29 формирование средневековых городов причины этапы территории. Глава ХХI

В Европе наступила эпоха "темных веков". В этот период почти все города пришли в упадок и опустели. Феодалы предпочитали жить в своих резиденциях. Сильно уменьшилось значение денег в экономике. Монастыри просто обменивались дарами. Если в одном аббатстве ковали железные изделия, а в другом, например, варили пиво, они отсылали друг другу часть продукции. Крестьяне также занимались меновой торговлей.

Но постепенно ремесла и торговля начали возрождаться, результатом чего стало формирование средневековых городов. Некоторые из них отстраивались на месте античных полисов, другие возникали рядом с монастырями, мостами, портовыми селениями, оживленными дорогами.

Античные и средневековые города

В Римской империи застройка полисов проводилась в соответствии с заранее утвержденным планом. В каждом крупном городе была арена для спортивных состязаний и гладиаторских боев, водопровод, канализация. Улицы делали ровными и широкими. Возникновение и рост средневековых городов происходили по-другому сценарию. Застраивались они хаотично, без какого-либо единого плана.

Интересно, что в период раннего средневековья многие античные постройки стали использоваться совсем не для тех целей, для которых они изначально сооружались. Так, просторные древнеримские бани нередко превращали в христианские храмы. А внутри Колизеев, прямо на арене, строили жилые дома.

Роль торговли

Возрождение городов в Европе началось с Италии. Морская торговля с Византией и арабскими странами привела к появлению денежного капитала у купцов с Апеннинского полуострова. Золото стало стекаться в итальянские средневековые города. Развитие товарно-денежных отношений изменило уклад жизни северного Средиземноморья. На смену когда каждый феодальный удел самостоятельно обеспечивал себя всем необходимым, пришла региональная специализация.

Развитие ремесел

Торговля оказала ключевое влияние на формирование средневековых городов. Городское ремесло стало полноценным способом заработка. Раньше крестьяне вынуждены были заниматься и земледелием, и другими промыслами. Теперь же появилась возможность профессионально заниматься изготовлением какого-либо специализированного товара, продавать свою продукцию и на вырученные деньги покупать продукты питания.

Ремесленники в городах объединялись в гильдии, называвшиеся цехами. Такие организации создавались с целью взаимопомощи и борьбы с конкуренцией. Многими видами ремесел разрешено было заниматься только членам цехов. При нападении на город вражеской армии из участников гильдий формировались отряды самообороны.

Религиозный фактор

Христианская традиция паломничества к религиозным святыням также оказала влияние на формирование средневековых городов. Поначалу большая часть особо почитаемых реликвий находилась в Риме. Чтобы поклониться им, в город приходили тысячи паломников. Разумеется, отправиться в далекое путешествие в те времена могли только люди небедные. Для них в Риме было открыто множество гостиниц, трактиров, лавок с религиозной литературой.

Епископы других городов, видя, какой доход приносят Риму набожные путешественники, тоже стремились обзавестись какой-нибудь реликвией. Священные предметы привозили из далеких краев или чудесным образом находили на месте. Это могли быть гвозди, которыми распинали Христа, мощи апостолов, одежда Иисуса или Богородицы и другие подобные артефакты. Чем больше паломников удавалось привлечь, тем выше был доход города.

Военный фактор

Из войн в значительной мере состоит история средних веков. Средневековый город, помимо прочих функций, мог быть важным стратегическим объектом, защищающим границы страны от вторжения неприятеля. В этом случае его внешние стены делали особенно крепкими и высокими. А в самом городе размещали военный гарнизон и большой запас провизии в амбарах на случай длительной осады.

В период позднего средневековья многие армии состояли из наемников. Эта практика особо широко распространилась в богатой Италии. Жители тамошних городов не желали подвергать себя риску на полях сражений и предпочитали содержать наемное войско. В нем служило много швейцарцев и немцев.

Университеты

Образовательные учреждения также внесли вклад в формирование средневековых городов. История начинается в XI веке. И первенство здесь тоже у итальянцев. В 1088 году в городе Болонья был основан старейший в Европе университет. Он продолжает обучать студентов и в наши дни.

Позже университеты появились во Франции, в Англии, а затем и в других странах. В них велось преподавание богословских и светских дисциплин. Университеты существовали на частные деньги, а потому имели достаточную степень независимости от властей. В некоторых странах Европы до сих пор действуют законы, запрещающие полиции заходить на территорию высших учебных заведений.

Горожане

Итак, было несколько сословий, благодаря которым происходило возникновение и развитие средневековых городов в Европе.

1. Купцы: перевозили различные товары морем и по суше.

2. Сословие ремесленников: мастера, изготовлявшие промышленную продукцию, были фундаментом городской экономики.

3. Духовенство: церкви и монастыри занимались не только отправлением религиозных ритуалов, но и научной и хозяйственной деятельностью, а также участвовали в политической жизни.

4. Солдаты: войска не только участвовали в походах и оборонных операциях, но и поддерживали порядок внутри города. Правители привлекали их к поимке воров и разбойников.

5. Профессора и студенты: университеты оказали немалое влияние на формирование средневековых городов.

6. Класс аристократии: дворцы королей, герцогов и прочих знатных особ также располагались в городах.

7. Прочие образованные мещане: лекари, писари, банкиры, землемеры, судьи и т. д.

8. Городская беднота: слуги, попрошайки, воры.

Борьба за самоуправление

Земли, на которых возникали города, изначально принадлежали местным феодалам или церковным аббатствам. Они облагали мещан налогами, размер которых устанавливался произвольно и часто был слишком велик. В ответ на притеснения со стороны землевладельцев возникло коммунальное движение средневековых городов. Ремесленники, купцы и другие жители объединялись, чтобы совместно противостоять феодалам.

Основными требованиями городских коммун были посильные налоги и невмешательство землевладельца в хозяйственно-экономическую деятельность жителей. Обычно переговоры заканчивались составлением Устава, в котором были прописаны права и обязанности всех сословий. Подписание таких документов завершало формирование средневековых городов, обеспечивая юридический фундамент их существования.

Демократическое управление

После того, как право на самоуправление было отвоевано у феодалов, пришло время определить, на каких принципах будет построен сам средневековый город. Цеховая организация ремесла и гильдии торговцев были теми институтами, из которых выросла система коллегиального принятия решений и выборности власти.

Должности мэров и судей в средневековых городах были выборными. При этом сама процедура избрания часто была довольно сложной и многоступенчатой. Например, в Венеции выборы дожа проходили в 11 этапов. Избирательное право было не всеобщим. Почти везде существовал имущественный и сословный ценз, то есть в выборах могли участвовать только богатые либо родовитые граждане.

Когда формирование средневековых городов окончательно завершилось, сложилась система, при которой все рычаги управления оказались в руках ограниченного количества аристократических семей. Бедные слои населения были недовольны таким положением вещей. иногда выливалась в восстания черни. В результате городской аристократии приходилось идти на уступки и расширять права бедняков.

Историческое значение

Активное развитие городов началось в Европе в X-XI веках в центральной и северной Италии, а также во Фландрии (территория современных Бельгии и Голландии). Движущими силами этого процесса были торговля и ремесленное производство. Чуть позже расцвет городов начался во Франции, Испании и на немецких землях В результате континент преобразился.

Трудно переоценить то влияние, которое оказало на развитие Европы формирование средневековых городов. Городское ремесло способствовало техническому прогрессу. Торговля привела к совершенствованию кораблестроения, и в конечном итоге к открытию и освоению Нового света. Традиции городского самоуправления стали основой демократического устройства современных Уставы и хартии вольностей, определявшие права и свободы различных сословий, сформировали систему европейского права. А развитие в городах науки и искусства подготовило приход эпохи Возрождения.

1) Выберите правильный ответ. Дайте объяснение.

Средневековые города возникли в результате:

1. набегов норманов, венгров, арабов. Для защиты от врагов сеньоры переселяли своих зависимых крестьян в города под надёжную охрану городских стен;

2. отделения ремесла от сельского хозяйства. К этому привели следующие факторы:

* развитие сельского хозяйства, увеличение его продукции,

* потребность в качественных орудия труда, оружии,

* рост населения, сокращение пахотных земель,

* развитие торговли;

3. политики королевской власти. Каждый вассал короля был обязан переселить часть своих зависимых крестьян в города для занятий ремеслом и торговлей. Налоги с горожан поступали в королевскую казну.

Ответ: 2. так как многие ремесленники убегали из своих деревень от господ, или переходили с места на места в поисках новой работы. Им не нужно было иметь землю, они могли себя прокормить за счет продажи или обмена своих изделий. Так и стали создаваться города.

2) Прочитайте отрывок из документа, впишите необходимые сведения и ответьте на вопросы.

Если какой-либо мужчина или женщина пробудет беспрепятственно в городе Бремене в течении

    Ответ: года и дня

... и если кто-либо после этого вздумает оспаривать его свободу, то пусть будет предоставлено тому доказать свою свободу ссылкой на вышеуказанный срок.

* В документе зафиксировано важнейшее достижение, которого добились города. О чём идёт речь? Какая пословица в Средние века в связи с этим?

    Ответ: Важнейшее достижение - освобождение горожан от сеньориальной зависимости. «Городской воздух делает свободным».

* Найдите на карте Бремен. Подумайте, когда он был основан и почему именно здесь. Предположите, каковы были основные занятия его жителей.

    Ответ: город Бремен был основан в 787 году Карлом Великим. Он находился у речной переправы и на перекрестке нескольких дорог. т к город на реке построен, то он является портом, люди занимались там земледелием, ремесленничеством, торговлей.

3) Какие объединения городских жителей вы знаете? Разделите незаполненную колонку таблицы на столько частей, сколько требуется, и впишите ответы.

  • Вопросы для сравнения

    Цели создания

    Закрытое объединение, управлялось общим собранием, создавалось, чтобы повысить репутацию, оградиться от приезжих.

    Открытое добровольное объединение с выборным руководством создавалось для защиты от грабителей и взаимопомощи

    Кто входил в объединения

    Ремесленники

    Чем они занимались

    Регламентация деятельности, организация общественной жизни, защита интересов, взаимопомощь

    Охрана деятельности, совместные торговые операции, защита интересов

    Какую роль играли

    Строгая регламентация производства и защита цеховых интересов

    Усиление экономической и политической роли членов гильдии

4) Объясните происхождение выражения "вечный подмастерье". Когда и в связи с чем оно появилось?

    Ответ: Вечный подмастерье - наемный работник уже изучивший ремесло, помощник мастера, который не мог открыть свою мастерскую. С увеличением соперничества между цехами, они стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера, мастерами могли становится порой только по наследству. Поэтому многие так и оставались «вечными подмастерьями»

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с причинами упадка античных городов и появления новых, признаками ремесленного производства.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять причины упадка античных городов и возрождения новых городов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации;

личностные УУД: формировать навыки проведения анализа; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Правилами городского совета Парижа в XII в. было предписано следующее: ширина улиц должна быть такой, чтобы осел, идущий посередине, мог ухватить, мотая головой, по пучку травы с низких оград с каждой из сторон. В городе Эдинбурге (Шотландия) была «улица коров», в Страсбурге (Германия) — «улица быков». Как эти факты характеризуют города? Попытаемся обсудить эти вопросы на нашем уроке.

III. Актуализация знаний

— Всегда ли существовали города?

— Были ли города в Древнем мире?

— Какие цивилизации Древнего мира отличались большим количеством городов?

— Где возникали эти города, чем в них занимались жители?

— Какие города уцелели после завоевания германцами Европы?

(Ответы учеников.)

— Сегодня на уроке речь пойдет о средневековых городах.

— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.

(По ходу ответов заполняется «Древо целей».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Причины возникновения новых средневековых городов.
  2. Борьба городов с сеньорами.
  3. Мастерская городского ремесленника.
  4. Цехи и развитие ремесла.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров? Зачем ремесленники объединялись в цехи?

IV. Работа по теме урока

1. Причины возникновения новых средневековых городов

В первые столетия Средних веков в Европе было мало городов, но с X-XI вв. их число стало расти. Давайте убедимся в этом.

Задание: сравните исторические карты «Франкское государство в V — середине IX в.» и «Европа XIV-XV вв.».

— Какие выводы вы можете сделать на основании сравнения?

(Ученики выполняют задание.)

— Чем же объясняется рост числа городов во второй период Средневековья?

Задание: прочитайте исторический документ и выполните задания к нему.

Исторический документ

С XI в. с ростом населения сократились пространства, занятые лесами и болотами. К XII в. в Европе появилось много городов. На то были свои причины. Дело в том, что люди научились хорошо обрабатывать железо и придумали более совершенные орудия труда, например тяжелый колесный плуг. Он мог лучше вспахивать почву, качественнее ее обрабатывать. Это способствовало получению большего количества сельскохозяйственной продукции. Для изготовления железных орудий труда было нужно больше металла, поэтому в Европе возрастает добыча железной руды, активно развивается кузнечное дело. Для изготовления новых, более сложных орудий труда требуются специалисты. Среди крестьян выделяются мастера. Такие изменения происходят и в других ремеслах. Люди, умеющие что-то мастерить, занимаются только своим делом, а продукцию свою обменивают на продукты питания. Этим и живут. Так происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. К чему это приводит? К тому, что у людей появляется необходимость где-то обмениваться изделиями.

Задание: найдите в тексте последствия успехов в развитии хозяйства в средневековой Европе в XI-XII вв. и определите причины возрождения городов.

(Проверка выполнения задания и составление схемы)

Успехи в сельском хозяйстве (расчистки, трехполье, колесный плуг) и ремесле (появление сложных видов)

— Увеличение урожая, излишки продуктов -> Обмен части продуктов на изделия ремесленников

— Нужны были особые навыки в ремесле -> Ремесленники уходили из феодальных поместий

Отделение ремесла от сельского хозяйства

Возникновение и рост числа городов

— Как это происходило?

Задание: давайте познакомимся с процессом возникновения средневекового города на примере судьбы одного из ремесленников, используя прием драматизации.

Дополнительный материал

Молодой плотник Жан давно задумал покинуть родную деревню в которой жили его дед и отец. Наделом земли Жан не дорожил, его могло прокормить ремесло. Взвалив на спину короб с несложными инструментами, он ушел из дому. Все лето бродил Жан от замка к замку, изготовляя мебель по заказу их владельцев. Но бесконечно странствовать было нельзя. И тогда Жан вспомнил о монастыре, который был расположен на берегу судоходной реки. Издавна там по большим праздникам собирался торг, хорошо известный в округе.

Подойдя к монастырю, Жан не узнал знакомого места: у самой дороги стояла кузница, ее хозяин за плату подковывал лошадей многочисленных посетителей. На другой стороне дороги какой-то предприимчивый человек открыл постоялый двор для приезжих. А у самой стены, точно гнезда ласточек, лепились дома ремесленников. Жан нашел среди них товарищей по ремеслу. В сырье недостатка не было, его всегда можно было купить у заезжих купцов. Заказывали и покупали изделия обитатели монастыря и приходившие сюда люди из соседних деревень и замков

Поселок ремесленников быстро рос — прибывали все новые беглецы из поместий. На берегу реки возникло поселение торговцев, там же ютился всякий бедный люд, зарабатывающий трудом на причале.

Но мирная жизнь поселка вскоре была прервана. В глухую осеннюю ночь на поселок напал отряд рыцарей. Жители поселка укрылись за стенами монастыря, но все, что они не успели унести с собой, стало достоянием разбойников. Вернувшись к своим разграбленным жилищам, ремесленники собрались на сход и приняли решение укрепить поселок. Они окопали его рвом, насыпали земляной вал, а на нем поставили деревянный частокол. Так образовалось укрепленное поселение — город.

— Города возникали в различных местах. По ходу рассказа отмечайте на карте города, о которых идет речь.

Города появлялись:

1. На месте старых античных городов . Как правило, там еще со времен Римской империи находились резиденции епископов и некоторых крупных светских феодалов. Вокруг них всегда жило много людей — придворных, военных, слуг, ремесленников. Кроме того, древние города были построены в удобных для торговли местах — на берегах морей и крупных рек, перекрестках больших дорог. Почти все итальянские города, а также Париж (бывшая Лютеция), Кельн (бывшая римская колония Агриппина), Базель (Базилия), Лондон (Лондиний) и многие другие провинциальные города Западной Римской империи ведут свою историю с античных времен и пережили второе рождение в эпоху позднего Средневековья.

2. На месте древних варварских военных укреплений (бургов) . Они со временем превратились в резиденции графов, центры их владений. Но только наличия военного лагеря было, как правило, недостаточно для возникновения города.

3. В местах, которые располагались вблизи переправ, речных путей и находились на более или менее одинаковом расстоянии от нескольких окрестных деревень. Жители собирались здесь, чтобы обменяться произведенными ими продуктами и приобрести необходимые вещи: орудия труда, одежду, украшения. Там можно было встретить и купцов из дальних стран. Такие места, где постоянно велась торговля, назывались рынками.

(Проверка выполнения задания.)

Вопрос-загадка. Первые дома и улицы города Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. По краям этого овала находились засыпанные песком каменные ступени, широким полукольцом охватывающие поселение.

— Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? Каковы ваши предположения о первоначальных размерах поселения?

(Проверка выполнения задания.)

2. Борьба городов с сеньорами

Средневековый город не случайно был крепостью, врагов у него было немало. Но со временем злейшим врагом стал сеньор. Почему? Вспомните смысл средневековой поговорки «Нет земли без господина».

(Ответы учеников.)

Проблемное задание. Сеньором Страсбурга в Германии был епископ. Его люди судили горожан, назначали цеховых старшин, собирали налоги и пошлины, ведали чеканкой монет, получали деньги за пользование городскими весами и мерами. Горожане ежегодно отбывали в пользу епископа пятидневную барщину, ремесленники были обязаны поставлять ему определенное количество товара, купцы выполняли в поездках его поручения.

— Чем власть сеньора мешала развитию ремесла и торговли в городе?

(Проверка выполнения задания.)

— Что стало следствием борьбы городов с сеньорами?

Задание: работая с текстом п. 3 § 13, определите последствия этой борьбы и оформите свои выводы графически.

Борьба городов с сеньорами и ее последствия

Борьба городов с сеньорами -> Город под властью сеньора -> Последствия борьбы =>

1. Самоуправление в освободившихся городах

Мэр -> Городской совет -> Суд | Казна | Войско

2. «Городской воздух делает свободным»

В XII-XIII вв. многие крестьяне получили в городе новые профессии и обрели свободу.

3. Мастерская городского ремесленника

— В каких условиях в городе трудились ремесленники?

Задание: изучите иллюстрации «Мастерские ремесленников» и ответьте на вопросы.

— В каком помещении находится мастерская?

— Какие орудия труда используются в ней?

— Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме руки человека?

— Кто хозяин мастерской и почему?

— Является ли он работником?

— Какое положение в мастерской занимает работник, сидящий у окна?

— Что делают мальчики?

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Мастерская ремесленника:

  • Производство изделий на заказ или на продажу
  • Ручные орудия труда
  • Мелкое производство. Отсутствие разделения труда
  • Личный труд мастера. Эксплуатация подмастерьев и учеников

Подмастерья получали за свой труд от мастера плату. Они жили в доме мастера и питались с ним за одним столом, нередко женились на дочерях мастера. Накопив деньги на обзаведение собственной мастерской и сдав экзамены, подмастерья обычно становились мастерами.

— В чем состояла двойственность положения подмастерьев?

(Проверка выполнения задания.)

Задание: сравните положение зависимого крестьянина и городского ремесленника и заполните таблицу.

— Что общего между зависимым крестьянином и городским ремесленником? Каковы различия между ними?

(Проверка выполнения задания.)

4. Цехи и развитие ремесла

В условиях феодальной раздробленности мастера-ремесленники одной специальности объединялись в цехи.

Задание: работая с текстом п. 5, 6 § 13, ответьте на вопросы и выполните задания.

— Назовите и объясните причины образования цехов.

— Что такое цехи?

— Какие задачи выполняли цехи?

— Кто и как управлял работой цеха?

— Приведите примеры из жизни цеха.

— Каким образом цехи способствовали развитию ремесла?

— Каким образом они препятствовали росту промышленного производства в городах?

— Нет ли противоречия в этих вопросах? Как разрешить это противоречие?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему в Средние века возникла поговорка «Городской воздух делает свободным»?

— Кто работал в ремесленной мастерской?

— Почему средневековым городам удалось освободиться от власти сеньоров на несколько столетий раньше, чем крестьянам?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 13, подготовить проект на тему «История возникновения средневековых городов».
  2. Для средних учеников — § 13, составить логическую цепочку «Причины возникновения городов и изменений в обществе».
  3. Для слабых учеников — § 13, ответить на вопрос: как изменилось значение слова «шедевр» в наши дни?

Разработка урока истории в 6 классе

Учитель: Носкова Яна Робертовна,

Место работы: МОБУ СОШ д.Дорогино

Тел. 8-927-957-64-38, эл.адрес: noskova . yana 1983@ yandex . ru

Тема урока: Формирование Средневековых городов.

Учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс.

Цели урока:

    Выяснить основные причины возникновения и образования городов;

    Продолжить формирование умений обучающихся работать с источниками, выявлять причинно-следственные связи и пользоваться понятийным аппаратом;

    Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, умение отстаивать свою точку зрения.

Задачи урока:

    Показать, что город - это торгово-ремесленный центр;

    Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней;

    Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов
    с сеньорами;

    Создать представление о жизни и быте горожан.

Тип урока: Комбинированный.

Основные понятия и термины: город, ремесло, горожане, мастер, подмастерье, гильдия, ратуша, шедевр, цех.

Оборудование: учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс, мультимедийная презентация «Формирование средневековых городов», Атлас и контурные карты, карточки с заданиями и вопросами.

План урока:

    Когда начинается возрождение городов в средневековой Европе?

    Каковы причины увеличения численности городов?

    В каких местах появляются новые города?

    Как устроен средневековый город?

Ход урока:

    Организационный момент

    Постановка целей и задач урока

    Изучение новой темы

    Подведение итогов

    Рефлексия

    Домашнее задание

Ход урока:

1 этап. Организационный момент.

Сдача рапорта дежурным кадетом.

2 этап. Повторение изученного ранее материала, проверка домашнего задания

Учитель: Вспомните, что случилось с городами западной Римской Империи после Великого переселения народов?

Ответы: Большая часть городов была разрушена. Многие города так и не смогли восстановиться до прежних размеров.

3 этап. Постановка цели и задач урока

Учитель: Внимание на экран (СЛАЙД – демонстация иллюстраций средневекового города, городских улиц)

Учитель: Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

Дети: Формирование средневекового города. (СЛАЙД – название темы) – ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДИ

Учитель: Откройте Атлас на стр.5 – карта «Западная Европа в XI-XIII в.» и скажите, много ли городов было в странах Европы в это время? Назовите их.

Ответы: отмечают, что городов очень мало и называют города: Париж во Франции, Прага в Чехии, Кёльн и Регенсбург в Германии, Лондон в Англии, Венеция в Италии.

Учитель: А теперь рассмотрим карту Атласа на стр. 6-7 – «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы (XI-XIV вв.)». Как изменилась карта Европы? Всегда ли в Европе было такое количество городов?

Дети: Нет. Отмечают значительный рост городов.

Учитель: Какие вопросы мы сегодня должны рассмотреть? Как вы думаете? (СЛАЙД – демонстрация плана работына урок, после самостоятельных размышлений ребят)

Когда начинается возрождение городов в средневековой Европе?

Каковы причины увеличения численности городов?

В каких местах появляются новые города?

Как устроен средневековый город?

4 этап. Изучение новой темы

Учитель: По данным карты - Когда начинается возрождение городов в средневековье?

Ответ: В 11-12 веках.

Учитель: Исходя из установленного факта о том, что в 11-12 веках происходит резкое увеличение количества городов, какой же вопрос может возникнуть?

Ответ:

1. Почему же люди стремились жить в городе?

2. Чем так могли привлекать людей города?

Предлагаю разделиться на группы – 4 группы. Работа по карточкам. Ваша задача выполнить предложенные задания, используя текст в карточке. На задание дается 2 минуты. Для выполнения задания предлагаю вам самостоятельно распределить обязанности: кто то читает (тихо, не мешая другим группам работать), кто то записывает, кто то отвечает. Обсуждаем все вместе.

1 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, докажите, что до X века при господстве натурального хозяйства была плохо развита торговля.

Текст карточки:

Долгое время Западная Европа жила натуральным хозяйством . Все, что необходимо было для жизни, крестьяне производили своим трудом, выращивали хлеб, но урожаи были низкие – на 1 посеянное зерно получали только 2, хлеба всегда не хватало. Крестьяне сами делали простую посуду из глины, шили одежду, мастерили орудия труда. Только при замках феодалов жили настоящие ремесленники. Большинство людей тогда считали, что выменивать что-то у соседей позорно, нужно все успевать делать самому. У крестьян не было лишнего зерна, молока, мяса, которые можно было бы обменять на ремесленные изделия.

Ожидаемый результат - после обсуждения учащиеся могут сделать примерно такие выводы:

До X века в Европе господствовало натуральное хозяйство, крестьяне сами изготавливали все необходимые для жизни и труда изделия, торговля почти не была развита, так как у крестьян не было излишков продуктов, которые они могли бы обменять.

2 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, покажите, какие изменения в земледелии привели к росту урожайности.

Текст карточки:

До X века земля делилась на два поля – одно распахивалось и засеивалось, а второе отдыхало, на нем росла трава. С X века землю стали делить на три поля (трехполье). Первое (яровое ), как и раньше, засеивали весной и собирали урожай к осени, второму давали отдохнуть, третье (озимое ) засеивали осенью, чтобы ростки перезимовали под снегом, быстрее поднялись весной и дали еще один урожай в середине лета. Урожаи стали выше.

Планируемый результат после обсуждения учащиеся должны сделать примерно такой вывод:

Переход к трёхполью позволил увеличить урожайность. У крестьян появились излишки, которые они могли продать или обменять на изделия ремесленников.

3 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, попробуйте объяснить, почему ремесло отделилось от земледелия?

Текст карточки:

С X в. численность европейцев начинает расти, к XV веку население Европы удвоилось, возможно, из-за прекращения набегов викингов и других варваров или по другим причинам. Распаханных земель уже не хватало, и крестьянским общинам приходилось вырубать леса и расчищать новые участки. На смену легкому плугу, который не мог глубоко вспахать землю, пришел более тяжелый плуг «с отвалом », переворачивающий пласт земли, что повышало ее плодородие. У некоторых крестьян стали появляться излишки продуктов (на 1 посеянное зерно уже получали 3, а то и 6 зёрен). Мастера-ремесленники перестали заниматься выращиванием хлеба, теперь они могут изготовить больше различных изделий и обменять их у своих соседей-крестьян на продукты питания.

Планируемый результат – обсудив текст карточки, учащиеся должны прийти примерно к такому выводу:Появление тяжелого колесного плуга, распашка новых земель позволили увеличить урожайность. Сельские ремесленники перестали заниматься земледелием, они выменивали хлеб и другие продукты у крестьян на сделанные ими изделия. Ремесло отделилось от сельского хозяйства.

4 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обращая внимание на выделенные слова, найдите причины возникновения городов, как поселений ремесленников и торговцев. Почему растет население городов?

Текст карточки:

Часто крестьяне, владевшие каким-либо ремеслом, или мастера-ремесленники, жившие у феодала, уходили от хозяина и селились на местах, удобных для обмена и торговли своими изделиями. На перекрестках дорог, у речных переправ и мостов, около монастырей и военных крепостей возникали новые поселения, куда приходили и крестьяне для продажи своих продуктов и покупки нужных им вещей. Возрождались и города бывшей Римской империи -ремесленники обновляли древние стены, заново строили дома, расчищали рыночные площади. В X - XIII веках сотни новых городов поднимаются над равнинами и холмами Франции, Англии, Германии и других стран Европы.

Планируемый результат - обсудив текст карточки, учащиеся должны прийти примерно к такому выводу: В X-XI веках «ожили» старые и возникли новые города, в которых жили ремесленники и торговцы. Новые города возникали в местах, удобных для обмена и торговли.

Учитель: Итак, какие же мы можем выделить причины возникновения городов? (Слайд - схема причин возникновения городов) – ЗАПИСЫВАЕМ СХЕМУ В ТЕТРАДИ.

Выводы по решению заданий в группах:

К X веку в Европе:

Прекратились набеги варваров;

Выросла численность населения;

Расчищаются новые участки земли;

Появляются новые способы земледелия (плуг с отвалом, трехполье), благодаря чему растет урожайность;

У крестьян появляются излишки продуктов, которые они могут обменять в городе на изделия ремесленников.

Часть крестьян перестает заниматься земледелием, превращается в ремесленников и переселяется в города. Ремесло отделяется от сельского хозяйства.

Учитель: В тексте учебника на стр. найдите ответ на вопрос «Где возникают города?» (Слайд – схема мест возникновения городов)

Учитель: перед вами лежит листок – черновик с таблицей. Ваша задача, используя карту в учебнике на стр. заполнить второй столбик в строках города возле рек и мостов и города возле гаваней. (Слайд – таблица, приведенная ниже выводится на экран и заполняется с использованием интерактивной доски самими учениками)

Заполнить таблицу:

Место возникновения городов

вокруг монастырей

Мюнстер, Сен- Галлен,

Сен-Дени, Париж

Кельн, Трир

вокруг крепостей

Страсбург, Гамбург,

Аугсбург, Регенсбург

возле рек и мостов

Падерборн, Бремен, Франкфурт, Оксфорд

Цвейбрюккен, Брюгге

возле гаваней

Марсель, Генуя

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд)

Учитель: Используя учебник, предлагаю вам подготовить небольшой рассказ. Работать будем в парах. Предлагаю так же распределить обязанности – кто то тихо читает, кто записывает и отвечает.

    Как выглядел средневековый город снаружи

    Как город выглядел внутри

    Какими были улицы средневекового города?

    Какова была особенность жилых домов в городе?

    Что вы можете сказать о благоустройстве городов?

    Каковы занятия жителей городов?

    Каким было внутреннее самоуправление в городах? (цехи, гильдии, налоги)

Ответы:

Город окружен мощными стенами с башнями с целью безопасности и защиты от врагов. (СЛАЙДЫ – иллюстрации внешнего вида городов)

В центре города на площади возвышалось здание ратуши и собора. (СЛАЙДЫ- иллюстрации зданий ратуши и известных соборов)

Места в городе было мало, поэтому улицы были узкими, дома строились вплотную друг к другу. (СЛАЙДЫ – иллюстрации средневековых городских улиц)

Дома были 2-х и 3-х этажные, причем 2-й и 3-й этажи были шире и нависали над 1-м этажом. (СЛАЙДЫ – иллюстрации жилых домов средневековья)

Канализации, освещения в городе не было, улицы были грязными. (СЛАЙДЫ - иллюстрации, демонстрирующие грязные улицы)

Горожане занимались ремеслом и торговлей. (СЛАЙДЫ – иллюстрация с различными занятиями средневекового горожанина)

Создается магистрат, выбирается глава города – мэр

Города обращаются за помощью к королю, подписание хартии

Налоги платятся в казну короля

Право на самоуправление

Крестьяне бегут в города (правило «год и один день»)

Возврат к римским законам

Учитель: Давайте просмотрим видео Средневековые городов, сохранившиеся до наших дней. (СЛАЙД – просмотр фильма с европейскими городами, сохранившимися до наших дней)

Давайте подведем итог (СЛАЙД – таблица, в которой указываются основная информация урока в кратком виде)

5 этап. Закрепление изученного материала

Учитель: Давайте проверим как вы усвоили новый материал. Предлагаю вам разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду. (СЛАЙД – на интерактивной доске сами ребята заполняют кроссворд)

    союз купцов, созданный для защиты от грабителей и помощи друг другу (гильдия)

    то, что производит ремесленник на продажу (товар)

    ученик мастера (подмастерье)

    человек, занимающийся обменом монет одного государства на монеты другого государства, а так же дающий деньги в долг под проценты (банкир)

    здание городского совета (ратуша)

    ежегодно повторяющаяся распродажа товаров (ярмарка)

    вид поселения в Средневековье (город)

Учитель: Какой средневековый город был загадан в кроссворде? (СЛАЙД – изображение города)

6 этап. Подведение итогов: (слайды – в виде плана выводятся все выводы, которые были сделаны на уроке)

Учитель: Смогли ли мы ответить на проблемный вопрос нашего урока?

Ответ: Да, В средние века люди стремились жить в городе потому, что города становятся центрами ремесла и торговли. Многие города получают самоуправление и становятся вольными. Жители таких городов могут стать лично свободными.

7 этап. Рефлексия: (СЛАЙД – задание выводится на доске)

Учитель: Закончите одно из предложений

1. Сегодня на уроке мне понравилось…

2. Мне сегодня удалось…

3. До начала урока я думал(а), что…, а сейчас знаю…

4. Мне не понравилось…

5. Настроение в ходе урока у меня…

За работу на уроке выставляются оценки. Пускаю таблицу, в которой вы должны оценить своего соседа по парте. Записываем Имя соседа по парте и оценку.

8 этап. Домашнее задание: доделать таблицу, в контурной карте отметить все города средневековья

Какие цивилизации Древнего мира отличались большим количеством городов? Где возникали эти города, чем в них занимались жители?

Что такое натуральное хозяйство?

В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с X-XI веков их число стало расти.

Со средневековыми городами связаны важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов во времена расцвета Средневековья. 1.

Изменения в общественной жизни. С XI века с ростом населения сократились пространства, занятые лесами и болотами. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных хотя бы частично из железа. С XI-XII веков после изобретения современной упряжи лошадей использовали не только в военном деле, но и для перевозки грузов, ускорения обработки земли. Вошли в употребление подковы, оберегавшие копыта от повреждений. Шире стал применяться тяжёлый колёсный плуг с большими лемехами, который глубже вспахивал почву.

Теперь урожаи выросли более чем вдвое. В Англии, например, собирали зерна в 4-5 раз больше, чем сеяли. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позже ветряных. Они обеспечили более быстрый помол зерна и высокое качество муки. В хозяйствах возросло поголовье скота.

Для изготовления оружия и орудий труда требовалось много металла. В Европе появляются шахты, возрастает добыча железной руды, совершенствуется плавка и обработка металлов. Больше делали теперь тканей из шерсти. В народе даже сложилась поговорка: «Овца победила лён».

Поначалу крестьяне сами мастерили многие нужные для них и господ вещи. Но для изготовления колёсного плуга или выделки сукна требовались сложные приспособления, особые знания и навыки. В деревне выделялись умельцы - знатоки ремесла, которое становилось их главным занятием.

Теперь крестьянин обменивал часть продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог прокормиться своим ремеслом. Развитие хозяйства вело к постепенному отделению профессионального ремесла от земледелия и дальнейшему развитию торговли.

Ветряная мельница 2.

Возникновение в Европе множества городов. Многие ремесленники убегали из деревень, спасаясь от своих господ, или переходили с места на место в поисках работы. Города возникали на перекрёстках дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен больших монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правителя области. Всё это были места людные, где предлагались товары и услуги. Там господа могли приобрести дорогие вещи: одежду, оружие, украшения. Туда часто приезжали купцы. Из ближайших деревень приходили крестьяне, чтобы продать продукты своего хозяйства и купить нужные вещи или собрать деньги в

Плавильная печь. Средневековый рисунок

Ткацкий станок.

Реконструкция

Какое влияние оказали эти технические приспособления на жизнь людей?

уплату господину. В этих местах ремесленники могли изготовить и продать свои изделия и купить сырьё, торговцы - сбыть привезённый и приобрести новый товар. Численность горожан значительно выросла, увеличилось и количество городов.

Для защиты от нападений горожане окружали своё поселение рвом, валом и частоколом наверху. Эти укрепления позже заменили каменными стенами. За стенами крепостей находили защиту в случае войны.

Войти в город можно было только по подъёмному мосту через массивные ворота, всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большому войску, имевшему осадные орудия, было под силу штурмовать городские укрепления. Так как город выглядел как настоящая крепость (по-немецки - бург), то и горожан называли в Средние века бюргерами.

Раньше всего, уже в IX веке, возродились древние и возникли новые города в Италии и на юге Франции. Возникло много

городов по берегам больших судоходных рек - Рейна и Дуная. В X-XI веках появились города и в других странах Западной и Центральной Европы.

В XII-XIII веках в Европе насчитывались уже многие тысячи городов. 3.

Борьба городов с сеньорами. Где бы ни возникал город, он оказывался на земле короля или другого феодала, монастыря. Их замки и укрепления возвышались над городом. Под властью этих сеньоров оказывалось и всё городское население. Бывало, что король жаловал вассалу за службу или монастырю часть города, расположенного на его земле.

Сначала сеньоры покровительствовали «своим» городам: освобождали переселенцев от платежей и давали рыночные привилегии. Особенно покровительствовали городам короли, видя в них источники наличных денег.

Городская стена (разрез): часть стены; башня; навес; бойницы; ров с водой

По мере того как города росли и богатели, сеньоры старались получить от них больше доходов. Они судили горожан, взимали с них пошлины, судебные штрафы, оброки ремесленными изделиями, деньгами и товарами. Нередко сеньор просто забирал в лавках торговцев и в мастерских всё, что ему нравилось.

Горожане стремились освободиться от власти сеньоров. В XII-XIII веках борьба городов с сеньорами происходила во всех странах Западной Европы. Одни города добивались независимости в результате восстаний и долгих войн, другие откупались от сеньора, ограничивали его права. Но множество мелких городов так и осталось под властью феодалов.

Города, освободившиеся от власти сеньоров, во Франции и в Северной Италии назывались коммунами (от латинского слова «коммунис» - общий). Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление - выборный городской совет. Глава городского совета во Франции и в Англии назывался мэром, в Германии - бургомистром. Совет ведал судом, сбором налогов и казной, ополчением горожан; руководил рынком, ремёслами, строительством и надзирал за порядком.

Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Если зависимому крестьянину, убежавшему от своего господина, удавалось прожить в городе «год и день», он становился свободным человеком. Недаром в Средние века сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Личная свобода привлекала в города людей из деревни. Многие крестьяне получили в городах новые профессии и обрели свободу. 4.

Мастерская городского ремесленника. Городские ремесленники производили свои изделия в маленьких мастерских, обычно в своём же доме. Всё делалось вручную, с помощью самых простых приспособлений, и очень тщательно - иначе мастер терял клиентов. Специальность отца и секреты мастерства обычно наследовал сын.

Техника ремесла, инструменты и приёмы работы развивались быстрее, чем сельскохозяйственные. Всё время делались усовершенствования. Городские ремесленники часто создавали настоящие произведения искусства. Они изготавливали мягкую разноцветную шерсть и шелка, затейливо украшенные доспехи и мечи. Славились тонкие изделия ювелиров, резчиков по камню и дереву, слесарей. Средневековые ремес-

Расскажите о работе ремесленников: мастерские каких специальностей изображены на рисунках? Какими орудиями труда пользуются ремесленники? Изображены ли на рисунках подмастерья и ученики?

Мастерские ремесленников. Современные рисунки

ленники гордились своими изделиями: их труд был для них делом чести. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет. Отдавая сына в обучение, отец оставлял его на многие годы в доме мастера, где ученик выполнял и подсобные работы.

Хозяином и главным работником в мастерской был мастер; он же принимал заказы покупателей, позднее сбывал свой товар на рынке. Лавкой служила мастерская, где мастер работал и торговал. Ему помогали ученики и подмастерья. Подмастерье, работник, уже изучивший ремесло, за свой труд получал заработную плату. Накопив необходимую сумму денег либо женившись на хозяйской дочери или вдове, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр1 - лучший образец изделия.

’Шедевром теперь называют выдающееся произведение искусства. 5.

Цехи - союзы ремесленников. У ремесленников было много общих интересов: повысить свою репутацию на рынке, оградить себя от соперничества приезжих ремесленников, бороться за привилегии и участие в управлении городом. Нередко они селились рядом, создавая свои улицы. Мастера-ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, часто объединялись в союзы - цехи11 (хотя далеко не во всех городах).

Изделия ремесленников: замок и ключ

На общем собрании мастера принимали устав - правила, обязательные для всех членов цеха: делать вещи по единому образцу, иметь не более дозволенного числа станков, учеников и подмастерьев, не переманивать друг у друга покупателей и подмастерьев. Устав запрещал работу в праздники и «при свечах». Цех предписывал продажную цену изделий и заработную

плату для подмастерьев, нередко закупал “12 и распределял его между масте-

сырье^ рами.

При помощи этих правил цехи стремились не допустить конкуренции между мастерами, при которой одни богатели бы, а другие беднели и разорялись. И конечно же, цех заботился, чтобы изделия были высокого качества.

Избираемые мастерами старшины следили за соблюдением устава и наказывали нарушителей. Если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние. В Париже и во многих других городах изделия низкого качества выставляли у позорного столба на рыночной площади. Самым распространённым наказанием были штрафы. Старшины следили и за тем, чтобы на рынке не продавали свои изделия нецеховые ремесленники. Члены цеха устраивали совместные праздники, участвовали в свадебных торжествах мастера, присутствовали при крещении его детей, провожали членов семьи мастера в последний путь, сообща тушили пожары. Из общих средств цех помогал больным, впавшим в нужду ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров.

Гербы ремесленных цехов

Гербы каких цехов изображены?

Цехи несли сторожевую службу в городе и составляли отряды городского войска. Цех имел герб, знамя, а большие цехи - свою церковь и даже кладбище. 6.

Цехи и развитие ремесла. Цехи способствовали развитию ремесла: усиливалось разделение труда между цехами, возникали новые ремесленные специальности. В XIII веке в Париже было 100 цехов, а в XIV веке - уже 350. Так, от кузнецов отделились оружейники, от последних - изготовители лат, ножей. От кожевников отделились цехи сапожников, ременников, сумочников и другие. Хронист о возникновении города Брюгге

Для нужд и потребностей обитателей замка начали стекаться к мосту продавцы ценных вещей; затем содержатели постоялых дворов для подкормления и приюта тех, кто вёл торговые дела, стали строить дома и устраивать гостиницы. И вошло у них в обычай говорить: «Идём к мосту». Здесь население настолько разрослось, что образовался большой город, который и по сию пору носит имя Брюгге, что значит «мост».

Но с увеличением в городах числа мастеров соперничество между ними усиливалось. Цехи стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. Лишь сыновья и зятья мастеров беспрепятственно получали звание мастера, оно стало почти наследственным.

Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и применять новые орудия труда. Были случаи, когда цехи уничтожали ценные изобретения и расправлялись с изобретателями. К концу Средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства в городах. Но так было не всегда и не всюду. Обходя запреты, под покровом цеховых уставов на практике пробивали себе дорогу новые формы производства. Так, уже в XIV веке шерстяные, суконные цехи в городах Италии, Англии, Нидерландов фактически превратились в организации богатых предпринимателей и торговцев. 1.

Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле? 2.

Расскажите о возникновении средневековых городов по плану: а) почему ремесленники и торговцы уходили из поместий; б) где они поселялись; в) почему они выбирали именно эти места; г) как выглядели построенные ими города. 3. Почему города стремились освободиться от власти сеньоров? 4. Почему в Средние века возникла поговорка: «Городской воздух делает свободным»? 5. Зачем ремесленники объединялись в цехи и принимали цеховые уставы? 6. Дайте краткую характеристику ученику, подмастерью, мастеру и старшине ремесленного цеха. Мог ли один человек в течение своей жизни побывать во всех этих ролях? 7. Составьте логическую цепочку: расположите последовательно причины и последствия открытий и изменений в хозяйстве и обществе, которые 8 итоге привели к росту городов в Европе в XI-XII веках. лось значение слова «шедевр» в наши дни по сравнению с его средневековым смыслом. Предположите, почему это произошло. 5. Оба утверждения: «Цехи способствовали развитию ремесла» и «Цехи задерживали рост промышленного производства в городах» - правильны. Но ведь одно противоречит другому! Как разрешить это противоречие? 6. Соберите информацию о технологии изготовления определённого ремесленного изделия в Средние века. Расскажите о последовательности действий мастера и его помощников, в результате которых создавался шедевр.