Формирование икт компетентности основной школе. Формирование ИКТ - компетенции на уроках информатики Учитель информатики Кобец С

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому, младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ-компетентности

обучающихся в условиях ФГОС

в начальной школе.

Бигдай Е.А.

учитель начальных классов

Самара 2013

В соответствии проведение комплексной информатизации школ страны в рамках отраслевых целевых программ, информатизация начального образования получила системное решения.

Формирование высокого уровня информационной активности детей, закладываемого в начальной школе, и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся, как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому, младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.

В соответствии с новым Федеральным государственным стандартом (ФГОС) основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения. Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий.

Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности учащихся проходит во всех предметных областях начальной школы.

Важнейшим результатом реализации Федерального государственного стандарта второго поколения становится формирование ИКТ-компетентности обучающегося.

ИКТ-компетентность обучающихся – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Где наиболее важным является формирование осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ.

Для того, что организовать конструктивное формирование ИКТ-компетентного обучающегося необходимо иметь самому педагогу высокий профессиональный уровень ИКТ-компетенции.

Составными критериями профессиональной ИКТ-компетенции учителя будет являться его общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ.

Сегодня в начальной школе реализуются четыре основных формы работы учащихся с применением средств ИКТ: работа в адаптированных обучающих программных средах, проектная деятельность, работа с предметными тренажерами, коммуникация на учебных сайтах.

На сегодняшний день ни для кого не секрет, что уроки с использованием мультимедийного ресурса имеют ряд методических преимуществ:

Во-первых , применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых , использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих , повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых , расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых , обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Здесь, как нельзя лучше подходят слова великого педагога К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно...». Со времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения приобрёл сегодня информационно-иллюстративный оттенок.

Да и мы с вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Но это частично способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, частично носит развивающий и образовательный характер, является украшением урока. Но использование иллюстративно-презентационного материала на уроках литературного чтения, ИЗО, музыки, где это не просто уместно, а необходимо. На урока математики, русского языка, окружающего мира, ценностью урока является активная познавательная деятельность на протяжении всего урока. Но очень много того, что должны уметь учащиеся в области этой самой компетентности, изучается на других предметах.

«Русский язык» Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере и простыми видами редактирования текста.

«Литературное чтение» Работа с мультимедиасообщениями. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео - и аудиофрагментов. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстрированный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

«Математика» Применение математических знаний и представлений и методов информатики для решения учебных задач. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

«Окружающий мир» Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных задач в том числе и в контролируемом Интернете. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

«Технология» Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Следовательно, работа на уроке с использованием мультимедийного сопровождения должна и может обучать, развивать, формировать ИКТ-компетентность ученика. Но для этого учителю необходимо соблюдать несколько требований к подготовке урока с ИКТ.

1. Необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

2. Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.);

3. Выбор типа образовательных электронных ресурсов.

4. Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся;

5. Выбор способа взаимодействия учителя и ученика.

Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами которого становятся - управление познавательной деятельностью учащегося.

ИКТ- компетентность учителя в полной мере способствует созданию условий для гармоничного вхождения ребенка в образовательный мир, поддержке его здоровья и эмоционального благополучия. В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества , в том числе:

Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

Эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

Развитие коммуникативных способностей;

Формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

Осуществления организацию учебной деятельности по формированию собственных информационно-коммуникативных умений обучающихся на разных предметах учитель способствует формированию у них таких мыслительных действий, как рефлексия, анализ и планирование, являющихся основой теоретического мышления, и одновременно развитию познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти.

Часть учеников имеют определённый навык работы на ПК, это важно для того, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.

Ребята готовят доклады к уроку окружающего мира, пользуясь ресурсами Интернета . На научные чтения, проходящие в школе, готовят презентации по выбранной теме.

Большинство учащихся имеют базовые навыки владения компьютером и с удовольствием создают свои электронные презентации к уроку. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint . После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Так мы постепенно выходим к обучению, когда каждый обучает каждого.

Таким образом, происходит формирование ключевых компетенций обучающихся.

При освоении личностных действий ведётся формирование:

Критического отношения к информации и избирательности её восприятия;

Уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

Основ правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

Оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

Использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

Создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

Поиск информации;

Фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

Структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

Создание простых гипермедиа сообщений;

Построение простейших моделей объектов и процессов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий . Для этого используются - обмен гипермедиа сообщениями; выступление с аудиовизуальной поддержкой; фиксация хода коллективной/личной коммуникации; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности обучающихся носит системно-деятельностный характер, позволяющий ученику выступать в качестве субъекта образовательного процесса. Расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; в общем, способствует повышению качества образования.


В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование универсальных учебных действий наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде (в том числе, используя возможности информационной среды школы, социальные сервисы). Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит настоящую подпрограмму, которая указывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные действия. Технологические навыки, являющиеся элементами ИКТ-компетентности, формируются не изолированно, а в контексте их применения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Естественно, что ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий, Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность, как способности решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностям и возможностям младшего школьника. Ее частью является общая (общепользовательская) ИКТ-компетентность младшего школьника. Во многих случаях учащиеся начальной школе осваивают элементы общей ИКТ-компетентности на уровне, отвечающем их использованию взрослыми в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно быть зафиксировано (и проходить) не только в программах отдельных учебных предметов (где формируется предметная ИКТ компетентность), но, в том числе и прежде всего, в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий, с которыми учебная ИКТ-компетентность сущностно связана.

При освоении личностных действий ведется формирование:

  • критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

  • оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  • использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;
  • создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);
  • структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
  • создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  • подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
  • построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются:

  • создание гипермедиа-сообщений;
  • выступление с аудио-визуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);
  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум. блог).
  • Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.

Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формировании универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает, с учетом специфики каждого учебного предмета, избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.

Знакомство со средствами ИКТ. Использование эргономичных приемов работы со средствами ИКТ, которые безопасны для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Выполнение компенсирующих упражнений. Организация системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и папок. Распечатка файла.

Запись, фиксация информации. Непосредственный ввод информации в компьютер с камеры (в том числе встроенной в цифровой микроскоп), микрофона, цифровых датчиков. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введенного как изображение. Получение оптимального по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результата записи (фото- и видео- изоображений): выбор положения записывающего человека и воспринимающего устройства: настройка чувствительности, плана, учёт ограничений в объеме записываемой информации, использование сменных носителей (флэш-карт).

Создание текстов с помощью компьютера Составление текста целыми словами, вставкой пропущенных слов из предложенных, с использованием картинок, путем восстановления деформированного текста. Клавиатурное письмо. Основные правила оформления текста и основные инструменты его создания. Работа в простом текстовом редакторе: ввод и сохранение текста, выбор шрифта, начертания, размера, цвета текста; правила расстановки пробелов перед и после знаков препинания, использование абзацного отступа. Полуавтоматический орфографический контроль (подсказка возможных вариантов исправления неправильно написанного слова по запросу). Набор текста на родном и иностранном языке, экранный перевод отдельных слов.

Создание графических сообщений. Рисование на графическом планшете (срисовывание, дорисовывание, создание собственных рисунков). Создание планов территории. Создание диаграмм взаимодействия. Создание семейных деревьев.

Редактирование сообщений. Редактирование текста (удаление, замена и вставка буквы, слова, фрагмента текста; перенесение части текста; повторение части текста и пр.). Редактирование цепочек изображений (слайд-шоу). Редактирование видео- и аудио- записей (вставка, удаление, замена фрагмента и другие простые виды редактирования). Редактирование фотоизображений (вставка, удаление, замена фрагмента, изменение контрастности).

Создание новых сообщений путем комбинирования имеющихся. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение. Использование ссылок из текста для организации информации: перехода к другому сообщению, обеспечения возможности выбора дальнейшего хода изложения, пояснения. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Добавление объектов и ссылок в географические карты и ленты времени. Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация)

Создание структурированных сообщений с линейной и ветвящейся структурой. Создание письменного сообщения: создание плана текста, добавление ссылок, графических объектов. Описание объекта или процесса по определенному алгоритму, запись аудио-визуальной и числовой информации о нем, с использованием инструментов ИКТ: видео- фото- камеры, цифрового микроскопа, цифровых датчиков, компьютера. Подготовка устного сообщения: создание плана, выбор аудио-визуальной поддержки, написание пояснений и тезисов. Проведение устного сообщения с аудио-видео поддержкой. Создание игрового видеофильма. Натурная мультипликация (с куклами). Компьютерная анимация. Создание музыкального произведения (с использованием готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель»).

Представление и обработка данных. Сбор числовых и аудио-визуальных данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото- или видео- камеры, цифрового микроскопа, цифровых датчиков. Разметка видеозаписи и получение числовых данных по разметке. Сбор числовых данных в ходе опроса людей. Графическое представление числовых данных: в виде графика (непрерывная кривая) и в виде диаграмм (столбчатых и круговых).

Поиск информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях. Поиск информации в контролируемом Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Использование систем поиска внутри компьютера. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение адресной и телефонной книги, а также других баз данных небольшого объема.

Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности. Передача собеседнику/партнеру сообщения, участие в диалоге, с использованием средств ИКТ – электронной почты, чата, форума, аудио- и видео- конференции и пр. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах. Ведение дневников, социальное взаимодействие. Компьютерно-управляемые движущиеся модели. Управление моделями. Управление в виртуальном микромире, исполнители Робот, Черепаха. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции (простого алгоритма) в несколько действий. Планирование и проведение исследований, объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Проектирование объектов и процессов реального мира, свое собственной деятельности и деятельности группы. Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.

  • естественная мотивация, цель обучения;
  • встроенный контроль результатов освоения ИКТ;
  • повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;
  • формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения этого предмета.

На современном этапе развития для российского образования установлен приоритет в прогрессивном развитии общества как такового наряду с его информатизацией. Именно на этом фоне особую значимость обретает такое понятие, как ИКТ-компетентность педагога, а также учащихся. Поэтому вопросы использования ИК-технологий активно изучаются, внедряются в образовательной сфере.

Понятие

Жизнь человека любого возраста тесно переплетена с информационными технологиями. Они необходимы как учащимся, так и педагогам. В современном мире крайне сложно реализовать себя, не имея элементарных навыков владения компьютером, так как такая техника теперь активно применяется в любой сфере деятельности.

Использование информационных технологий в образовательной сфере имеет большие перспективы. Понятие, а также особенности развития ИКТ-компетентности описывали в своих работах многие специалисты.

В общем виде под ИКТ-компетентностью сегодня понимается способность к практическому применению коммуникационных информационных технологий, обеспечивающих доступ к той или иной информации либо ее поиску, обработке, организации процесса распространения. Ее уровень должен быть достаточным для жизни и работы в условиях современного информационного общества.

Базовая структура

В состав современного понятия ИКТ-компетентности входит несколько различных компонентов, за счет которых она входит в число основных показателей компетенции педагога по ФГОС.

Главными аспектами понятия ИКТ-компетенции является:

  • достаточная функциональная грамотность в ИКТ как сфере жизни;
  • обоснованное внедрение ИКТ как в процессы решения профессиональных задач, так и в рамках образовательной работы;
  • ИКТ как основа новой образовательной парадигмы, которая направлена на активное развитие учащихся.

Цели педагога

За счет повышения ИКТ-компетенции педагога постепенно будут реализовываться:

  • Новые образовательные цели.
  • Способность использовать информационные и коммуникационные технологии на высоком уровне.
  • Новые формы в рамках организации образовательного процесса.
  • Содержание в рамках современной образовательной деятельности.

Понятия грамотности и компетенции

Важно различать такие понятия, как ИКТ-грамотность и ИКТ-компетенция педагога.

Так, под ИКТ-грамотностью понимается только знание основ работы с программными продуктами и компьютерами как таковыми, их базового функционала, общее понятие о работе в сети Интернет.

При этом в рамках ИКТ-компетенции не достаточно одного знания. Она предполагает реальное применение тех или иных информационных инструментов, внедрение их в учебный процесс. На современном этапе развития они могут использоваться в ходе решения познавательных и коммуникативных вопросов, при проведении экспериментов.

Особенности

Один из основных элементов квалификации современного учителя - это ИКТ-компетентность. С каждым годом уровень преподавания любой дисциплины все возрастает. За счет внедрения ИКТ сам образовательный процесс становится индивидуальным, более эффективным. Благодаря способности педагога к использованию информационных и коммуникационных технологий, можно реально увеличить степень заинтересованности учеников наряду с усвоением информации.

Педагогов постоянно совершенствуется в соответствии с потребностями информационного общества. Для увеличения профессионализма требуется прохождение нескольких последовательных этапов.

Если на первом этапе происходит освоение педагогом основных информационно-коммункационных навыков, то на втором происходит формирование ИКТ-компетентности учителя. Это обеспечивает постоянное совершенствование текущего учебного процесса на фоне педагогического сетевого взаимодействия.

В современных образовательных школах при организации учебного процесса непременно учитываются общества. Идет процесс информатизации наряду с активным развитием и повышением ИКТ-компетентности самих учителей.

Необходимость совершенствования компетенции педагогического состава

Профессиональное совершенствование теперь невозможно без учета современных информационных технологий, так как ИКТ-компетентность учителя - это важнейшая его составляющая. Современный мир характеризует динамичное развитие, наличие обширных информационных потоков. Педагогам особенно важно обращать внимание на совершенствование ученой работы, просвещаясь и в прочих областях жизни общества. Без этого нельзя изменить ИКТ-компетентность обучающихся в лучшую сторону.

Важно обратить внимание на тот факт, что процесс формирования ИКТ-компетентности предполагает активное пользование существующими информационными инструментами наряду с эффективным их внедрением в учебный процесс.

Реальная структура

При детальном рассмотрении структуры ИКТ-компетентности современного педагога выделяется наличие в ней следующих составляющих:

  • понимание необходимости внедрения ИКТ в образовательную сферу;
  • внедрение ИКТ-возможностей в учебный процесс;
  • управление и организация процесса обучения с применением ИКТ;
  • постоянное профессиональное совершенствование данной сферы.

Компоненты компетентности педагога

Для оценки уровней ИКТ-компетентности учителя необходимо рассмотреть присутствие в ней следующих составляющих:

  1. Знание основных электронных пособий, исходя из специфики предмета, в том числе электронных атласов и учебников, образовательных ресурсов, расположенных на просторах сети Интернет.
  2. Способность установить необходимую программу на компьютер, используемый в ходе образовательного процесса, умение практического использования и создания дидактических электронных материалов, активное применение проекционной техники в работе.
  3. Способность использовать и отбирать необходимое программное обеспечение, чтобы предоставить учащимся материалы в наиболее удобной и понятной для них форме.
  4. Активное использование инструментов в ходе организации учебного процесса, в том числе программного тестирования, рабочих электронных тетрадей и т. д.
  5. Способность определения оптимальной формы для донесения необходимой информации до учеников, а также родителей, педагогического состава и даже администрации учебного заведения - это может быть электронная почта, сайт и его разделы, форумы, блоги, возможности школьной сети, социальные сети, рассылки и прочее.
  6. Способность нахождения, обработки, оценки и грамотной демонстрации информации, собранной в образовательных цифровых ресурсах, исходя из поставленных задач, в рамках учебного процесса.
  7. Способность грамотного преобразования поступающей информации для решения учебных задач в ходе подготовки учебного материала.
  8. Способность практического использования возможностей информационных технологий, в том числе и средств интернета, для подготовки и проведения уроков.
  9. Формирование цифрового портфолио.
  10. Организация работы учащихся в коммуникационных сетевых проектах вроде викторин, предусматривающих дистанционное проведение и контроль, оценку результатов.

Данный перечень основных компонентов ИКТ-компетентности современного учителя будет постепенно дополняться с течением времени по мере развития и совершенствования информационного сообщества по мере появления все новых достижений научно-технического прогресса.

Важность компетенции участников образовательного процесса

На современном этапе развития общества особое значение отводится как ИКТ-компетенции обучающихся, так и учителя. Дело в том, что теперь информационные технологии вошли в число основных компонентов жизни современного человека. Владение ими становится необходимостью, точно такой же, как и способность к чтению, письму и счету. Но, по мере усиления внедрения ИКТ в повседневную жизнь, требуется соответствующий рост информационно-коммуникационной просвещенности и для участников образовательного процесса.

Не так давно был введен новый стандарт актуальный для общего и начального образования. Он требует создания одной информационно-образовательной среды для каждого из учебных заведений. Но для этого и ученики должны разбираться в тонкостях практического использования ИКТ в ходе решения как учебных, так и профессиональных задач.

Поэтому основная задача современного учителя состоит в знакомстве учеников с ИК технологиями наряду с обучением разумному и правильному использованию возможностей информационных систем на практике. Это необходимо для полноценного формирования именно компетентности, осознанности и понимания данной сферы. Теперь одной компьютерной грамотности недостаточно - нужно нечто большее.

Важно суметь создать такие условия для учебного процесса, когда с самых начальных этапов познания окружающего мира дети будут знакомиться с высокотехнологичными процессами, оборудованием. Поэтому среди приоритетных направлений совершенствования образовательного процесса стоит именно работа по его информатизации.

Необходимость

Как уже отмечалось выше, под ИКТ-компетенцией понимается способность к сбору, оценке, передаче, поиску, анализу информации, моделированию процессов, объектов за счет полноценного пользования возможностями доступных средств в рамках коммуникационно-информационных технологий.

Чтобы каждый урок вызывал реальный интерес со стороны учеников, важно правильно подобрать приемы и методики для процесса обучения. Они должны быть максимально разнообразными, применяться по мере необходимости.

За счет высокой ИКТ-компетентности преподавательского состава появились возможности:

  1. Представление информации в ходе учебного процесса в разнообразном виде - это может быть аудио, анимация, текстовая или видео форма.
  2. Выдача значительных объемов информации за тот же период времени по частям, что существенно облегчает усвоение материала.
  3. Мобилизация внимания учеников.
  4. Воспроизведение и комментирование потока информации.
  5. Формирование познавательного интереса наряду с повышением мотивации к обучению.
  6. Получение первичных навыков в работе с компьютером, знакомство с возможностями глобальной сети Интернет.
  7. Активизация мышления, памяти, восприятия и воображения в ходе обучения.
  8. Уточнение и повышение объективности оценки полученных знаний.
  9. Усиление мотивации учеников.

Под ИКТ-компетентностью понимается грамотное пользование возможностями компьютерной техники, которая работает как с локальной сетью, так и с интернетом.

Особенности компетенции

На ранних этапах, когда информационные технологии только начали внедряться в жизнь современного общества, ИКТ-компетентность была не более чем составляющей компьютерной грамотности человека. Она сводилась к определенному набору технических навыков и умений в рамках так называемого стандартного набора.

Теперь же информационные технологии получили повсеместное распространение в современной жизни. Поэтому их активно применяют в самых разных сферах, в том числе и в эффективном образовательном процессе. Так появилось понятие ИКТ-компетенции педагога, ученика.

Важно понимать, что за ИКТ-компетентностью учителя скрывается комплексное понятие - способность к практическому внедрению в образовательный процесс коммуникационных и информационных технологий. Данный показатель не может стоять на месте. Ввиду постоянного развития им также должно быть регулярным.

ИКТ-компетентность педагога включает в себя не только теоретические знания, но и реальное их применение. Современный педагог должен уверенно владеть всеми основными компьютерными программами, свободно пользоваться возможностями сети Интернет, а вместе с этим пользоваться современным оборудованием вроде принтера, сканера и прочего.

В рамках деятельностного уровня предполагается систематическое применение функциональной грамотности при организации образовательного процесса, когда она дает реальные положительные результаты. В составе данного уровня выделяется два подуровня - внедренческий и творческий. Внедренческий предполагает включение в образовательный процесс современных медиаресурсов, которые созданы с учетом специфики конкретного предмета. В свою очередь творческий предполагает уже самостоятельную разработку электронных средств различного типа, которые могут быть использованы в ходе учебного процесса.

Специалисты заметили, что активное применение ИК-технологий в современном образовательном процессе позволяет значительно изменить привычный подход к обучению. За счет создания открытой среды для образовательной сферы у педагога появляется возможность использования самых разных ресурсов и форм обучения.


Парменова Ирина Сергеевна,
учитель информатики МБОУ "Коношская СШ"
1 квалификационная категория
п. Коноша Архангельская область

Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. Из опыта работы

Приоритетными направлениями работы ОУ являются: формирование единого информационного пространства ОУ; автоматизация управленческого процесса; ИКТ-компетентность учителя; ИКТ-компетентность ученика; ИКТ-компетентность родителя.
Администрация школы ведет систематическую и целенаправленную работу по формированию ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. Все кабинеты школы оснащены современным оборудованием для успешного проведения образовательного процесса: компьютерами, интерактивными планшетами, интерактивными досками, проекторами, документ-камерами. В школе есть система интерактивного голосования и опроса, система видеоконференцсвязи. Имеется мобильный компьютерный класс (25 ПК). Все рабочие места педагогов оснащены компьютерами и мультимедийным оборудованием, объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет.
В наше время иметь дома компьютер стало обычным делом. Родители считают, если ребенок пошел в школу, то у него обязательно должен быть компьютер. Для чего, скажем мы. Дети очень быстро привыкают к очень умной и дорогой игрушке, с детства.
В последние годы компьютер стал доступным для большинства детей. В 1996 год средний возраст начала знакомства с новыми информационными технологиями приходился на 16-17 лет, то уже в 2001 году более половины респондентов - 5-7-классники и даже дети младшего школьного возраста. За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования.
Однако дети, постоянно пользующиеся компьютером, работают в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений (прослушивание музыки, просмотр видео фильмов и т.п.). При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте.
В нашей школе изучение информатики начинается с 8 класса, в специальных (коррекционных) классах 7 вида с 5 класса.
Современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Главные приоритеты новых стандартов образования должны строиться на развитии ИКТ грамотности обучающихся и формировании ИКТ-компетентности на всех ступенях обучения.
Информационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности с использованием средств ИКТ.
Следует отметить повышение интереса обучающихся к изучению информатики через получение практических навыков использования компьютерных технологий не только в учебе, но и в жизни.
Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса строится из ИКТ-грамотности, ИКТ-компетентности и информационной культуре личности.
ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов, коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Работа по формированию ИКТ-компетентности ведется мною по трем направлениям:

1.Работа с обучающимися 5-9 специальных (коррекционных) классов 7 вида.
Обучение данной категории детей нередко осложнено такими явлениями, как неспособность сосредоточенно работать, повышенная утомляемость, замедленный темп мышления и деятельности. У детей наблюдается низкая познавательная активность, которая обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, но как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события.
Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Работа учителя опирается на нестандартные подходы, новые инновационные технологии. Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении.
Посредством таких уроков активизируются познавательный интерес, психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление. «Тебе скажут — ты забудешь, тебе покажут — ты запомнишь, ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе для детей с задержкой психического развития.
В преподавании учебных предметов использование ИКТ качественно изменяет восприятие учащимися информации. Для таких детей более эффективны такие уроки, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные экскурсии, погружающие в атмосферу прошлого или будущего.
Задачи ИКТ в коррекционном обучении:
- развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
- знакомство с информационными процессами в современном обществе;
- формирование основных навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных способностей;
- развитие творческих способностей;
- индивидуализация обучения;
- использование компьютера как средства познания.
Использование информационных технологий на уроках в коррекционных классах относят к наглядным средствам обучения.
В рамках учебных занятий использую графический редактор Paint, мультимедийные презентации, выполненные в программе PowerPoint или Movie Maker.
Презентации должны соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных школах, быть доступными. Они составляются с учетом возрастных особенностей школьников, должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом, эстетически оформленными. Презентации не должны быть перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро, нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией; для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками.
«Презентация» - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. На уроке презентация должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую.
Презентация, является самой распространенной формой. Она может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Лучше, если презентация будет сочетаться с другими видами деятельности учеников (это работа с учебником, выполнение заданий в тетрадях).
Графический редактор выделен для занятий как самый простой и доступный в обращении. На уроках формируется информационно-образовательная среда, в которой обучающийся может и выражать и одновременно учить себя. Дети при выполнении работ имеют возможность проявить свой творческий потенциал. Главным условием каждого занятия является положительный эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить.
В 2015 - 2016 учебном году для родителей и обучающихся 8Г класса было проведено общее родительское собрание «Компьютер в моей жизни». Учащиеся 8 специального (коррекционного) класса участвовали в мероприятии «Безопасный интернет", которое прошло в библиотеке имени И. Бродского. Цель этого мероприятия - сделать интернет безопасным для детей. Ведь сейчас даже у дошкольников есть гаджеты. И поэтому, чем раньше они будут знать: какие опасности таит в себе «всемирная паутина», тем лучше для ребенка. На школьном сайте мною была создана специальная страница о проведении урока "Безопасный интернет".
2. Формирование ИКТ-компетентности у обучающимися 8 - 11 классов в рамках учебных занятий.
ИКТ-компетентность подразумевает уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. В учебной образовательной программе по информатике в 8 - 11 классах особое внимание я уделяю практическим работам в прикладных программах, потому что компетентность можно сформировать только на практике.
Использование инновационных методов в деятельности педагога способствует успешному повышению ИКТ-компетентности. С 2012 года для разработки интерактивных заданий к уроку информатики я использую интернет-сервис LearningApps.org (http://learningapps.org/), Дневник.ру, программу MyTest.
Организация внеурочных занятий, связанных с использованием ИКТ - проведение конкурсов, олимпиад, участие в конференциях - позволяет в значительной степени повысить уровень ИКТ-компетентности школьников. Конкурсов в интернете стало необычайно много, но, к сожалению, они почти все платные. Самые массовые конкурсы по информатике - это Всероссийские игры-конкурсы "КИТ" и "Инфознайка". Два года являюсь организатором конкурса «КИТ» в школе. Обучающиеся нашей школы принимают участие и занимают призовые места в районных конкурсах, а также в районных и областных дистанционных олимпиадах по предмету. Два года подряд школа активно участвует в акции «Час кода», которая формирует интерес молодежи к изучению информатики и программирования, а также повышение престижности ИТ-специальностей. Каждый год в учебном заведении проводится неделя математики, физики и информатики, которая направлена на создание условий для развития интереса обучающихся к этим предметам. Ребята охотно участвуют в играх, турнирах, дискуссиях, круглых столах и т.п.
3.Подготовка учащихся 9 и 11 классов к ЕГЭ и ОГЭ.
Современный учебный процесс уже не мыслим без широкого применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а выпускники школы всё чаще задумываются о получении престижных специальностей, связанных с программированием и бизнес - информатикой.
ЕГЭ по информатике и ИКТ - экзамен по выбору. Его результаты учитываются при приеме в многочисленные инженерно-технические ВУЗы; на факультеты, специализирующиеся в области информатики и компьютерных технологий.
Для учителя информатики подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по информатике и ИКТ носит довольно широкий, разноплановый характер. Это обусловлено и различным уровнем подготовки учащихся, и различными условиями изучения непосредственно самого предмета в образовательном учреждении. Учитель выступает организатором процесса, обеспечивая его системность, содержательную часть, консультационную и контролирующую. Следует равномерно распределить силы учащегося и, скорее всего, создать возможность для дополнительных занятий, то есть разработать план подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по информатике и ИКТ с учетом индивидуальных особенностей учащегося или группы учащихся. Для подготовки обучающихся использую сайт Константина Полякова, Решу ЕГЭ и другие.
В 2016 в нашей школе возобновил работу кабинет «БОС здоровье» (учитель Парменова И.С.). БОС (биологически-обратная связь) - позволяет человеку видеть и слышать как работает его организм, превращает сигналы его организма в увлекательную игру на компьютере. Компьютерная игра и будет сигналом обратной связи. Играть возможно только при условии, что мышцы, дыхание, сердце, зрение, мозг работают правильно.
На протяжении нескольких лет в МБОУ «Коношская СШ» я являюсь администратором школьного сайта.
Сайт постоянно совершенствуется, но достичь желаемого результата мне пока не удалось. Проблемой считаю ограничение школьного сайта в шаблонном оформлении. В сети размещены методические и информационные материалы для общего доступа участников образовательного процесса:
- Банк электронных методических материалов «Методическая копилка» (опыт работы педагогов МБОУ "Коношская СШ" и других школ района);
- Сетевые папки методических объединений школы на сайте Дневник.ру;
- Фотоальбом школы, содержащий фоторепортажи с мероприятий школы.
Персональный сайт учителя-предметника является мощным инструментом в повышении ИКТ-компетентности. Благодаря использованию дистанционных образовательных технологий, удается значительно повысить интерес к предмету учеников разного уровня подготовленности. Замена урочной формы на самостоятельные виды деятельности создаст условия для продуктивного творчества учащихся.
Инновационные технологии играют в настоящее время важную роль в построении процесса обучения. Они позволяют повысить мотивацию, а, следовательно, улучшить усвоение предмета, снижают нагрузку учащихся, экономят время на уроке, в то же время осуществляется личностный и дифференцированный подходы, совершенствуются традиционные методы обучения.

Список информационных источников

  1. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании (проблемы, понятия, инструментарий) : учеб. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М. : АПК и ПРО, 2003.
  2. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.

Педагогический опыт учителя информатики

МАОУ СОШ № 53 города Томска

РОМАНЕНКО ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ

"Формирование ИКТ-компетентности

участников образовательного процесса"

Вот уже 18 лет я пробую и экспериментирую. Из них 12 лет - учителем информатики.

Обожаю тебя, компьютер,
Ты мой друг, ты всегда со мной.

Это ты распахнул мне двери,
На ладони держу Шар Земной.

Сейчас иметь дома компьютер стало обычным делом. Родители считают, если ребенок пошел в школу, то у него обязательно должен быть компьютер. А работать-то он на нем не умеет. Вот дети и привыкают к очень умной и дорогой, но игрушке, с детства: музыка, мультфильмы, потом фильмы, социальные сети и просто интернет.

В нашей школе изучение информатики начинается с 8 класса. В начале учебного года, когда вижу детей впервые, я провожу с учащимися анкету "Что я умею делать на компьютере (исключаю ответы "слушаю музыку, общаюсь в социальных сетях, смотрю фильмы, "сижу в интернете"). Ответы просто ошеломляющие - "иногда печатаю", "иногда помогаю родителям с текстом", "иногда делаю презентации", единицы обрабатывают фотографии в фотошопе. И все...

А современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

Я часто на уроке сталкиваюсь с вопросом: "Где мне это в жизни пригодится?"

Поэтому главным в своей работе считаю: повышение интереса школьников к изучению информатики через получение широкого спектра практических навыков использования компьютерных технологий не только в учебе, но и в жизни.

Для этого необходимо решать следующие задачи:

    формировать единое информационное пространство школы;

    формировать информационную культуру обучающихся;

    развивать потребность в овладении практическими навыками пользования компьютером, как мощным инструментом обработки информации в электронном виде;

    создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения.

Информационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса можно представить в виде лестницы информатизации:

первая ступень - ИКТ-грамотность;

вторая ступень – ИКТ-компетентность;

третья ступень - информационная культура личности.

На первой ступени очень важно показать детям, что компьютер - помощник человека в решении различных задач.

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. При этом образовательные мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте.

ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Первую ступень я реализую с обучающимися 2 – 4 классов на занятиях в рамках проектно-исследовательской деятельности «Я – исследователь». Для создания и оформления проектов я разработала и использую программу "Компьютерная графика" - рисование в растровом редакторе Paint.

Данная программа выделена для занятий потому, что это, во-первых, самый простой и доступный в обращении графический редактор, во-вторых, детям начальной школы очень интересны и нравятся занятия рисованием вообще, и, в-третьих, с графическим редактором интересно, захватывающе, увлекательно.

На занятиях формируется информационно-образовательная среда, в которой ребенок может и выражать и одновременно учить себя. Дети при выполнении работ имеют возможность проявить свой творческий потенциал. Главным условием каждого занятия является положительный эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить.

Рисунки детей я разместила в моем блоге. Интерактивным голосованием наших учащихся выбираются лучшие работы по итогам каждой четверти.

Также в конце каждой четверти и в конце года на родительских собраниях по параллелям я показываю работы детей родителям.

В 2013 - 2014 учебном году для родителей, обучающихся и учителей мною был разработан лекторий на тему "Мультимедиа. Медиаобразование. Медиакомпетентность". В данный лекторий вошла также лекция "Безопасный интернет". Цель этих занятий - сделать интернет безопасным для детей. Ведь сейчас даже у дошкольников есть гаджеты. И поэтому, чем раньше они будут знать: какие опасности таит в себе «всемирная паутина», тем лучше для ребенка.

На школьном сайте мною была создана специальная страница "Безопасный интернет". Такую же страницу я создала на своем сайте в разделе "Для родителей". На этой же странице я планирую размещать задания для учащихся и их родителей.

Вторую ступень (формирование ИКТ-компетентности) я реализую с обучающимися 5 – 7 классов на факультативных занятиях, с обучающимися 8 – 11 классов в рамках учебных занятий.

ИКТ-компетентность подразумевает уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности.

Факультатив "Компьютерная графика" в среднем звене разбит на две программы: 5 - 6 классы: работа в графическом редакторе Paint, в программе ЛогоМиры, создание презентаций с использованием Microsoft Power Point, использование OLE-технологии и 7 классы - "Компьютерная графика в редакторе Gimp". Материалами для создания презентаций являются продукты, созданные детьми на занятиях.

Рисунки, презентации, кроссворды. OLE -технологии.

В рамках учебной образовательной программы по информатике в 8 – 11 классах особое внимание я уделяю практическим работам в прикладных программах, потому что компетентность можно сформировать только на практике.

Одним из способов формирования ИКТ-компетентности, повышения эффективности урока и, особенно, приобретения учащимися привычки самоконтроля, является использование инструкционных карт или наглядных письменных инструкций.

Прием использования инструкционных карт можно отнести к технологии смыслового чтения. Данная технология может быть применима и в условиях использования информационных технологий.

Сначала учащиеся с трудом привыкают к такой форме работы, так как со скоростью чтения у многих проблемы, а основной объем учебного материала доступен ученикам в форме текста - сплошного и несплошного (таблицы, графики, диаграммы). Поэтому навыки смыслового чтения во всех его проявлениях - поиск информации и понимание прочитанного, преобразование текста и его интерпретация, оценка информации, - необходимы для достижения как метапредметных, так и предметных результатов.

В процессе смыслового чтения формируются такие необходимые для развития личности навыки как способность к анализу задания, текста, понимания смысла, интерпретации текста.

Технология легко адаптируется к дистанционному обучению.

Работа по разноуровневым картам – алгоритмам обеспечивает достаточно высокий темп работы учащихся на компьютерах и активную работу всего класса.

Организованная таким образом работа позволяет:

    развивать алгоритмическое мышление учащихся;

    повысить вероятность успеха слабого ученика;

    дать возможность сильному ученику выполнить дополнительное задание или задание повышенной сложности,

тем самым формируя ИКТ-компетентность и повышая уровень усвоения учебного материала.

Использование инновационных методов в деятельности педагога способствует успешному повышению ИКТ-компетентности.

С 2010 года для разработки интерактивных заданий к уроку информатики я использую сервисы web 2.0. (тестирование и анкетирование online). Пример: тесты по разным темам на сайте http://romanenkotn.ucoz.ru/index/testy/0-20 и интерактивные задания на блоге и сайте.

Тесты выполнены с помощью сервиса "Создание тестов в два шага" (http://test.fromgomel.com/index.html ) и интернет-сервиса LearningApps.org (http://learningapps.org/ ). Этот же интернет-сервис позволяет создавать разные интерактивные упражнения: найди пару, найди соответствие, ввод текста или выбор текста для заполнения пропусков из предложенных вариантов. Если используется вариант ввода текста, то необходимо предельно внимательно формулировать задание, так как для верного выполнения задания ученику необходимо ввести ответ, который полностью совпадет с вариантом, указанным учителем. Примеры заданий: «Одномерные массивы. Основные определения» - 11 класс, "Ярлык. Папка. Файл. Программа" - 8 класс.

Эти задания я разместила на своем сайте и блоге, где учащиеся могут выполнить их как на уроке под контролем учителя, так и самостоятельно дома. Свои результаты ученики могут написать в комментариях к заданию.

Работа с информацией предполагает не только выполнение практических заданий на компьютере, но и вот такие задания:

Коробка лицензионного продукта

При выполнении такого задания учащимся необходимо заполнить таблицу:

Утверждение

Верно

Неверно

Нет информации

Продукт можно использовать более 2-х лет без доплат

Продукт можно использовать на 2-х ПК без доплат

Продукт можно использовать 2 года И на 2-х ПК без доплат

Продукт можно использовать 2 года ИЛИ на 2-х ПК без доплат

Стоимость продукта 1 700 рублей

Продукт можно использовать на Windows 8

Продукт не предназначен для ОС Mac OS X

Это профессиональная версия продукта

Это новая версия продукта

При покупке продукта предоставляется 3 бонуса

Особое место в формировании ИКТ-компетентности занимает проектная деятельность.

Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А вот внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Выполнение проектов в среднем звене в рамках факультатива с использованием программы создания презентаций и программы ЛогоМиры.

ЛогоМиры - уникальная мультимедийная программа. Имеет живой, очень легкий для понимания интерфейс и широкие возможности. Это не только работа с графикой, звуком, видео, но и, самое главное, полноценный язык программирования ЛОГО. Это не просто ступенька ИКТ-компетентности, но и огромный шаг к дальнейшему изучению, пониманию и овладению темы "Алгоритмизация и программирование".

Проект в среде ПервоЛого.

Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях?

Какую роль должна играть школа, какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Третья ступень (формирование информационной культуры обучающихся) - одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

При формировании информационной культуры я решаю следующие задачи:

    подготовить обучающихся к профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде;

    раскрыть возможности эффективного использования ресурсов информационной среды.

Данные задачи я решаю с обучающимися старших классов на уроках и в рамках элективного курса для старшеклассников «Основы программирования» и педагогами школы на практических занятиях и консультациях.

Использование ИКТ должно быть, прежде всего, удобным, доступным, интересным и эффективным. Только в этом случае обучение этим технологиям будет носить осмысленный и продуктивный характер.

На этом возрастном уровне также использую метод проектов.

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, - одно из условий образовательной компетентности ученика.

Веб-сайт - наиболее популярное и доступное средство представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернет.

Поэтому уроки по сайтостроению способствуют формированию у учащихся надпредметных умений, дают возможность научиться создавать собственные web -страницы, персональные сайты, сайты по предметам. Знание интернет-технологий это один из важных факторов, способствующих востребованности человека в жизни, в обществе.

Эту инновационную деятельность я использую на уроках и в проектной деятельности на старшей ступени обучения.

Выступление с проектами на научно-практических конференциях развивает не только ИКТ-компетентность, но и высшую ее степень - информационную культуру. Ведь обучающиеся на конференции участвуют в настоящей (не учебной) жизни - они авторы своих работ, исследователи, ораторы. Чтобы представить свою работу, нужно не только ее выполнить, но и суметь эффектно презентовать.

П
роект "Малая энциклопедия "Исторический ракурс: от абака до компьютера" был представлен на
научно-практической конференции "Лицейская весна" г. Юрги.

Эту работу я использую на уроках как справочный материал при изучении темы "Исторические этапы развития компьютера".

Проекты Web-технологий с большим желанием выполняют учащиеся, так как этот вид деятельности формирует у них метаумения (общие умения, востребованные в разных предметных областях), а также повышает долю самостоятельной работы.

Интегрированный проект (информатика - физика) - "Использование регионального компонента при решении задач по физике".

При составлении задач данного проекта были использованы технические характеристики механизмов Юргинского машиностроительного завода.

Данная работа была представлена на школьной научно-практической конференции, а также на XIII региональной научно-практической конференции студентов и учащейся молодежи "Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении" в Юргинском технологическом институте Томского Политехнического университета и была оценена Дипломом за "Лучший доклад" в секции "Современное состояние и проблемы естественнонаучного образования".

Данный проект предназначен для использования на уроках физики при решении задач и тоже имеет практическое использование до сих пор (в Новосибирске, в школе № 6 города Юрга и в нашей школе).

Организация внеурочных занятий, связанных с использованием ИКТ - проведение конкурсов, олимпиад, участие в конференциях – позволяет в значительной степени повысить уровень ИКТ-компетентности школьников.

Я, как учитель информатики, конечно, привлекаю обучающихся к участию в творческих конкурсах по предмету, олимпиадах, телекоммуникационных проектах.

Конкурсов в интернете стало необычайно много, но, к сожалению, они почти все платные. Стараюсь находить бесплатные или не очень дорогие.

Самые массовые и, пожалуй, самые любимые детьми конкурсы по информатике - это Всероссийские игры-конкурсы "КИТ" и "Инфознайка".

Вот уже пять лет я являюсь организатором конкурса "Инфознайка" и «КИТ» в школе.

В этих конкурсах принимают активное участие также обучающиеся начальной школы.

Каждый конкурс - это новые знания, это опыт участия, это и приобретенный жизненный опыт - победа или поражение.

Обучающиеся нашей школы принимают активное участие в городских программах дополнительного образования, в которых предусмотрено выполнение проектов. Я, как учитель информатики, классные руководители и ребята в тесном сотрудничестве осуществляем совместную деятельность в создании и реализации проектов.

Положительными результатами своего педагогического опыта считаю:

1. Имею стабильные показатели положительной динамики обученности по предмету.

Качество успеваемости по предмету по годам

(8 - 11 классы)

Учебный год

Количество обучающихся

Успешность

Качество обучения

2. Успехи учащихся при сдаче выпускных экзаменов по предмету: результаты ЕГЭ и ГИА.

Вид экзамена

Учебные годы

Всего учащихся

% участия

учащихся

Результаты экзамена

Справились без «2»

В т.ч. на «4» и «5» (%) или средний балл

3. Количество детей, поступающих в учебные заведения на специальности, связанные с информационными технологиями.

Учебный год

Учебное заведение

На протяжении нескольких лет в школе № 6 г. Юрги являлась администратором школьного сайта. Результат - Сертификат областного конкурса Web-сайтов образовательных учреждений Кемеровской области в номинации "Самый презентабельный сайт". Вот уже два года в школе № 53 г. Томска я тоже являюсь администратором официального сайта школы. Хотя сайт постоянно совершенствуется, но достичь желаемого результата мне пока не удалось. Проблемой считаю ограничение школьного сайта в шаблонном оформлении и доступной квоте.

Широкое использование дистанционных образовательных технологий в школьном образовании становится требованием времени, так как позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:

    учебно-познавательной (определять цели и порядок своей работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность, осуществлять самоконтроль);

    коммуникативной (сотрудничать, участвовать в работе группы, обмениваться информацией);

    информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, преобразовывать и передавать её);

    компетенции личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).

Персональный сайт учителя-предметника является мощным инструментом в повышении ИКТ-компетентности.

Благодаря использованию дистанционных образовательных технологий, удается значительно повысить интерес к предмету учеников разного уровня подготовленности.

Замена урочной формы на самостоятельные, проективные виды деятельности создаст условия для продуктивного творчества учащихся.
Дистанционную форму также эффективно применять в целях ликвидации пробелов в навыках и умениях или углубления знаний.

Страницу «Дистанционное обучение» на своем сайте я создала с целью углубить знания детей по программированию. В настоящее время интерес к программированию снижен.


Более подробно с материалами вы можете ознакомиться на моих сайтах

http://romanenkotn.ucoz.ru/

http://Учительский.сайт/Романенко-Татьяна-Николаевна

и моем блоге http://romanenkotn.ucoz.ru/blog/


Я продолжаю сотрудничество со школой № 6 города Юрга по использованию дистанционных образовательных технологий.

Данный педагогический опыт используется молодым учителем информатики нашей школы Марковой Мариной Сергеевной и моей коллегой МБОУ СОШ № 6 г. Юрга Кемеровской области Чумакиной Еленой Валерьевной на уроках и во внеурочных занятиях, а также в дистанционном образовании.

Крейг Барретт, председатель совета директоров Корпорации Intel, на одном из своих выступлений сказал «Технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя…»

Поэтому особое место в моей работе занимает взаимодействие с учителями-предметниками: это интегрированные уроки, консультации, семинары и практикумы.

В декабре 2014 года на городском методическом объединении учителей технологии был представлен интегрированный открытый урок по информатике и технологии «Использование компьютерного журнала LeKo при создании выкройки плечевого изделия. Выполнение расчётов для построения в программе Microsoft Excel». В этом же месяце на городском методическом объединении молодых учителей математики я провела открытое практическое занятие на тему "Создание интерактивных презентаций по математике. Построение интерактивных графиков".

Для повышения ИКТ-комптентности учителей были созданы курсы со смешным названием "Юный хакер", где все желающие учителя могли повысить свои знания и умения в области ИКТ.

Наша школа тесно сотрудничает с МСЧ № 2 и по просьбе администрации этого учреждения в прошлом году такие же курсы я проводила для их сотрудников.

А двери кабинета информатики всегда и для всех открыты. Я делюсь с коллегами всем, что знаю сама.

Опыт моей работы получил положительную оценку и представлен на:

    Очный тур областного конкурса "ИТ - педагог Кузбасса XXI век" в номинации "Социальные сервисы для образования" г. Кемерово.

    Мои разработки размещены на сайтах - конкурс.net, infourok.ru, завуч.info. Моя презентация на тему "Связь алгоритма и программы на языке программирования Pascal" стала победителем - Диплом II степени, остальные отмечены сертификатами.

    Выступления учащихся с проектами на научно-практических конференциях: на XIII региональной научно-практической конференции студентов и учащейся молодежи "Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении" в ЮТИ ТПУ. Результат - Диплом за "Лучший доклад" в секции "Современное состояние и проблемы естественнонаучного образования".