичанин Томас Юнг. Впоследствии к ним присоединился Жан Франсуа Шампольон , которому удалось разгадать загадку египетского письма. Его метод дешифрации основывался на сравнительном анализе знаков греческой, иероглифической и демотической письменностей, а также письменности коптов и других народностей.

На основе исследований многих ученых было обнаружено, что в основе Египетского канона лежит принцип Золотого сечения. Термин "Золотое сечение" - ввел Леонардо да Винчи - "sectio auerea". Золотое сечение отрезка АВ геометрически можно получить, если из вершины Д на диагонали АД отмерить отрезок, равный катету ДВ, и затем из вершины А радиусом, равным расстоянию до засечки на гипотенузе, отмерить отрезок на стороне АВ. Полученные отрезки АС и СВ разделят сторону АВ в пропорции Золотого сечения. В основе древнеегипетского канона лежит геометрическая модель солнечного календаря. На основе геометрических построений определялось, когда выходить замуж, как строить жилище, где делать окна, двери и т.д.

Было установлено, что великие пирамиды на плато Гиза были построены при использовании пропорций древнеегипетского канона, но только в более сложной интерпретации.

Зарождение и развитие астрономии связаны с практической необходимостью создания простейшего сельскохозяйственного календаря. С течением времени в Египте сложились и одновременно существовали несколько систем летосчисления. Все они базировались на наблюдении движения небесных светил и ключевых событиях в жизни египетского общества. Другим важнейшим достижением египтян стало их умение считать и определять время. Сохранились специальные приборы и таблицы с расчетами, в основу которых легли многочисленные наблюдения за небесным сводом и знание физических свойств некоторых материалов. Следует также отметить тесную связь древнеегипетской астрономии с астрологией.

Все известные "математические" тексты египтян в общем однотипны: как правило, дается условие задачи и ответ, но способ решения не приводится. Параллельно со становлением письменности проходил процесс формирования древнеегипетской системы счета, сочетающей двоичные и десятеричные способы передачи числовых значений.

Развитие и широкое распространение "математики" в Древнем Египте связано со складыванием огромного чиновничьего аппарата. Ежедневная необходимость разнообразных расчетов требовала от служащих простейших арифметических навыков и знания системы мер длины, массы, объема и площади. Помимо целых чисел, египтяне использовали в своих вычислениях дроби.

Свидетельством высокого уровня математических знаний египтян служат и дошедшие до настоящего времени пирамиды, храмы, а также сообщения о сооружении огромных искусственных водоемов.

Математическое наследие Древнего Египта в течение долгого времени оказывало сильное влияние на развитие научной теоретической мысли ряда других стран.

Высокой репутацией в Древнем мире пользовалась египетская медицина. Медицинские папирусы написаны по тому же типу, что и математические: практические руководства для лекарей и никакой теории. Сохранилось всего 10 папирусов, содержащих медицинские руководства. Они называются по имени их владельцев (Эдвин Смит, Херет, Честер-Битти, Калберг и др.) или по месту находки (Кахунский, Рамесумский и др.).Самый древний из перечисленных папирусов - Кахунский, датируемый 1850 г. до н.э. По имеющимся данным в Египте делали хирургические операции типа ампутаций, трепанации черепа. Физиология также была известна египтянам: они знали о связях частей тела с внутренними органами и о наличие в организме третьей системы - регулирующей. В Египте существовали сложные и до конца еще неизученные процессы бальзамирования и мумификации.

Носителями магического знания были египетские жрецы. Магия существовала в двух формах: открытое (для всех) и закрытое (магическое). Основные средства, которые использовали египтяне для совершения магических действий, были: магические камни, амулеты, формулы, изображения и заклинания, церемонии, "ушебти". Среди амулетов следует отметить "сердце". Сердце считалось не только вместилищем жизненной силы, но и источником хороших и плохих мыслей и даже олицетворением совести. Самый известный амулет - Скарабей - связан с сердцем.

Экономика Древнего Египта была основана на растениеводстве. Технология земледелия полностью зависела от гидрорежима, поэтому главным условием производства сельскохозяйственных культур было искусственное регулирование воды рек при помощи дамб, каналов, плотин для гидромелиорации. Это обеспечивало высокие урожаи злаков, овощей, фруктов. Как следствие развивались гидротехника, строительство, архитектура. Особое влияние на строительство и архитектуру оказывали религия египтян, их представление о загробной жизни, о мироздании.

Об уровне развития техники и технологии в Египте можно судить по многочисленным текстам и рисункам на папирусах, рельефам на стенах гробниц, саркофагов, храмов, мастаб, пирамид и т.д. Хозяйственная жизнь Древнего Египта представляется весьма обширной и многоплановой.

До настоящего времени существует несколько "технологических" тайн Египта: долговечность красок; негорючий папирус с асбестовым покрытием, бальзамирование и конечно египетские пирамиды. Наибольшее сосредоточие пирамид находится на левом берегу Нила в Саккаре, Гизе, Дашуре, Абусире. Ученые насчитывают всего около 80 пирамид. По форме пирамиды классифицируют на: ступенчатые, классические, пирамиды с ломанными гранями и пирамиды в форме саркофагов.Существует несколько версий относительно назначения пирамид: памятник утверждения власти и силы, заупокойный ансамбль, ритуальный комплекс, место хранения (сохранения) ценностей и др.

Возникла древнеегипетская цивилизация в регионе дельты Нила. За всю историю Древнего Египта поменялось тридцать династий правителей. Тридцать второй год до н. э. считают рубежом существования цивилизации Древнего Египта.

Жители этой развитой цивилизации древности, никогда не праздновали своих дней рождения. Что было тому причиной - по сей день нет одного общепринятого ответа…

Горы окружали Египет, это предопределило замкнутый характер появившейся здесь цивилизации, носившей земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, из за благоприятных климатических условий, не требовал больших физических затрат, египтяне собирали урожай дважды в год. занимались обработкой глины, камня, дерева и металла. Орудия земледелия изготовлялись из обожженной глины. Кроме этого, использовали еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали временами из горного хрусталя.

Восприятие и измерение времени древние египтяне обуславливали ритмом разлива Нила. Каждый последующий год расценивался ими как повторение прошлого и определялся не солнечным циклом, а временем, которое было необходимо для сбора урожая. У месяцев не было названий, а нумерация. Каждый четвертый год был високосный, каждый пятый день декады был выходной. Счет времени вели жрецы.

Египтяне разделяли день на 12 часов и на 12 - ночь. У каждого часа было свое название. Первый час дня называли «блистающим», шестой - «час подъема» и т. п.

Кроме этого, все дни года были разделены на три категории - счастливые, опасные и несчастливые - в зависимости от событий, которые отметили их в те времена, когда на земле жили боги. Таким образом, древние египтяне вели себя в зависимости от дней. В несчастливый день они старались не выходить из дома, в особенности на закате и по ночам. В такой день нельзя было купаться, плавать на лодках, отправляться в путь, есть рыбу и все, что происходит из воды. Основную роль в регламентации поведения играли традиции. Были календари где отмечались счастливые и несчастливые дни.

Египетские пирамиды на сегодняшний день являются последним «действующим» чудом света. Другие чудеса растаяли во мгле истории без следа. Большую пирамиду Хеопса построили около 3 000 лет тому назад. На ее возведение ушло 2 300 000 громадных каменных блока, суммарная масса которых составляет 7 000 000 тонн.

Высокий жизненный уровень и благополучие в Древнеегипетской цивилизации подтверждаются фактом наличия у них двух обычаев, которые были не характерны для других цивилизаций древности: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев.

Основная одежда египтян это набедренная повязка. Сандалии они носили довольно редко, а основное средство демонстрации социального положения было количество украшений (ожерелий, браслетов).

Древние египтяне верили, что все в мире принадлежит богам, что боги это источник всеобщего процветания, что им ведомы их помыслы и желания и они могут в любое время вмешаться в дела людей. Тем временем природа богов была единосущна с человеческой: богам приписывали человеческие качества, у каждого был свой характер, у них были семьи.

Неоспоримым фактом в наше время является то, что впервые антибиотики стали активно использоваться лишь в XX столетии. Но не все знают о таком факте, что тысячелетия назад в Египте некоторые из инфекционных заболеваний лечили с помощью заплесневелого хлеба. Выходит, именно древних египтян следует считать первопроходцами в применении антибиотиков в лечебных целях.

Египтяне верили, что после смерти они попадут на суд бога Осириса (Усир - царь загробного мира), который взвесит на весах их плохие и добрые дела. Они стремились, чтобы жизнь в загробном мире ничем не отличалась от жизни земной. Тела подвергались бальзамированию. Состоятельный человек заранее готовил для себя загробный дом, потому каждый город живых имел город мертвых - он располагался в пустыне рядом с городом.

В древнеегипетском государстве имелось 4 централизованные деспотии. Фараон являлся персонификацией государства: он объединял административную, судебную и военную власть. Египтяне полагали, что бог Ра (бог солнца по египетской мифологии) проявляет заботу об их благосостоянии и посылает на землю своего сына - фараона. Каждого фараона расценивали как сын бога Ра. В обязанности фараона входило выполнение сакральных, культовых обрядов в храмах, для того, чтобы страна была благополучной. Ежедневная жизнь фараона строго регламентировалась, потому как он был верховный жрец всех богов.


Как известно, законодателями моды в винном деле являются французы. Но мало кому известно, что первый винный погреб обнаружили именно в Египте. Кроме этого, древние египтяне были первые, кто сварил пиво.

В цивилизации Древнего Египта уже с додинастических времен была эффективная система внутренней и обменной торговли. В особенности большое распространение внутренняя торговля получает во 2 тысячелетии до н. э., когда в лексиконе египтян впервые появляется слово «торговец». Слитки серебра постепенно вытеснили зерно как мерило рыночных ценностей. В Древнем Египте не золото, а серебро выполняло функцию денег, потому как золото было символ божественности, обеспечивающим телу фараона вечную загробную жизнь. Главное транспортное средство в Египте, это корабли и лодки, основные торговые пути, это реки и каналы. На сухопутных дорогах, проложенных по дамбам, использовали вьючных животных, прежде всего, ослов.

Системным признаком организации древнеегипетского общества было владение профессией. Основная должность - воин, ремесленник, жрец, чиновник - наследовались, но возможно было и «вступить в должность» или быть «назначенным на должность». Основная масса трудоспособных египтян использовалась в земледелии, остальные были заняты в ремесле или сфере обслуживания.

Древние египтяне использовали голубей для передачи сообщений друг другу.

Цивилизация Древнего Египта насчитывает около трех тысяч лет. Ученые выделяют 5 периодов развития древнеегипетской цивилизации: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее Царства.

Раннее царство XXXI–XXIX вв. до н. э.

Времена борьбы Верхнего и Нижнего Египта за гегемонию. Победил Верхний Египет, чьи фараоны основали I общеегипетскую династию. Родоначальник I династии был фараон Мину. Мина построил первую египетскую столицу - г.Мемфис, на стыке дельты и долины. Покровителем династии Мины являлся бог Гор. Во время правления II династии Раннего Царства не прекращалась скрытая борьба между Нижним и Верхним Египтом. Фараон Хосехемуи добился окончательного объединения Египта в одно сильное централизованное государство. После него фараоны II династии начали называть себя не только именем Гора (покровитель Верхнего Египта), но и именем Сета (покровитель Нижнего Египта).

Древнее царство XXVIII–XXIII вв. до н. э.

В этот период фараоны добились большой концентрации людских и материальных ресурсов. Достигло своего расцвета земледелие, техника (металлургия меди). Создаются первые гражданские и религиозные законы, устанавливаются первые каноны искусства. Только в эпоху Древнего Царства возводились великие египетские пирамиды. Это свидетельство расцвета цивилизации, так как для строительства пирамид требовались огромные ресурсы и знания.

Основателю III династии фараону Джосеру принадлежит первая пирамида. Как раз в эпоху Древнего Царства зафиксирована концепция обоготворения фараона. V династия отказалась от строительства пирамид - начался экономический упадок. Активно начинают строится храмы бога Ра, культ которого становится в государстве основным. Во время VI династии экономический кризис достиг своего предела, страна распалась на независимые номы, наступил I переходный период (XXIII–XXI вв. до н. э.).

Среднее царство XXI–XVIII вв. до н. э.

К концу переходного периода выделились два объединяющих центра: на севере - Гераклеополь, на юге - Фивы. В борьбе одерживают победу Фивы и их правитель Ментухотеп основал XI общеегипетскую династию. Начался новый расцвет древнеегипетского общества. Египтяне модернизируют и усложняют ирригационную систему, создают первые искусственные моря. Теперь сельское хозяйство уже не зависит от разливов Нила.

В это время Египет активно торгует с окружающими странами. Торговые караваны идут через Суэцкий перешеек на Ближний Восток и через Красное море в Африку. В эпоху Среднего Царства ведущим культом стал культ бога Амона с центром в Фивах. Среднее Царство закончилось с нашествием гиксосов в конце XVIII в. до н. э. Египет вновь распался на отдельные номы. Гиксосы (XV–XVI династии) правят только в Южном Египте. Их правление называют II переходным периодом.

Новое царство XVI–XII вв. до н. э.

Фивы и при правлении гиксосов остаются сильным независимым центром. Тут правила XVII династия, чьи фараоны возглавили борьбу за изгнание гиксосов из Египта. Фараон Яхмос полностью победил гиксосов и положил начало XVIII общеегипетской династии. Эпоха Нового Царства характерна появлением Египетской империи. Создана сильная завоевательная армия с использованием наемников. Армия захватила Палестину и Сирию на севере, дошла до третьего нильского порога на юге.

В этот период фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) пытается сломить жречество, поменяв главного бога империи Амона на бога Атона. Такая попытка создания первой монотеистической религии не доведена до конца, так как Эхнатон правил только 15 лет. После его смерти все вернулось «на круги своя». Наибольшего могущества Египет достигает при фараоне Рамсесе II Великом (XIX династия). Он царствовал 66 лет; его эпоха была наиболее стабильной и отмечается массовыми стройками. Со смертью Рамсеса II приходит медленный упадок и переход к следующей эпохе.

Позднее царство XI–IV вв. до н. э.

Египет пребывает под властью иноземцев - ливийских и эфиопских династий, а потом стал провинцией Ассирийской и Персидской держав. В IV в. до н. э. Египет завоевывал . На этом и заканчивается история Древнеегипетской цивилизации и начинается эпоха эллинизма.

Древние египтяне большое значение придавали . Смерть они рассматривали как переход к другой, лучшей жизни. Для сохранения трех душ человека - ка, ба и ах - считалось необходимостью сохранять тела умерших (в додинастическую эпоху тела хоронили в неглубоких ямах, что давало возможность им сохраняться в горячем песке и тем самым избегать тлена; с середины 2-го тыс. до н. э., в эпоху Нового царства, разработали методика бальзамирования).

Считалось, что после смерти умерший при помощи старика-перевозчика перебирался через Реку мертвых, проходил через 12 врат, преодолевал Огненное озеро. Потом 42 судьи читали список грехов. В Зале Суда Осириса сердце умершего взвешивалось на весах, оно не должно было перевесить Перо - символ богини истины. Тот кто прошел испытание становился жителем Иного мира, или Царства Запада. Грешников отдавали на растерзание чудовищу.

Впервые завещание было тоже написано в Египте. Это сделал сын египетского фараона Хафре, который скончался приблизительно в 2601 году до нашей эры.

В Древнем Египте было более 2 000 богов и богинь, но культ большинства из них имел местное значение. Фараон Аменхотеп IV (1364–1347, правил 1351–1334 гг. до н. э.) пытался провести религиозную реформу, одну из первых в мире. В стране отменяли почитание всех прежних богов и закрывали их храмы. Ввели единобожие, поклонение богу солнца - Атону. Начали вести строительство новых храмов, была заложена новая столица, а сам фараон принял имя Эхнатон, что означало «Угодный Атону». Такая модель реформирования общества впоследствии многократно воспроизводилась, нередко с тем же результатом, т. к. после смерти Эхнатона реформы сошли на нет, а влияние прежнего жречества усилилось, должность верховного жреца начала передаваться по наследству.

Наряду с другими древними цивилизациями древние египтяне были одними из первых людей в мире, которые придумали письмо, используя для него бумагу и чернила.

Древнеегипетская мифология является выдающимся явлением мировой культуры. Она отражает богатый духовный мир египетского общества, сложную систему философских, этических и эстетических взглядов, представлений о происхождении мира и человека. Мифологические персонажи, правители - любимцы богов стали героями произведений литературы, изобразительного искусства. Достижения Древнего Египта были настолько органично впитаны другими цивилизациями, а сама она настолько прочно позабыта, что дешифровка египетских иероглифов Франсуа Шампольоном в 1822 году фактически обусловила «второе рождение» Древнего Египта.

Производство стекла и фаянса тоже является нововведением Египта тысячелетней давности. Кроме этого, строители, возводящие сегодня прекрасные архитектурные сооружения, не всегда знают, что родиной такого материала как цемент тоже является Египет.

Метаморфозы, похожие на судьбу Древнеегипетской цивилизации, происходили и с другими древними цивилизациями, которые «открылись» человечеству в результате научных изысканий XIX–XX веков.

Древнеегипетская цивилизация является родоначальницей практически всех современных предметов домашней утвари и средств личной гигиены. Именно тут тысячелетия тому назад впервые придумали замок и ключи к нему, расческу и ножницы, макияж и дезодорант, парик и зубную щетку с пастой.

До династический период(5тыс.-3100г.до н.э.)- Египетская нация состояла из 40 небольших государств. Во второй половине 4-го тысячелетия до н. э. эти государства образовали два царства: на севере - Нижний Египет, на юге - Верхний Египет. На этих территориях началась, так называемая, династическая эпоха. Это эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений и появление первых рабовладельческих государств. Появляется письменность. Этот период в истории Египта, начинающийся с доисторических времён и заканчивающийся около 3100 г. до н. э., образованием единого государства и установлением власти I династии. Первым фараонам был Мина, объединивший Верхний и Нижний Египет. Окончательно объединил страну в централизованное государство, подавив волнения на севере - Фараон II династии Хасехем. С объединения Египта начинают отсчет Древнеегипетских династий. Страна превратилась в централизованную восточную деспотию, которая обеспечила создание общегосударственной системы ирригационных сооружений.

Период царствования первых трех династий египетских фараонов, связан с объединением Египта. Отсюда и начинают отсчет Древнеегипетских династий. Древнее царство(28-23в. до н. э.) Это время окончательного сложения всех культур египетской цивилизации. В этот период, большого развития достигли ремесла, такие как ткачество, гончарное и ювелирное дело. Снаряжались экспедиции на остров Крит и Финикию. Так же появляется частное землевладение. К этому времени сформировалась четкая иерархическая система. На вершине, которой стоял фараон, считавшийся богом (воплощением бога Гора, сын бога Ра) обладающий абсолютной властью (законодательной, исполнительной судебной). Ниже фараона находились - аристократы, придворные, чиновники и жрецы. Принадлежность к высшему слою носила наследственный характер. Нижний слой состоял из крестьян-общинников. В правление фараонов 4 династии (28-27в.до н. э.)- Хеопс, Снофру, Джедефра, Хефрена удается встать над аристократией и сделать ее полностью зависимой. С усилением божественного культа фараона появляется культ загробной жизни. Множество сил и средств брошено на возведение гигантских пирамид. Самые известные среди них это пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. 23-21 вв. - Египет переживает период политической раздробленности. В этот период страна распадалась на области (номы), где правила родовая знать, не желавшая считаться с волей фараонов. Это незамедлительно сказалась на экономике страны, начались голод и беспорядки. Этот период включает в себя время царствования III--IV династии. Среднее царство (21-18в. до н. э.)

В течение 300 лет Египет раздирали междоусобные войны, восстание крестьян и рабов. В конце 21 века до н. э. страну вновь смогли объединить фиванские правители - фараоны XI династии. Они смогли подчинить себе весь Египет и сделать Фивы столицей страны. Аменехмет I смог ограничить привилегии правителей номов. При фараонах XII династии номовая власть была лишена политической самостоятельности. Для упрочнения своего авторитета фараоны были вынуждены вновь накапливать земельные богатства- вести захватнические войны в Нубии, Сирии и Палестине ради добычи золота и др. видов сырья.

Новое царство (16-11в. до н. э.) Первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 36 г. до н.э.

Позднее период (1 тысячелетие до н. э.) Фараоном стал сын главного жреца. С того времени на Египет было совершено множество вторжений, множество войн. Во время позднего царства была восстановлена независимость Египта, но войны продолжались. Были предприняты попытки соорудить канал от Нила к Красному морю, что не увенчалось успехом. Были налажены дружественные отношения с Грецией. Египет окончательно перешел под власть персов. 2. Территориальное расположение

Нил-река жизни. В нижнем течении реки Нил в Африке зародилась цивилизация Древнего Египта. Успех древнеегипетской цивилизации в большой степени явился результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины Нила. В эпоху нового царства власть фараонов простиралась на значительной территории в Восточном Средиземноморье и на побережье Красного моря.

Как мы знаем климат в той части Африки, где протекает Нил сухой и жаркий. Более 90% территории Египта земли представляет собой каменистую пустыню, так называемую Красной землей. Во время разлива воды Нила приносят ил, который делает почву очень плодородной. Экономика Египта основывалась на продуктивном сельском хозяйстве в плодородной долине Нила. Нил был связующей нитью между людьми, которые жили вдоль его берегов. Именно поэтому египтяне очень рано научились строить лодки из тростника, а в дальнейшем и корабли. Наличие плодородной почвы, строительных материалов способствовали развитию земледелия, строительства, а также ремесел и торговли, что помогало обогащению государства и способствовало развитию наук. Представьте себе государство, которое умеет строить здания и плотины, системы искусственного орошения, возводить здания высотой 146,6 метров (пирамида Хеопса), иметь собственную письменность, пользоваться солнечными и водяными часами. 3. Мировоззренческие ценности

«Даром Нила» называли Египет в древности

Географическое положение

Древний Египет - одна из древнейших мировых цивилизаций, зародившаяся в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах — города, который греки впоследствии именовали Мемфисом . Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет» — Черная Земля — по цвету местной почвы.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важнейшей судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет и всю страну с Нубией, которую античные авторы именовали Эфиопией.

Образование единого государства

Более подробно про первые века Древнего Египта и становление государства читаем в статье — «Образование государства. Раннее царство Древнего Египта» .

В эпоху, предшествовавшую образованию государства, Египет состоял из отдельных областей, в результате их объединения возникли два царства — Нижний Египет и Верхний Египет . После долгой войны победу одержало Верхнеегипетское царство, произошло слияние обеих частей. Точная дата этого события неизвестна, но можно полагать, что около 3000 г. до н. э. в долине Нила уже существовало единое государство.

С именем царя Мина (греч. Менеса) — основателя I династии, тождественного, вероятно, Хору Аха , — связано начало летописной египетской традиции. Согласно преданию, сохранившемуся у Геродота, Мин основал столицу объединенного царства на стыке Верхнего и Нижнего Египта, воздвигнув плотину, чтобы защитить город от наводнения. Отсюда удобно было управлять и югом и севером страны. Этот город греки и назвали впоследствии Мемфисом.

Ранее царство

После правления его наследника Тутмоса II престол захватила Хатшепсут, сохранившая первоначально номинальным правителем малолетнего царя, своего пасынка, Тутмoca III, но впоследствии открыто объявившая себя фараоном. Придя к власти, Тутмос III стремился вытравить всякое напоминание о Хатшепсут, уничтожая ее изображения и даже имя. Он совершил много походов в Сирию и Палестину, и его империя стала простираться от четвертого порога Нила до северной окраины Сирии.

На первую половину XIV в. до н. э. приходится царствование Аменхотепа IV (Эхнатона), с именем которого связана важнейшая религиозная реформа. При двух преемниках Аменхотепа IV начался отход от его политики. Семнех-кере восстановил культ Амона, при следующем фараоне — Тутанхамоне — утвержденный царем-реформатором культ Атона лишился государственной поддержки.

При Рамсесе I (XIX династия) начались длительные войны с хеттами за господство в Сирии. В царствование Рамсеса II произошла знаменитая битва с хеттами под стенами сирийского города Кадеша, в которой с каждой стороны участвовало до 20 тыс. человек. В своем описании этой битвы Рамсес утверждает, что именно он одержал победу. Но известно, что египтяне не сумели взять Кадеш и хетты под предводительством царя Муваталлиса преследовали их при отступлении. Длительная война завершилась на 21-м году правления Рамсеса II мирным договором с хеттским царем Хаттусилисом III. Оригинал договора был записан на серебряных табличках, но сохранились лишь его копии на египетском и хеттском языках. Несмотря на силу египетского оружия, Рамсесу II не удалось восстановить границы империи фараонов XVIII династии.

При наследнике Рамсеса II, его тринадцатом сыне Мернептахе, и при Рамсесе III, сыне основателя XX династии Сетнахта, на Египет обрушились волны завоевателей — «народов моря» и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясении, которые во внутриполитической жизни проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в усилении позиций номовой знати (особенно в Фиваиде, на юге Египта), тесно связанной со жреческими кругами, а в сфере внешней политики — в постепенном падении военного престижа Египта и в утрате им своих иноземных владений.

Эпоха Нового царства была для Египта временем не только территориальной экспансии, но и бурного экономического развития, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота, всевозможной дани и рабочей силы в виде пленных.

С XVIII династии начинают широко применяться орудия из бронзы. Но из-за дороговизны меди еще продолжают пользоваться и каменными орудиями. От этой эпохи сохранилось некоторое количество железных изделий. Железо было известно в Египте и раньше. Но даже в конце XVIII династии оно продолжало считаться едва ли не драгоценностью. И только в VII-VI вв. до н.э. орудия труда в Египте начали повсеместно изготовлять из железа, что имело исключительно важное значение для экономического прогресса.

В эпоху Нового царства стали широко употребляться усовершенствованная соха, ножные мехи в металлургии, вертикальный ткацкий станок. Развивается не известное египтянам прежде коневодство, обслуживающее египетское войско с его боевыми колесницами. От царствования Аменхотепа IV до нас дошло первое изображение водоподъемного сооружения — шадуфа. Его изобретение имело огромное значение для развития садоводства и огородничества на высоких полях. Делаются попытки выращивания новых сортов деревьев, вывезенных из Азии (гранатовое, оливковое, персиковое дерево, яблоня, миндаль, вишня и др.) или из Пунта (мирровое дерево). Интенсивно развивается производство стекла. Непревзойденного совершенства достигает искусство мумификации. Все большее значение получает внутренняя торговля. Международная же торговля, для развития которой в Египте эпохи завоеваний не было стимула, ибо все необходимое для себя он получал в виде добычи и дани, приобретает определенное значение только во второй половине Нового царства.

В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов, прежде всего в царском и храмовом хозяйствах (хотя рабы обслуживали и частные владения). Так, в течение своего 30-летнего правления Рамсес III подарил храмам свыше 100 тыс. пленных из Сирии, Палестины и более 1 млн сечат (греч. «арур»; 1 арура — 0,28 га) пахотной земли. Но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей.

К началу XI в. до н.э. в Египте образовались два царства: Нижне-египетское с центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхне-египетское со столицей в Фивах. К этому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под египетского влияния, северная половина Египта была наводнена ливийскими военными поселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с местной египетской властью. Один из ливийских военачальников, Шешонк I (950-920 гг. до н.э.), основал XXII династию. Но его власть, как и власть его преемников, не была прочной, и при ливийских фараонах (IX-VIII вв. до н.э.) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей.

В конце VIII в. до н.э. нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта, в том числе и Фивы. Местное влиятельное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение. Но правитель Саиса в Нижнем Египте Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием. Против нубийцев выступил и Мемфис.

Однако они в трех битвах разгромили войско Тефнахта и, продвигаясь на север, дошли до Мемфиса, взяв город приступом. Тефнахт вынужден был сдаться на милость победителей. Следующий нубийский царь, властвовавший над Египтом, был Шабака. По преданию, сохранившемуся у Манефона, он захватил в плен нижнеегипетского фараона Бокхориса и заживо сжег его. В 671 г. до н.э. ассирийский царь Асархаддон разгромил войско нубийского фараона Тахарки и захватил Мемфис.

Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель XXVI (саисской) династии Псамметих I. Следующий фараон, Нехо II, стремился установить свое господство в Сирии. В 608 г. до н.э. иудейский царь Иосия преградил египетскому войску дорогу у Мегиддо (город на севере Палестины), но был смертельно ранен. После этого Иудея стала платить большую дань золотом и серебром египетскому царю. Власть египтян над Сирией и Палестиной длилась три года, и в 605 г. до н.э. египетское войско было оттеснено к своей границе вавилонянами. При Априи (589-570 гг. до н.э.), одном из преемников Псамметиха I, Египет поддерживал Иудею в борьбе с Вавилонией. Априй одержал победу над флотом Сидона — одного из крупнейших финикийских городов. В 586 г. до н.э. египетское войско появилось под стенами Иерусалима, но вскоре потерпело поражение от вавилонян.

К тому времени к западу от Египта, на ливийском берегу Средиземного моря, эллины создали свое государство — Кирену. Априй решил подчинить его себе и послал против него значительные военные силы, но они были разгромлены греками. В египетском войске вспыхнул мятеж против Априя, и на престол был возведен Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Персидское правление

В 525 г. до н.э. в битве у Пелузия персидское войско во главе с царем Камбизом нанесло поражение египтянам. Затем Камбиз был провозглашен царем Египта (XXVII династия). Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о матримониальных связях персидских царей с египетскими царевнами и о рождении Камбиза от брака его отца Кира с Нитетис, дочерью фараона Априя.

Захват Египта Александром Македонским

Египет несколько раз добивался независимости от персидских владык (XXVIII-XXX династии), пока не был завоеван в 332 г. до н.э. Александром Македонским, в котором египтяне первоначально видели освободителя от гнета персов. Время Египта фараонов истекло. Началась эпоха эллинизма . http://civilka.ru/egypet/egipet.html