История китая до нашей эры. Краткая история древнего китая

Государство Шан (Инь) - о бщественный и государственный строй

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

» царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

» царство Чжоу - с XII в, до н. э. до 221 г. до н. э.;

» царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

» царство Ханъ - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классово-му обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государ-ственный аппарат.

В царствование династии Шан, в более позднее время названнойИнь, общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных темен. Социальное положе-ние светской аристократии определялось земельными владениями, на-личием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соот-ветствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные при-вилегии.

Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в рас-поряжении царей. Все земли делились на две категории:

Общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

Частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании се-мьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были:

~ захват пленных на войне;

~ продажа в рабство за долги;

~ обращение в рабство за некоторые преступления;

~ получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

В государстве Шан, (Инь) государственный строй на раннем этапе сохра-нял черты родоплеменной военной демократии.

В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правите-лями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновь-ях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, выс-шим судьей и первосвященником был царь. Он же возглавлял государ-ственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - профессиональ-ные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:

высшие гражданские чиновники;

военные чиновники;

советники, прорицатели.

В XII в. до н. э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние проти-воречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения пле-мя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства.

В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Госу-дарство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

Период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и Чжаньго

Время правления в Древнем Китае династии Чжоу (с XII в. до н. з. до 221 г. до н. э.) подразделяется на три основных периода:

период Западного Чжоу - 1122 - 742 гг. до н. э.;

период Восточного Чжоу - 770 - 403 гг. до н. э.;

период Чжаньго ("семи воюющих царств") - 403 - 221 гг. до н. э.

В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н. э.) укрепляется рабовла-дельческое государство, усложняется его структура. Общество характе-ризуется более высокой ступенью развития производительных сил, уве-личением численности рабов, развитием крупного землевладения.

Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразде-лялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-тер-риториальной единицей была сельская община. Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она вклю-чала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три клас-са - старшие, средние, младшие.

На верху общественной лестницы находилась рабовладельческая арис- тократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей после покорения иньской арис-тократии.

В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, по-является тенденция к превращению владений в частную земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, одна-ко рабовладельческая аристократия могла свободно распоряжаться сво-ими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю. Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало иг-рать заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тя-желым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных аренда-торов. Число рабов пополнялось в этот период за счет:

Военнопленных;

Завоеванного мирного населения;

Государственных преступников.

Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи состав-лена из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоеди-нялось к ним во время войны.

В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослаб-ления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в прави-телей небольшого владения - Восточного Чжоу.

Экономическая и политическая жизнь страны в периодВосточного Чжоу (770 - 403 гг. до н. э.) характеризуется следующими изменениями:

~ развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купе-чества в общественной жизни;

~ упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Ее зем-ли постепенно переходят к служилой знати.

Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках воена-чальников, служилых людей, купцов. Укрепляется частная собствен-ность рабовладельцев на землю.

В период "воюющих царств" - Чжаньго (403 - 221 гг. до н. э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - общинного. С введением земельного нало- га, когда вместо обработки общинных полей земледельцев обязали уп-лачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был на-несен один из первых ударов.

Государство Цинь и р еформы Шан Яна

Третий период истории Древнего Китая - царство Цинь, с 221 г. до н. э. до 207 г. до н.э.

С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые госу-дарства поглощались более сильными. Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Первоначально оно на-ходилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н. э оно подчинило себе остальные китайские государства.

В 359 - 348 гг. до н.э. государственный деятель, главный советник импера-тора Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти.

Шан Ян являлся одним из основоположников философской школылегистов, ставившей превыше всего государственный закон. При нем строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием по-рядка в стране. В этот период императором были утверждены обязатель-ные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:

. узаконивалось право частной собственности на землю и была официаль-но разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар об-щинному землевладению;

. проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;

. в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - новое административное деление было прове- дено по территориальному принципу;

. налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;

. войско было перевооружено и реорганизовано.

В централизованной Циньской империи главой государства являлся им-ператор - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законода- тельной, исполнительной и судебной власти.

Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сноше-ний. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские цар-ства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В импе-рии были произведены следующие преобразования:

административное. Территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин, представлявший собой низшую административную единицу;

аграрное. Поощрялось земледелие;

финансовое;

военное.

Каждую область возглавляли два управителя - представители военной и гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Твердо установленные единые законы, каравшие за малейшие проступ-ки, направляли деятельность имперских чиновников. Прежние аристок-ратические титулы были уничтожены, критерием знатности стали бо-гатство и заслуги перед государством.

В Циньской империи наличествовало специальное судебное ведомство, что свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминист-ративных.

В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, кото-рый мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.

Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось часты-ми войнами и крестьянскими восстаниями.

Постепенно формировалась постоянная армия, находившаяся на со-держании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.

В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали муж-чин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготов-ку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, пре-ступники, бродячие торговцы, а также те, кто потерял свободу за долги.

Государство Хань и падение Ханьской империи

Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207 - 206 гг. до н. э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии - Ханьской - стал один из руководителей этого восстания, сельский староста Лю Бан.

Императорская династия Ханьправила с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э. Этот период принято делить на следующие:

» Западная, или Ранняя (Старшая), Хань (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.);

» правление Ван Мана (9 - 23 гг. н. э.) и правление Лю Сюаня, или Гэнши (23 - 25 гг. н. э.);

» Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25 - 220 гг. н. э.).

Лю Бан,провозгласивший себя императором Гао-цзу, в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Новым момен-том в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов", своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной.

Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего раз-вития, что явилось причиной, обострившей социальные противоречия. Оставив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила свои усилия на централизацию стра-ны. Было проведено новое территориально-административное деление - на 13 крупных округов, с увеличением числа областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его по-мощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной ад-министрации контролировалась инспекторами из центра.

В 8 г. н. э. престол в результате дворцового переворота захватилВан Ман. Провозгласив себя императором (в 9 г. н. э.), он предпринял новую попытку смягчить реформами классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие на сме-ну легистам.

В области землевладения Ван Маном было сделано следующее:

Путем запрета на куплю-продажу земли отменялась частная собствен-ность на нее;

Все земли объявлялись царскими;

Восстанавливалась система общинного землевладения.

В области рабовладения:

◆ отменялось частное рабовладение - запрещена купля-продажа рабов;

◆ государство получало законное право владеть рабами, то есть рабы становились государственными.

Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссуд-ный процент.

Однако все это не привело к стабилизации политического положения, а лишь к углублению и обострению классовых противоречий, к разру-шению экономики страны.

В 18 г. н.э. вспыхнуло восстание, участники которого получили название "краснобровых".

В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основа-ла новую династию - Позднюю (Младшую, или Восточную)Хань. Вос-стание "краснобровых" было подавлено в конце 27 г. н. э., но страну удалось объединить только к 37 г. н. э.

Вернувшись в 23 г. н. э. на престол, Ханьская династия отменила указы и распоряжения Ван Мана. Были сделаны некоторые уступки крестьян-ству, отчасти облегчено налоговое бремя.

Существенным изменениям подвергся государственный аппарат - был создан императорский совет, высший совещательный орган при импе-раторе; функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.

Во второй половине II в. н. э. власть династии Восточной Хань в результа-те мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, возглавлявшие различные воо-руженные политические группировки, стали независимыми от цент-рального правительства. Это привело к политическому кризису и к раз-рушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя была уничтожена - она распалась на три самостоятельных цар-ства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).

История Древнего Китая отходит в далекое прошлое: несколько тысяч лет назад уже образовывался великий Китай. Известны были и взлёты, и падения.

Периодизация Древнего Китая обусловлена сменой династий, которые и создают в итоге эту самую историю. Давайте рассмотрим ее.

Периодизация Древнего Китая

Все эти династии также делятся на несколько групп.

Этапы периодизации истории государства в Древнем Китае:

1. Первые люди в эпоху неолита.

2. Период с тремя первыми династиями, когда Китай был раздроблён, не было империи как таковой.

3. Традиционный Китай и империя.

На этом весь старый Китай заканчивается, династии как таковые перестают править и начинается последний этап, охватывающий только лишь XX и XXI века.

Однако к Древнему Китаю относится период до начала Средневековья, заканчивается он на династии Хань. Весь период существования Древнего Китая можно выразить как застройку фундамента для великого государства, для такого, какое оно есть сейчас.

Рассмотрим ниже кратко историю цивилизации и периодизацию Древнего Китая, общественные и государственные строи, а также философию того времени и великие изобретения.

Начало истории

Известно, что первые предки китайцев жили 400 тысяч лет назад в эпоху неолита. В пещере недалеко от Пекина были найдены останки синантропа. Первые люди уже владели окрашиванием и некоторыми другими навыками.

Вообще территория Китая удобна для жизни, поэтому история отходит в такое далёкое прошлое. Почва плодородна, а сама степь окружена морем, горами, что могло бы защищать людей от нападок врагов. Такое удобное расположение и привлекало первых жителей, которые являлись предками нынешних китайцев.

Учёным известно также, что существовало две культуры после синантропов: Яншао и Луншань. Вероятно, их было больше, но они смешались между собой. Археологически подтверждены только две.

Культура Яншао существовала 2-3 тысячи лет до нашей эры. Люди того периода жили на обширной территории от провинции Ганьсу и вплоть до юга Маньчжурии. Известно, что они могли делать красивые цветные керамические изделия.

Луншань же располагалась в основном на территории провинции Шаньдунь. В центральной части Китая обе культуры накладывались друг на друга. Люди тоже владели мастерством обработки керамики, но их основной гордостью было умение изготавливать из кости различные предметы. На некоторых из них, которые были найдены учёными, обнаружены выскобленные надписи. Это являлось первой предпосылкой для письменности.

Далее условно можно выделить несколько этапов периодизации истории и культуры Древнего Китая. Первые три династии относятся к этапу до образования затем множество династий в период существовании Империи, а последним этапом следует строй без династий и современный Китай.

Династия Ся

Первой известной династией в хронологии и периодизации Древнего Китая является Основателем её был Юй, а существовала она с 2205 по 1557 год до нашей эры. По некоторым теориям, государство располагалось на всём востоке Северного Китая или же только на севере и в центре провинции Хэнань.

Первые правители справлялись со своими задачами управления государством неплохо. Главным достоянием эпохи Ся является календарь того времени, которым впоследствии восхищался сам Конфуций.

Однако упадок случился, а вызван он был давлением духовенства, а правители-духовники в скором времени стали пренебрегать своим обязанностями духовенства. Календарные даты начали путаться, сбивалась периодизация Древнего Китая, социальное и политическое устройство хромало. Этим ослаблением и воспользовался император Ли государства Шан, который начал последующую династию.

Династия Шан-Инь

Период правления начинается в XVIII или XVI веке до н. э. по разным теориям, а заканчивается в XII или XI веке до н. э.

Всего у этой династии насчитывается около 30 правителей. Ли Тан (основатель династии) и его племя верил в тотемизм. Они переняли обычай гадать на костях от культуры Луншань, также они использовали для предсказаний черепашьи панцири.

Во время правления Шан-Инь царствовала централизованная политика управления во главе с императорами династии.

Конец периоду пришёл, когда племена Чжоу свергли правителя.

Династия Чжоу

Чжоу — последняя могущественная династия первого этапа в периодизации истории государства Древнего Китая до формирования Китайской империи, которая существовала с IX по III век до нашей эры.

Существует два этапа: Западное и Восточное Чжоу. Западное Чжоу имело столицу Цзунчжоу на западе, а владения охватывали почти весь бассейн реки Хуанхэ. Суть политики того времени заключалась в том, главный император правил в столице, а его приближенные (обычно родственники) правили множествами уделов, на которые раскололось государство. Это повлекло за собой междоусобицы и борьбу за власть. Но в итоге более сильные владения порабощали более слабые.

Китай в это же время защищался от постоянных нападок варваров. Именно поэтому правитель перешёл из западной столицы в восточную столицу Чэнчжоу в государстве Лои в 770 году до нашей эры, и начался период истории Древнего Китая под названием Западное Чжоу. Переезд правителя означал условно отказ от власти и от управления государством.

Весь Китай был расколот на несколько царств: Янь, Чжао, Сун, Чжэн, Лу, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь, и на множество мелких княжеств, которые большие царства со временем завоёвывали. Фактически некоторые царства были намного мощнее по политике, чем царство, где находился главный правитель Чжоу. Ци и Цинь считались наиболее сильными, и именно их правители вносили больший вклад в политику и в борьбу с варварами.

Отдельно стоит выделить из этих царств царство Лу. В нём царило образование и письменность, хотя в политическом плане Лу было не сильно. Именно тут родился и жил Конфуций — основоположник конфуцианства. Концом периода Чжоу обычно считают год смерти философа в 479 году до нашей эры. Конфуций написал историю Западного Чжоу в летописи «Чуньцю». Многие события того времени известны только благодаря этим записям. Известно также, что в этот период в Китай начал проникать даосизм.

Концом династии послужило то, что все царства сражались между собой за власть. Победило самое мощное - Цинь с правителем Цинь Шихуанди, который после завоевания смог объединить весь Китай и начал новую династию. А сам правитель Чжоу потерял статус небесного мандата.

Цинь

Так как правитель Цинь объединил весь Китай, то начался новый этап истории и периодизации Древнего Китая. Эпоха раздробленности сменилась эпохой императорского правления с объединёнными частями всего государства.

Эпоха просуществовала недолго. Всего лишь с 221 по 207 год до н.э., но именно Цинь Шихуанди (первый император) вносит особый вклад в культуру Древнего Китая. В этот период построили Великую Китайскую стену — особое достояние государства, величие которого поражает до сих пор. Правитель Цинь Шихуанди провёл множество реформ. Например, денежную и судебную реформу, и также реформу письменности. При нём начали строительство единой сети дорог.

Несмотря на все плюсы, историки выделяют значительные минусы, которые и послужили причиной тому, что период Цинь просуществовал недолго. Цинь Шихуанди являлся сторонником легизма. Легизм — это философская школа того периода, суть которой была в очень жёстких мерах для людей и наказаниях за любые провинности и не только. Это повлияло на такой резкий скачок в виде побед над разными племенами и на столь быстрое строительство Китайской стены в целях защиты от варваров и вражеских пленен. Но именно жестокость повлекла нелюбовь людей и резкую смену династий сразу после смерти Цинь Шихуанди.

Хань и Синь

Империя Хань просуществовала с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры. Её делят на два периода: Западная Хань (с 206 года до н. э. по 9 год н. э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25-220 гг. н. э.)

Западной Хань пришлось устранять последствия разрухи после периода Цинь. В империи царствовали голод и смертность.

Правитель Лю Бан освободил многих государственных рабов, которые стали невольными при Цинь за провинности. Он также отменил жёсткие налоги и сильные наказания.

Однако в 140-87 годах до н. э. империя вернулась к деспотизму, как и при правителе Цинь. Правитель династии У-ди снова ввёл высокие налоги, которые взимались даже с детей и пожилых людей (это повлекло за собой частые убийства в семьях). Территории Китая к этому времени сильно расширились.

Между Западной и Восточной Хань был промежуток династии Синь во главе с правителем Ван Ман, которому удалось свергнуть Восточную Хань. Он пытался укрепить свою власть путём проведения множества положительных реформ. Например, на каждую семью устанавливалась определённая территория земли. Если она была выше положенного, то часть отдавали бедным или людям без земли.

Но в то же время произошёл беспредел с чиновниками, из-за которых казна опустела, и пришлось сильно увеличить налоги. Это послужило поводом для недовольства людей. Начались народные восстания, также это послужило преимуществом для представителей Ван Ман был убит во время восстания под названием «Красные брови».

Лю Сю был выдвинут в кандидаты на трон. Он хотел уменьшить враждебность к власти у людей путём снижения налогов и освобождения рабов. Начался период Западной Хань. Это время тоже внесло значительный вклад в историю. Именно тогда установился Великий Шелковый Путь.

В конце второго века снова вспыхнуло волнение среди народа. Началось восстание «жёлтых повязок», которое продлилось почти 20 лет. Династию свергли, начался период троецарствия.

Хоть ханьский период был периодом подъёма, под конец эпохи после двадцатилетней войны началась постоянная борьба между полководцами династии и другими предводителями. Это повлекло за собой ещё одно волнение в империи и смертность.

Цзинь

Эпоху Цзинь и последующие периоды уже можно отнести к Средневековью, но рассмотрим самые первые династии, чтобы понять, к чему привела политика Древнего Китая и как правителям приходилось устранять последствия.

Численность населения после ханьских войн снизилась в несколько раз. Имели место также катаклизмы. Реки начали менять свои русла, тем самым вызывая наводнения и упадок хозяйства. Усугубляли ситуацию постоянные набеги кочевников.

Цао Цао, который завершил восстание «желтых повязок», объединил раздробленный север Китая в 216 году. А в 220 году его сын Цао Пэй основал династию Вэй. В это же время возникли государства Шу и У. Так и начался период троецарствия. Начались постоянные войны между ними, что обострило военно-политическую ситуацию внутри Китая.

В 249 году Сыма Чжао встал во главу Вэй. А его сын Сыма Янь, когда отец умер, занял престол и основал династию Цзинь. Сначала Вэй завоевал государство Шу, а затем и У. Периоду троецарствия пришёл конец, началась эпоха Цзинь (265-316 гг.). В скором времени кочевники завоевали север, столицу пришлось перенести из Лояна на юг Китая.

Сымя Янь начал раздавать земли своим родственникам. В 280 году вышел указ о надельной системе, суть которой была в том, что каждому человеку полагается земельный участок, но взамен люди должны платить казну. Это нужно было для улучшения отношений с простыми людьми, пополнения казны и поднятия хозяйства.

Однако это повлекло за собой не улучшение централизации, как полагалось, а наоборот. После смерти Сыма Яна в 290 году началась борьба между владельцами крупных уделов — родственниками умершего правителя. Она длилась 15 лет, с 291 по 306 год. В то же время на севере государства позиции кочевников укреплялись. Постепенно они располагались вдоль рек, стали выращивать рис и порабощать целые поселения людей.

В период Цзинь, как известно, начала укрепляться религия буддизма. Появлялось множество монахов и буддистских храмов.

Суй

Только в 581 году после длительного периода смуты Чжоу Ян Цзяну удалось объединить раздробленный кочевниками север. Начинается правление династии Суй. Затем он захватывает государство Чэнь на юге и тем самым объединяет весь Китай. Его сын Ян Ди занялся войнами с некоторыми государствами Кореи и Вьетнама, создал Великий канал для перевозки риса и улучшил Китайскую стену. Но люди находились в тягостных условиях, из-за чего началось новое восстание, и Яна Ди убили в 618 году.

Тян

Ли Юань основал династию, которая просуществовала с 618 по 907 год. Империя в этот период достигла своего расцвета. Правители Ли улучшили экономические связи с другими государствами. Города и численность в них стали увеличиваться. Начали активно развивать сельскохозяйственные культуры (чай, хлопок). Особенно в этом плане выделился сын Ли Юаня - Ли Шиминь, политика которого вышла на новый уровень. Однако в VIII веке достиг своего пика конфликт между военными и властью в центре империи. В 874 году началась война Хуан Чао, длившаяся вплоть до 901 года, из-за которой династия оборвалась. В 907-960 годах Китайская Империя снова была раздроблена.

Государственные и общественные строи Древнего Китая

Периодизацию всех периодов Древнего Китая можно рассматривать как сходные между собой этапы истории по своему устройству. В основе общественного устройства — коллективное земледелие. Основная деятельность людей — скотоводство и ремёсла (которые были развиты до высокого уровня).

На верхушке власти находилась аристократия, ниже находились рабы и крестьяне.

Ярко выраженным было родовое наследие. В период Шан-Инь каждому из родственников правителя давался особый титул в зависимости от того, насколько это близкие родственники. Каждый титул давал свои привилегии.

В периоды Инь и Западного Чжоу земля выдавалась только для пользования и хозяйства, но не как частное имущество. А с периода Восточного Чжоу землю уже раздавали для частного владения.

Рабы сначала были государственными, а затем стали частными. В их категорию обычно попадали пленные, совсем бедные общинники, бродяги и другие.

В этапах периодизации Древнего Китая общественного и государственного устройства можно выделить то, что в эпоху Инь в первую очередь наследовал трон брат умершего правителя, а в Чжоу титул переходил к сыну от отца.

При правителе царила дворцовая система управления.

Отдельно стоит выделить, говоря о периодизации истории государства и Древнего Китая: право уже существовало, но на начальном этапе сильно переплеталось с религиозными принципами и обычной этикой. Царил патриархат, почитали старших и отцов.

В V—III веках до н. э. право было неотъемлемой частью с жестокими наказаниями, в то время как раз уже был легизм. А при династии Хань снова люди вернулись к конфуцианству и идее гармоничного неравенства людей в зависимости от ранга.

Первые письменные источники права датируются примерно 536 годом до нашей эры.

Философия

Философия Древнего Китая сильно отличается от философии любых других европейских стран. Если в христианстве и мусульманстве есть бог и жизнь после смерти, то в азиатских школах был принцип «здесь и сейчас». В Китае тоже взывали к доброте при жизни, однако просто для гармонии и благополучия, а не под страхом кары после смерти.

В основе лежало триединство: небо, земля и сам человек. Люди также считали, что есть энергия Ци, а во всем должна быть гармония. Выделяли женское и мужское начало: инь и янь, которые взаимодополняли друг друга для гармонии.

Всего существует несколько основных философских школ того времени: конфуцианство, буддизм, моизм, легизм, даосизм.

Таким образом, если обобщить сказанное, то можно сделать вывод: уже до нашей эры Древний Китай сформулировал определённую философию и придерживался некоторых религий, которые до сих пор в Китае являются неотъемлемой частью духовной жизни населения. В то время все основные школы менялись и лишь иногда накладывались друг на друга в зависимости от этапа периодизации.

Культура Древнего Китая: достояния, ремёсла и изобретения

Одними из самых великих достояний Китая и по сей день считаются и Великая Китайская стена. Самое удивительное здесь то, что построили их под управлением первого императора Древнего Китая Цинь Шихуанди из династии Цинь. Именно тогда царствовал легализм и жестокость к людям, которые под страхом и напором сооружали эти поистине великие сооружения.

А вот к великим изобретениям можно отнести порох, бумагу, книгопечатание и компас.

Считается, что бумагу изобрёл Цай Лун в 105 году до н. э. Для её изготовления требовалась особая технология, которая все же напоминает нынешний процесс изготовления бумаги. До этого периода люди выскабливали письмена на панцирях, костях, глиняных табличках и бамбуковых свёртках. Изобретение бумаги повлекло за собой изобретение книгопечатания в более позднем периоде уже нашей эры.

Первое подобие компаса возникло ещё в Древнем Китае при династии Хань.

А вот ремёсел в Древнем Китае существовало бессчётное множество. Несколько тысяч лет до н. э. стали добывать шёлк (технология добычи которого долгое время оставалась секретной), появился чай, делали глиняные изделия и изделия из кости. Чуть позже появился Великий Шёлковый Путь, делали рисунки на шёлке, скульптуры из мрамора, роспись на стенах. И также в Древнем Китае появились всеми известные пагоды и иглоукалывание.

Заключение

Социальное и политическое устройство Древнего Китая (периодизацией от эпохи неолита вплоть до династии Хань) имело свои недостатки и достоинства. Последующие династие скорректировали способы ведения политики. А всю историю Древнего Китая можно описать как периоды расцетов и упадков, движущихся по спирали. Движущихся вверх, поэтому "расцветы" с каждым разом становились все усовершенствованнее и лучше. Периодизация истории Древнего Китая - объемная и интересная тема, которую мы рассмотрели в статье.

Исследовать прошлое Поднебесной империи сложнейшее занятие. Масштаб накопленной информации поражает: за обозначением очередного этапа обнаруживается вековой промежуток, смена поколений, череда событий.

Термин «династия» - дань традиции. Если кратко: имперские «династии» не главенствующие семейства - это периоды развития и становления великого государства.

С какого года исчисляется история Китая?

Доисторический Китай не имел общепризнанной системы времяисчисления. Базовые «исторические промежутки» различались по периодам правления верховного правителя.


Китайские учёные (не без имперского пафоса) утверждают 5000-летний возраст государственного устройства. Историю Китая отмеряют от легендарных деяний вана Фу Си, которого считают мифологическим отцом основателем и древнейшим правителем страны. Если же не оперировать легендами и мифами, а рассуждать «кратко о главном»: документальных подтверждений существования государства до становления династии Шан не существует. Именно с правления Шан (1600-1027 гг. до нашей эры.) исчисляется история КНР.

Периодизация Древнего Китая

Счёт годам в Империи осуществлялся двумя методами. Летосчисление по эрам правления очередного властелина и хронология по циклам, где годы объединялись в шестидесятилетние этапы.

Традиция рассматривала истоки всего сущего в пяти стихиях. Каждый знак первоэлемента с одним из двенадцати зверей давал название году в круговерти будней.

Интересно! Синология выделяет десять династий и акцентирует внимание на периоды одновременного существования несколько правящих домов.

Эти «мгновения» обширной истории страны выделяют отдельно:

  • правление «шести семей» (220-589 гг.): между падением Хань и зарождением Суй;
  • эпоха политических переворотов, «пять домов и десять государственных образований» (907-960 гг.).

Возникновение государства Шань-Инь

Шань (в некоторых источниках Шань-Инь) - первое китайское государство, существование которого подтверждено археологическими артефактами.


Древнее предание гласит: вождь Пань Ген снёс с лица земли городок Аньян в среднем течении реки Хуанхэ и заложил поселение, дав ему название Шань. Название городища распространилось не только на «свеже-созданное» государство, но и на весь род царей.

Итогом многочисленных войн стало порабощение шанскими правителями многочисленных соседей и триумфально-грандиозное расширение территорий Империи.

В Шань-Ине имели место календарь, зачатки письменности и… огромная армия, вооруженная бронзовыми мечами, отличными луками и боевыми повозками.

Династия Ся

Династия Чжоу

Власть Чжоу длилась около 800 лет. Для лучшего анализа и систематизации учёные разделяют Чжоу на два периода:

  • западный (1045 до н. э. — 770 до н. э.) - клан правил всей страной;
  • восточный (770 до н. э. — 256 до н. э.) - ван постепенно утрачивает главенство власти, территория страны превращается в «лоскутное одеяло» отдельных государств.

Восточный этап подразделяется на «весенние и осенние хроники», когда на просторах страны существовало множество самостоятельных вотчин (подчинённых центральной власти) и период раздора Чжаньго («Сражающиеся царства») когда Чжоу были свергнуты с трона.

Во времена Чжаньго страна проживает серьёзные изменения:

  • рост урбанизации;
  • распространение железных орудий и, как следствие, повышение производительности труда;
  • перестройка армейских структур;
  • развитие товарно-денежных, рыночных отношений;
  • массовое заселение мало освоенных регионов.

Всё это на фоне острой политической нестабильности и крупномасштабных сражений. Неустанные войны за Власть привели к краху правящего дома. Правитель Чжоу утратил небесный мандат. Победило в «войне против всех» самое мощное государство Цинь с правителем Шихуанди.

В 221 году, основатель династии объединил десятки мелких вотчин в единую страну, размежевал огромную территорию на провинции и в каждую «посадил на правление» государева мужа. Страна планомерно превращалась в жёстко управляемое из единого центра государство.

Император объявил о прекращении всех междоусобиц, отобрал у удельных князьков всё оружие и, переплавив его, приказал отлить двенадцать больших монументов мира и благоденствия.

Государство вторгалось во все области жизни:

  • стандартизация метрической системы;
  • утверждение канона письменности;
  • проведение денежной и судебной реформ;
  • становление чётко выстроенной иерархии чиновничьего люда.

Интересно! Цинь - время грандиозных строек: возведение Великой китайской стены, строительство гробницы императора (со знаменитой армией из терракота) и величественного дворца Элан.

Вся империя охвачена дорожным строительством (официальная протяжённость 7500 километров).

Основной причиной недолгого правления династии, историки называют противопоставление (на уровне Императора) идеям конфуцианства философии легизма. Легизм («школа законников») проповедовал строгое следование букве закона и крайне жёсткие наказания за любые вольности и провинности. Именно кровожадная жестокость погубила правящую династию. Цинь Ши Хуанди умер в 210 году до нашей эры.

Хань и Синь

Новый властитель империи Эрши Хуан был слабохарактерным человеком. Начальник имперской канцелярии Чжао Гао быстро «подмял под себя» безвольного вана. Страну потрясали бунты против серого кардинала.


В 207 году до нашей эры Император совершил ритуальное самоубийство. Лидер повстанцев Лю Бан победил в гонке за власть и основал династию Хань правящую страной (с небольшим перерывом) до 220 года (дольше других царственных династий).

Синологи размежёвывают царствование на раннее (западный этап) и позднее Хань (с кратковременным промежутком утраты власти в середине правления).

Восхождение на трон династии Хань инициировало многочисленные перемены в жизни страны, позволившие обществу «сомкнуть ряды» и успокоиться. Кровожадный легизм сменило восстановленное в правах конфуцианство. Крестьянам снизили налогообложение, бюрократический аппарат претерпел серьёзные чистки. Жизнь в Поднебесной начала входить в прежнее русло спокойствия и достатка. Но на границах активизировались воинственные соседи гунны. Стремясь избежать ненужного кровопролития, правитель Лю Бан заключил с агрессорами мирное соглашение. Кочевники согласились отступить в обмен на громадные ежегодные платежи (дань).


Первый глава рода Лю Бан скончался в 195 г. до н. э. Все следующие годы Империя медленно скатывалась в упадок. Западная Хань бескровно угасла. После кончины властелина Пин-ди, трон мирно перешёл к Ван Ману. Отдавая дань традиции, была создана новая, недолго просуществовавшая династия Синь.

Основатель правящего дома Синь попытался реформировать страну, образумить рабовладельцев, приструнить верховных чиновников. Провинции захлестнули хаос, кровопролитные мятежи, восстания. Ван Ман потерпел провал, был низложен и казнён.

В 25 году стартовала вторая эпоха правления Хань. К власти привели дальнюю родню прежних царей - малолетнего Гуан У-ди.

Восточная Хань славится возведением на престол малолетних императоров. Властолюбцы регенты и серые кардиналы прожигали жизнь, подталкивая династию к краю пропасти. В 184 году бунт Жёлтых повязок всколыхнул империю.


Бунты усмирялись армией. Вошедшие в силу генералы разделили империю на три части. Правление Хань закончилось, началось Троецарствие.

Кровавое противостояние бывших генералов ускорило коллапс Империи. Началась эпоха Цзинь (265–316 гг.).

Кочевники завоевали весь север страны, столицу перенесли из Лояна на юг. Император Сымя Янь провёл реформы землепользования, что ожесточило владельцев крупных земельных угодий. Захватчики «отрывали» от страны целые провинции и огромные города, заставляли крестьян осваивать выращивание необходимого кочевникам риса, кланами обживали долины рек.

В стране укреплялся пришедший из Индии буддизм: повсюду строились монастыри и храмы.

Суй

В Северном Чжоу конца шестого века власть узурпировали китайские высшие чиновники и военоначальники и китаизированные тюркские вожди с общим лидером Ян Цзянем.

Империю угнетала раздробленность. На волне полного народного одобрения «Ян сотоварищи» объединили страну. В 581 году Ян Цзянь взошел на престол под «аватаром» Вэнь-ди и девизом Суй. Триста лет разобщённости закончились, стартовала эпоха Суй.

За очень короткий срок правления, дом Суй сумел глобально перестроить защитную стену, проложить Императорский канал и возвести величественный дворец в очередной столице государства.

Интересно! Династия объединила Китай после четырёх столетий разобщённости.

Вожди сохранили целостность страны, укрепили границы, консолидировали население.

Ли Юань основал государство Тан, просуществовавшее с 618 по 907 год. Наследник основателя, вождь Ли Шиминь, подавил все народные бунты, казнил сепаратистов и объявил о новой имперской экономической и политической стратегии. Поднебесная переживала период наивысшего могущества: налаживались экономические связи с другими государствами, развивались сельскохозяйственные культуры (рис, чай, хлопок), восстанавливались из руин города и поселения.

Историю правящей династии оборвал «заговор военных губернаторов». Предводитель заговорщиков Хуан Чао в 901 году уничтожил Тан и в очередной раз раздробил империю на отдельные вотчины.

Доказательства существования государства

Исторические изыскания 1928 года документально подтвердили существование предтечи китайской государственности уже в 1600 году до нашей эры.

Раскопки в окрестностях поселения Сяотунь (север провинции Хэнань) произвели настоящий фурор в среде современных синологов. Развалины огромного, древнего города, жилища, цеха ремесленников, культовые сооружения, императорский дворец и триста гробниц (четыре императорские усыпальницы).


Раскопки подтвердили существование государства: иерархию общества (кроме могил чиновников и купцов, обнаружено множество «бедных» захоронений), расцвет ремёсел, религий и бесспорную власть императора, владыки с «небесным мандатом».

Природные условия того времени

Китай это горы, плоскогорья и речные долины. Западная часть страны величайшее в мире высокогорье с резко континентальным климатом. Восток государства это русла рек стекающих к морю (тут сосредоточены все торговые пути, стартует великий шелковый путь). Восток славится мягким климатом и разнообразной растительностью.

Доисторический климат и природные условия отличались от современного положения дел. Север страны был покрыт лесом, зелёные массивы стабилизировали погоду, способствовали строительству.

О заповедных лесах современные исследователи узнают только по многочисленным изображениям, преданиям и мифам.

Население

Общность иньцев и чжоусцев (первого тысячелетия до н. э.) породила китайский этнос. В образовании населения участвовали соседи, носители палеоазиатских (на севере) и аустроазиатских (на юго-востоке) наречий.

Восток, Север и Северо-Запад страны заселяли китайские кланы (шан, ся, чжоу). Юг и Юго-Запад принадлежали близко-кровным народностям, носителям сино-тибетских наречий. Северо-Восток и Запад принадлежал монголам и тюркским образованиям.

Во что верили

Вероисповедания Империи не были персонифицированными. В Китае не возводили храмов, посвященных конкретному божеству, жреческие обязанности исполняли государственные служащие.

У древних китайцев было три основных религии (скорее религиозно-философских течения): пришедший из Индии буддизм, учение о Великом пути даосизм и озарения Кун Фу-цзы - конфуцианство.

Современная синология утверждает: после крушения династии Хань в Империи происходит эпохальное преобразование: на смену Древности приходит средневековый этап. История страны в это время состоит из грандиозной череды событий: частые смены правящих домов, длительное господство завоевателей, многочисленные войны, мятежи, восстания.


Имперский переход к Средневековью происходил незаметно, без «разрушений до основания» как это было в Европе. Избегающие изменений китайцы и здесь проявили мудрость и рассудительность. Всё делалось медленно и постепенно: Китай в средние века тихо простился с рабовладельческими традициями, провёл духовно-религиозные преобразования, осуществил перестройку государственных структур и, главное, переоценку нравственных основ.

Периоды имперского средневековья

Китай в средние («тёмные») века пережил смену нескольких династий:

  • III-VI вв. - смутное время (нашествие кочевников, Троецарствие) наследие краха Хань;
  • 589-618 гг. - правление Суй;
  • 618-907 гг. - правление Тан;
  • 907-960 гг. - пять правящих домов и десять государств;
  • 960-1279 гг. - правление Сун;
  • 1279-1368 гг. - правление Юань (монголы);
  • 1368-1644 гг. - правление Мин;
  • 1644-1911 гг. - правление Цин.

Предания и легенды

Великий народ смешал примитивные народные верования, рассудочность Конфуция, ритуалы и мистицизм даосизма с избыточной духовностью буддизма. Империя породила мифологию на каждый день, на все случаи жизни.

История древнейшей цивилизации насчитывает несколько тысячелетий. Трепетная бережность к древностям, преданиям и традициям присуща китайцам всех времён. Мифологическое наследие тщательно собирается, систематизируется и повсеместно рассматривается как национальное достояние.

Мифы, предания и сама история древнего Китая отображают мировоззрение общества и представление китайцев об устройстве мира.

Заключение

Периодизация Истории Древнего Китая: череда взлётов и крушений, кружащихся по спирали, но постепенно взмывающих вверх. Великая империя стойко преодолевала стихийные бедствия, агрессию кочевников, многочисленные восстания и мятежи… и неуклонно восставала из пепла, расширяла границы, ассимилировала захватчиков и напитывалась приносной культурой, становилась лучше, сильнее и могущественнее.

История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с правлением определенной династии:

  • 1) Инь (Шан) – XVI-XI вв. до н.э.;
  • 2) Чжоу – XI–III вв. до н.э.;
  • 3) Цинь – 221–207 гг. до н.э.;
  • 4) Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.

В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.

Образование Древнекитайского государства согласно китайской традиции было связано с завоеванием племенем Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренного населения активизировала процесс формирования государства.

Государственный строй Древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся средоточием высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие – судей, писцов, сборщиков налогов и другие – профессиональные чиновники.

На высшей ступени в социальной иерархии находился царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.

Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Инь (Шан) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе "колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в распоряжении которой был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота; они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

В XII в. государство Инь (Шан) переживало глубокий кризис. В то же время укрепляло свои силы одно из племен – Чжоу, находившееся под контролем государства Шан. В 1027 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение войскам Шан. На смену империи Шан пришло государство, основанное племенами Чжоу.

Правление династии Чжоу делится на три периода (период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и Чжаньго ("борющихся царств")), которые последовательно сменяли друг друга.

Первые правители Чжоу раздали своим родственникам и предводителям дружественных племен уделы в наследственное владение. Всего зарегистрировано около 200 таких пожалований. Владельцы уделов образовали сословие наследственной знати – чжу хоу. Самые знатные титулы – гун и хоу – носили ближайшие родственники правителя. Гуны и хоу, в свою очередь, жаловали своим близким родственникам титулы даифу. Низший слой чжоуской аристократии составляли служилые люди – ши – потомки знатных людей по боковой линии.

Верховная власть в государстве находилась в руках царя (вана), который именовался Сыном Неба (тянь цзы). Вся территория страны делилась на области во главе с правителями, назначенными царем. Однако по существу это были отдельные царства. Централизованного государственного аппарата в течение всего периода Чжоу не существовало.

В период царства Чжоу царь по-прежнему являлся верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращались в частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для земледельцев продолжали сохранять свое значение община и общинное землепользование. Однако в период "воюющих царств" происходит разрушение системы "колодезных полей" и идет дальнейшее укрепление индивидуального землевладения.

Со временем районы традиционного проживания чжоу стали подвергаться все более частым набегам западных племен, и в 771 г. до н.э. правитель Китая Пин-ван был вынужден перенести столицу на восток. Начался период Восточного Чжоу или, как его еще называют, "разделенных царств" (чунцю). Оказавшись на земле удельных правителей китайские ваны сохраняли лишь номинальную власть. Усиливалась раздробленность и соперничество между уделами, которые превращаются в фактически самостоятельные государства. В центральных районах располагались относительно небольшие царства, основанные ближайшими родственниками чжоуских царей. К их числу относились царства Лу, Вэй, Чжэн, Хань, Цзинь и др. Именно их правители первыми стали называть свои владения серединными государствами. На пере- ферии располагались более крупные и могущественные государства: на востоке царство Ци, на западе царство Цинь, в низовьях и среднем течении реки Янцзы царства У, Юэ и Чу.

С VII в. до н.э. эти государства вступили в борьбу за первенство, которая первоначально велась под лозунгом реставрации власти чжоуских правителей. Возникло понятие "гегемона" (ба), власть которого базировалась на голой силе, в отличие от царя (вана), который воздействовал на подданных "силой добродетели". Впервые звание принял в 651 г. правитель царства Ци Хуаиь-гуи. Позднее оно неоднократно переходило к правителям других царств. В 544 г. до н.э. правители уделов заключили договор о мире, который, однако, соблюдался недолго.

В V в. до н.э. страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу.

Формальной датой, разделяющей эпоху "разделенных царств" от эпохи "борющихся царств" считается 481 г. до н.э. – год окончания старейшей китайской летописи "Чунь цю". Однако для противопоставления двух периодов имелись объективные причины, связанные с глубокими переменами в общественной и экономической жизни Китая. Во многих царствах осуществлялись политические реформы, направленные на ограничение привилегий родовой аристократии и усиление единоличной власти правителя. Главной целью этих преобразований была мобилизация всех сил государства в борьбе за выживание.

В III в. до н.э. победителем в этой борьбе стало царство Цинь, превратившееся в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньской империи имели реформы Шан Яна – сановника Циньского государства (умер в 338 г. до н.э.). В целях централизации государства административное деление осуществлялось по территориальному признаку, была узаконена свободная продажа и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя, военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Реформы Шан Яна способствовали резкому усилению циньской армии и государства в целом. В 249 г. до н.э. циньская армия разгромила домен чжоуского царя, положив конец Чжоуской династии. В последующие годы правителям Цинь удалось разгромить и остальные государства. К 221 г. до н.э. объединение страны было завершено.

Правитель Цинь принял титул хуанди (император) и вошел в историю под именем Цинь Шихуанди, т.е. первый император Цинь.

Завершив объединение Китая, Цинь Шихуанди немедленно совершил ряд символических жестов, подтверждавших его положение единственного владыки. Он объехал всю страну, установив на разных ее рубежах памятные стелы, взошел на священную гору Тайшань и совершил на ее вершине жертвоприношение Небу, начал строительство грандиозных дворцов в столице и т.п. Однако гораздо большее значение для последующей истории Китая имели царские нововведения, направленные на унификацию политической и общественной жизни империи. Цинь Шихуанди упразднил прежние удельные владения и ввел единую систему управления страной, разделив Китай на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды. Были введены единые правила государственной службы и критерии оценки служебных заслуг чиновников, причем местным служащим вменялось в обязанность чуть ли не ежедневно подавать своим начальникам доклады о состоянии дел в управах; даже отсутствие чиновника на службе по болезни следовало удостоверять документально. Были унифицированы деньги, введены единые меры длины и веса, единая письменность, даже единая ширина оси для телег. Цинь Шихуанди ввел и единое название для своих подданных – "черноголовые". Подданным империи запрещалось владеть оружием, и из изъятых циньскими властями железных мечей, копий и прочего вооружения были отлиты 12 гигантских статуй, которые установили в циньской столице. Цинь Шихуанди позаботился о безопасности внешних границ своей империи. Он задумал строительство грандиозной стены вдоль северных рубежей Китая, согнав на работы несколько миллионов человек. Эта стена должна была защитить Китай от набегов кочевых племен сюнну. Одновременно Цинь Шихуанди послал войска на юг – в район современных провинций Гуандун и Фуцзянь. Там были построены крепости и учреждены новые области, первое китайское население которых составили ссыльнопоселенцы.

Цинь Шихуанди принял решительные меры и для обеспечения идеологического единообразия. Он запретил своим подданным чтение любых книг за исключением тех, которые могли принести практическую пользу (к последним были отнесены руководства по земледелию, ремеслам, медицине, гаданию). В 213 г. до н.э. состоялось знаменитое "сожжение книг", за которым последовала казнь более 400 ученых, заподозренных в нелояльности режиму.

Однако затеянные грандиозные строительные работы оказались непомерно тяжелым бременем для казны, а принятые меры административного контроля далеко не такими действенными, как рассчитывал Цинь Шихуанди. Едва он умер и был погребен в своей грандиозной усыпальнице, как по всей империи начались волнения, быстро переросшие в вооруженные мятежи. Авторитет преемника Цинь Шихуанди – Эршихуанди ("Второй император") был явно недостаточен для того, чтобы циньские армии могли сдержать волну народного возмущения. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации циньской монархии. В 209 г. до н.э. на землях бывшего царства Чу вспыхнуло мощное восстание. Три года спустя одна из повстанческих армий, возглавляемая сельским старостой Лю Баном, нанесла решительное поражение циньским войскам. Эршихуанди был убит своими же придворными, а Лю Бан, заняв столицу империи, стал основателем повой династии Хаиь. Вскоре ему удалось распространить свою власть на весь Китай.

Лю Бан не стал восстанавливать циньскую систему управления. Он пожаловал семерым своим ближайшим сподвижникам титул вана, а впоследствии раздал наследственные уделы еще 130 соратникам. Впрочем, все наследственные владения находились в восточных и южных районах империи, тогда как в западной части сохранились области и уезды, учрежденные Цинь Шихуанди. Заведенный Лю Баном порядок сохранялся еще в течение около полувека после его смерти, когда престол занимали его сын и внук. Вступивший же на престол в 140 г. до н.э. правнук Лю Бана император У-ди предпринял решительные меры для упрочения центральной власти. Теперь удел полагалось делить между всеми наследниками его владельца. Одновременно У-ди восстановил существовавшее в Цинь ведомство инспекторов, контролировавших местную администрацию. Правителям областей отныне вменялось в обязанность рекомендовать для службы способных молодых людей, а для подготовки будущих чиновников в столице была создана специальная академия. Главным правительственным ведомством стал секретариат императора.

Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце I в. до н.э. императором У-ди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 га земли и 200 рабов.

После смерти У-ди на ханьском престоле оказались малоспособные правители. При дворе процветал фаворитизм, власть часто попадала в руки временщиков из числа родственников императриц или служителей императорского гарема. Одновременно широкие массы крестьянства – неизменной опоры трона – разорялись и пополняли ряды бродяг или батраков в хозяйствах крупных землевладельцев.

Ослабление ханьского дома привело к смене власти. Родственник императрицы Ван Ман в 8 г., став "да сы ма" – высшим сановником империи Хань, захватил власть в результате государственного переворота. В 9 г. н.э. он провозгласил себя императором новой династии Синь. Придя к власти в условиях нарастающей борьбы народных масс против крупных землевладельцев, Ван Ман провел ряд реформ.

Свой общественный идеал Ван Ман нашел в описаниях раннечжоуского государства. Он запретил куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановил систему общинного землевладения. Каждой семье был выделен пахотный надел. Купля-продажа рабов была запрещена, но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам, проведена денежная реформа и введены новые налоги. Установилась государственная монополия на чеканку монеты, горные и речные промыслы. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. Аппарат государственных чиновников был увеличен, назначение па должности стало практиковаться на экзаменационной основе.

Однако предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли. В 12 г. под давлением богатых землевладельцев был отменен запрет на куплю-продажу земли и рабов. Одновременно засухи и наводнения, случавшиеся с редким постоянством несколько лет подряд, вызвали в центральных районах голод, за которым последовали вооруженные мятежи. Наибольшую известность получили повстанческие отряды из Шэньдуна, членов которых называли "краснобровыми", поскольку они мазали лица красной краской, чтобы своим видом походить на демонов. Их предводитель выдавал себя за отпрыска Ханьской династии. В 23 г. "краснобровым" удалось занять императорскую столицу. Ван Маи погиб в своем дворце.

Однако победа досталась потомку знатной ветви ханьского дома Лю Сю, который в 25 г. провозгласил реставрацию Ханьской династии. Поскольку Лю Сю избрал своей столицей Лоян, его династия получила название Восточная, или Поздняя Хань.

История нозднеханьской династии во многом напоминает историю ее предшественницы. На первых порах центральная власть восстановила контроль над всей территорией страны, хотя спокойствие в империи было куплено ценой компромисса между администрацией и местной элитой. Со временем рост крупной земельной собственности и разорение крестьянства подточили государство. Политически упадок династии, как и в эпоху Ранней Хань, выразился в возвышении императорских фаворитов из числа родственников императриц и дворцовых евнухов, что привело к обострению борьбы между этими временщиками и регулярным чиновничеством. Социальная база власти неуклонно сужалась, а вместе с этим сокращались налоговые поступления в казну.

В 184 г. вспыхнуло восстание, известное как восстание Желтых Повязок, сразу же охватившее большинство центральных районов империи. Выступление Желтых Повязок было подавлено правительственными войсками и дружинами провинциальных магнатов, но ханьский двор окончательно потерял контроль над страной. В 189 г. дворцовая гвардия учинила избиение евнухов императорского гарема, а затем пришедшие с границы войска генерала Дун Чжо полностью разграбили столицу. Ханьская держава фактически перестала существовать. Правда, формально власть ханьского императора держалась еще 30 лет, пока претенденты на трон выясняли между собой отношения. Почти все это время ханьский император находился в ставке полководца Цао Цао, который ловко воспользовался авторитетом ханьского дома для того, чтобы укрепиться в центральных областях бывшей империи. В 220 г. Цао Пи, старший сын Цао Цао, заставил ханьского императора отречься от своего титула и провозгласил воцарение династии Вэй.

Цао Пи, свергнувшему последнего ханьского государя, не удалось стать правителем всего Китая. Полководец Лю Бэй, обосновавшийся в Сычуани, объявил себя императором династии Хань (в истории его царство зовется Шу или Шу-Хань). В ноябре 222 г. примеру Лю Бэя последовая Сунь Цюань, провозгласивший создание царства У в областях нижнего и среднего течения Янцзы.

Царство Вэй было самым сильным среди новых государств. Основой его могущества стала система военных поселений, в которых состояло около 80% податного населения. Одновременно была введена новая система отбора и квалификации чиновников. Отныне все государственные служащие в соответствии с их "заслугами, добродетелями, талантами и поведением" разделялись на девять рангов. В областях учреждались особые должности чжунчжэнов ("беспристрастных и прямых"), ведавших отбором кандидатов на службу. Последним присваивалась "деревенская" категория, которая определяла их личные способности. Институт "деревенских" категорий закреплял господство местной элиты, очень быстро обеспечившей себе право на обладание высшей второй категорией.

Цао недолго оставались хозяевами в своем государстве. В 40-х гг. ключевые посты в армии отошли к роду Сыма, и вскоре преемники Цао Цао разделили судьбу Ханьской династии: в 265 г. последний вэйский правитель "уступил трон" Сыма Яню, основавшему династию Цзинь. К этому времени Сыма Янь уже подчинил себе царство Шу-Хань, а в 280 г. пало и Южнокитайское царство У. Китай был вновь объединен под властью династии Цзинь. Однако триумф дома Сыма оказался непродолжительным. В конце 311 г. внутри царствующего клана вспыхнула междоусобица, которая привела в движение кочевые племена, уже давно обитавшие на северных и западных рубежах империи. В 308 г. предводитель сюнну Лю Юань провозгласил себя императором, а три года спустя конница кочевников захватила и разграбила цзиньскую столицу Лоян. Это событие можно считать концом эпохи древних империй.