Внеклассное занятие «Наш дом – планета Земля. Истрия возникновения планеты Земля

Характеристики планеты:

  • Расстояние от Солнца: 149,6 млн км
  • Диаметр планеты: 12 765 км
  • Сутки на планете: 23ч 56мин 4с *
  • Год на планете: 365 дней 6ч 9мин 10с *
  • t° на поверхности: средняя по планете +12°C (В Антарктиде до -85°C; в пустыне Сахара до +70°C)
  • Атмосфера: 77% Азот; 21% кислород; 1% водяной пар и остальные газы
  • Спутники: Луна

* период вращения вокруг собственной оси (в земных сутках)
** период обращения по орбите вокруг Солнца (в земных сутках)

C самого начала развития цивилизации людей интересовало происхождение Солнца, планет и звезд. Но больше всего вызывает интерес планета, являющаяся нашим общим домом, Земля. Представления о ней менялись вместе с развитием науки, само понятие о звездах и планетах, так как мы это понимаем сейчас, сформировалось всего лишь несколько веков назад, что ничтожно мало по сравнению с самим возрастом Земли.

Презентация: планета Земля

Третья от Солнца планета, ставшая нашим домом, имеет спутник - Луну, и входит в группу планет земного типа, таких как Меркурий, Венера и Марс. Планеты-гиганты существенно отличаются от них по физическим свойствам и строению. Но даже такая крохотная по сравнению с ними планета, как Земля, имеет невероятную по осмыслению массу - 5, 97х1024 килограмм. Она вращается вокруг светила по орбите на среднем расстоянии от Солнца в 149, миллиона километров, вращаясь вокруг своей оси, что является причиной смены дней и ночей. А сама эклиптика орбиты характеризует времена года.

Наша планета играет уникальную роль в Солнечной системе, ведь Земля - единственная планета, на которой есть жизнь! Расположилась Земля крайне удачным образом. Она путешествует по орбите на расстоянии почти 150 000 000 километров от Солнца, а это означает лишь одно - На Земле достаточно тепло, чтобы вода сохранялась в жидком виде. При условии жарких температур вода бы просто выпарилась, а в холоде превращалась бы в лед. Только на Земле присутствует атмосфера, в которой может дышать человек и все живые организмы.

Истрия возникновения планеты Земля

Отталкиваясь от Теории Большого Взрыва и основываясь на исследовании радиоактивных элементов и их изотопов, ученые выяснили, приблизительный возраст земной коры, - он составляет около четырех с половиной миллиардов лет, а возраст Солнца - около пяти миллиардов лет. Так же, как и вся галактика, Солнце образовалось в результате гравитационного сжатия облака межзвездной пыли, а вслед за светилом образовались и планеты, входящие в Солнечную систему.

Что касается образования самой Земли как планеты, само ее рождение и формирование продолжалось сотни миллионов лет и проходило в несколько фаз. На фазе рождения, подчиняясь законам гравитации, на ее все растущую поверхность падало большое количество планетезималей и крупных космических тел, составивших впоследствии практически всю современную массу земли. Под действием такой бомбардировки произошло разогревание, а затем и расплавление вещества планеты. Под воздействием сил гравитации тяжелые элементы, такие как феррум и никель, создали ядро, а из более легких соединений образовались земная мантия, кора с лежащими на ее поверхности континентами и океанами, и атмосфера, которая первоначально сильно отличалась от настоящей.

Внутренне строение Земли

Из планет своей группы Земля обладает наибольшей массой и поэтому имеет самую большую внутреннюю энергию — гравитационную и радиогенную, под воздействием которых процессы в земной коре еще продолжаются, что видно по вулканической и тектонической деятельности. Хотя уже успели образоваться магматические, метаморфические и осадочные породы, сформировавшие очертания ландшафтов, которые под действием эрозии постепенно видоизменяются.

Под атмосферой нашей планеты расположилась твердая поверхность, которая называется земной корой. Она делится на огромные куски (плиты) из твердой породы, которые могут двигаться и при движении задевать и толкать друг друга. В результате такого движения появляются горы и иные особенности земной поверхности.

Земная кора имеет толщину от 10 до 50 километров. Кора «плавает» на жидкой земной мантии, масса которой составляет 67% массы всей Земли и простирается в глубину на 2890 километров!

За мантией следует наружное жидкое ядро, которое тянется в глубину еще на 2260 километров. Это слой является также подвижным и способен издавать электрические токи, которые и создают магнитное поле планеты!

В самом центре Земли находится внутреннее ядро. Оно очень твердое и содержит уйму железа.

Атмосфера и поверхность Земли

Земля единственная из всех планет Солнечной системы, имеет океаны, - они покрывают более семидесяти процентов ее поверхности. Первоначально находящаяся в атмосфере в виде пара вода сыграла большую роль в образовании планеты - парниковый эффект поднял температуру на поверхности на те десятки градусов, необходимые для существования воды в жидкой фазе, а в сочетании с солнечной радиацией дал начало фотосинтезу живого вещества - органики.

Из космоса атмосфера кажется голубой каймой вокруг планеты. Эта тончайший купол состоит на 77% из азота, на 20% из кислорода. Остальное - это смесь разнообразных газов. Земная атмосфера содержит намного больше кислорода, чем любая другая планета. Кислород жизненно необходим животным и растениям.

Это уникальное явление можно расценивать как чудо или считать невероятным совпадением случайностей. Именно океан дал начало зарождению жизни на планете, и, как следствие, возникновению гомо сапиенс. Удивительно, но океаны еще хранят множество тайн. Развиваясь, человечество продолжает изучать космос. Выход на околоземную орбиту дал возможность по новому осмыслить многие геоклиматические процессы, происходящие на Земле, дальнейшее изучение тайн которой еще предстоит не одному поколению людей.

Спутник Земли - Луна

У планеты Земля есть свой единственный спутник - Луна. Первым, кто описал свойства и характеристики Луны был итальянский астроном Галилео Галилей, он описал горы, кратеры и равнины на поверхности Луны, а в 1651 году астроном Джованни Риччоли написал карту видимой стороны лунной поверхности. В XX веке 3 февраля 1966 года на Луну впервые прилунился спускаемый аппарат Луна-9, а несколькими годами позже 21 июля 1969 года на поверхность Луны впервые ступила нога человека.

Луна всегда повернута к планете Земля только одной своей стороной. На этой видимой стороне Луны видны равнинные "моря", цепочки гор и множественные кратеры самых разных размеров. Другая, невидимая с Земли, сторона имеет на поверхности большое скопление гор и еще больше кратеров, а отражающий от Луны свет, благодаря которому ночью мы можем видеть ее в бледно-лунном цвете, это слабо отражаемые лучи от Солнца.

Планета Земля и ее спутник Луна сильно отличаются по многим свойствам, при этом соотношение стабильных изотопов кислорода у планеты Земля и ее спутника Луны совпадает. Проводимые радиометри́ческие исследования показали, что возраст обоих небесных тел одинаковый, примерно 4,5 миллиардов лет. Эти данные вызывают предположение о происхождении Луны и Земли из одного вещества, что рождает несколько интересных гипотез о происхождении Луны: от происхождения из одного протопланетного облака, захватом Землей Луны и до образования Луны от столкновения Земли с крупным объектом.

Учитель географии : Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?

(Звучит музыка, затем ведущие рассказывают о загрязнении воздушного бассейна Земли, воды, почвы, лесов.)

Учащийся 1: Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра — над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся — над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.

Учащийся 2: Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

В результате деятельности человека в реках Европы — Сене, Дунае, Рейне, Волге — нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Учащийся 3: Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате — миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.

Учащийся 4: Леса . Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес — родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Подведение итогов конкурса стенгазет, рисунков, листовок. (Вручение победителям грамот)

Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека — единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, — пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Все тесно связано вокруг

2 часть – игровая.

Учитель географии: В сказках, бывало, старый камень вещал богатырям: «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – сам погибнешь, а прямо – успех тебя ждет на протяжении всего пути». Знания помогут вам найти правильный путь.

На брейн-ринг приглашаются две команды «Меридиан» и «Параллель». (В каждой команде по одному представителю от 5-11 классов.)

1 ведущая:

На соревновании присутствует жюри в составе…….

2 ведущая: условия игры:

1. Пять раундов, между которыми будут литературные паузы.

2. Каждое задание оценивается в пять баллов.

Если болельщики помогают, то команде также зачисляются баллы.

Приветствие команд (Объяснение названий своих команд)

1 раунд:

Вопросы команде «Меридиан»

    Какое море самое теплое на земном шаре?

    Берега каких частей света оно омывает?

Вопросы команде «Параллель»

    В каком море ловят рыбу жители трех частей света? Назовите эти части света.

    К бассейну какого океана оно относится?

Вопросы команде «Меридиан»

    Какая река самая длинная? Где она протекает?

Вопросы команде «Параллель»

    Какая река самая полноводная? Где она протекает?

Вопросы команде «Меридиан»

    Можно ли спрятать самую высокую горную вершину на Земле в самой глубокой впадине? Почему? Что это за вершина и впадина?

Вопросы команде «Параллель»

    Какие формы рельефа преобладают в Европе?

Вопросы команде «Меридиан»

    О какой географической территории рассказывается в песне Красной Шапочки?

Вопросы команде «Параллель»

    О какой линии рассказывается в песне из кинофильма «Кавказская пленница»?

Подведение итогов первого раунда — литературная пауза (чтение стихотворения Тютчева Ф.)

Второй раунд. Знаете ли вы географические приборы?

Командам предлагается по прибору. Необходимо рассказать о них. (Барометр-анероид, нивелир).

Третий раунд:

Вопросы команды-соперницы (по два вопроса).

Четвертый раунд: Загадки

Пятый раунд: Кто быстрее ответит?

    Где на Земле выпадает больше всего осадков?

    Какое животное, завезенное в Австралию из Европы, стало ее национальным бедствием?

    Древние греки называли ее – Борисфен, турки – Узу, славяне — Славутич. Как ее называют сегодня?

    почему озеро Эйр в Австралии изображено на карте пунктирной линией?

    На каком материке расположены две части сета? Какие именно

    В какие ворота нельзя забить гол?

    Какой пролив должен был переплыть Д.Артаньян, чтобы привезти подвески для королевы Франции?

    На каком материке нет ни одной реки?

    Какой океан омывает пять материков?

    Существует ли на Земле точка, которая имеет лишь одну координату?

Подведение итогов брейн-ринга.

Учитель географии: Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека — единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, — пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Все тесно связано вокруг.

Примеры мы не станем множить.

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

(Звучит мелодия «Одинокий пастух»».)

Учитель географии: Эта неделя в нашей школе экологическая. Ребята совершили много полезных дел. Чем меньше мусора будет на планете: в вашем дворе, на вашей улице, в вашем городе, в вашем селе тем зеленее станут деревья, тем чище воздух. За каждое доброе дело, сделанное во имя природы, вы получите зеленый листочек. В зале развешаны листы (у каждого класса свой) с нарисованными деревьями без листьев. Так вот, чье дерево окажется самым зеленым, тот наглядно покажет свою сплоченность, дружбу и единство в защите природы.

Учащийся: Рыбы, птицы, звери в душу людям смотрят.
Как будто просят нас: люди, не убивайте зря!
Ведь море без рыб — не море,
Ведь небо без птиц не небо,
Земля без зверей не земля,
А нам без земли нельзя.

Дата: 14.11.2016
Тема:
Учитель: Божко В.А.

Цели и задачи : Расширение и углубление экологических знаний полученных во время внеурочной деятельности.

Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Ведущий: Мы сегодня собрались поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной.
Догадались? Наш разговор пойдёт о нашей колыбели, о нашем общем доме – планета Земля.

Следующий год 2017г. объявлен годом экологии. Значит, что будущее планеты в наших руках и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами – дети матушки природы и должны с уважением относится к ней, жить по её законам.

Вед: Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Наши здоровье и жизнь зависят от состояния окружающей среды: от чистоты воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, пищи, которую потребляем.

Вед. Предлагаю вам викторину «Наш дом – планета Земля»

Перед вами станции:
1. «Устами младенца»
2. «На зелёной тропе»
3. «Братья наши меньшие»
4. «Кулинарный»
5. «Экологическая ситуация».
6. «Шуточная»

1 станция. “Устами младенца”.

Задачи команд: попытаться понять, что имели в виду маленькие дети, и назвать правильный ответ. Побеждает та команда, которая больше и верно назовет отходы. (Поочередно).

Детские высказывания:

    Его используют как удобрение.

    В небольших количествах он очень полезен.

    Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

    При попадании в водоём он разрушается, рыба и другие водные животные
    начинают задыхаться.

    Его необходимо компостировать.

(Навоз.)

    У меня очень много игрушек сделанных из неё.

    Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.

    Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

    Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

    Ее нельзя выбрасывать, т.к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

    Ее изобрели китайцы.

    У нас ее получают из дерева.

    Она легко горит.

    Из нее получается очень много мусора.

    На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

    Его делают из песка.

    Чаще всего оно прозрачное.

    Когда падает, оно разбивается.

    Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

    Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

    Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

    Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

    От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится ещё больше.

    Его издают разные приборы, машины.

    Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение, действует, как наркотик.

(Шум)

    Этого почти не видно.

    Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и
    заводы.

    От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

    Это могут собрать на свои листья зелёные растения.

    В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

2. «На зелёной тропе»

1) Хоть чином и не хан,

На голове - султан

И с золотом кубышки

Запрятаны под мышки. (Кукуруза)

2) Выросла травка - к пище приправка,

Ее пожитки - душистые нитки. (Укроп)

3) По нему стучат, плюнув через левое плечо. (дерево)

4) С каким «божьим» цветком часто сравнивают стариков? (одуванчик)

5) Сушеный виноград (изюм)

6) Медовое дерево (липа)

3. «Братья наши меньшие»

    Какое животное можно назвать вампиром? (Летучую мышь).

    Назовите самого быстрого зверя на планете? (Пантера).

    Какие птицы могут бегать со скоростью автомобиля? (Страус).

    Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел).

    Какое животное обычно изображают с фонтанчиком на спине? (Кит)

    Любимая его поза – «стоять столбиком». При этом зверёк похож на гордо подтянутого командира. (Суслик)

4. «Кулинарный»

Дайте название каши из круп:

    Рис (рисовая)

    Горох (гороховая)

    Гречка(гречневая)

    Пшено(пшённая)

    Пшеница (пшеничная)

5. “Экологическая ситуация”.

Каждой команде даётся экологическая ситуация, нужно эту ситуацию описать и предложить пути её решения. Время 1 мин.

1. В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 млн. тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза. ( Нефтяные загрязнения весьма токсичны. Портятся вкусовые качества воды, а рыба приобретает неприятный и неустранимый привкус. При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 мг на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 мг на литр – не выдерживает планктон и бентос. Ядовитая нефтяная пленка препятствует испарению воды с поверхности Мирового океана, нарушает его нормальный газообмен (за счет океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги).

Нефть склеивает перья морских птиц. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться – она погибает от голода. Необходим контроль за транспортировкой, разгрузкой нефти.

Необходимо соблюдение нормативных организационных и хозяйственно-производственных мер при эксплуатации объектов, связанных с перевозкой нефтепродуктов. Если произошла утечка, надо принимать срочные меры по устранению последствий: очищение поверхности океана с помощью специальных реагентов, ограничение распространения нефтяных пятен, спасение животных.)

2. Человек - часть живой природы. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах города довольно широкий выбор молочных продуктов. В то же время частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично. (При употреблении молока, купленного у частных лиц, можно получить пищевые отравления, поскольку полиэтиленовые емкости не подлежат термической обработке. Микробы, находящиеся в необработанных бутылках, могут вызвать острые кишечные заболевания. Если реализуется молоко от больного животного, есть риск заболеть ящуром, бруцеллезом и другими болезнями. Лица, торгующие молоком в полиэтиленовой таре, часто не имеют справок о состоянии здоровья животных и качестве реализуемой продукции. Кроме того, бутылки могут быть подобраны в мусорных контейнерах.

Молоко и молочные продукты лучше всего покупать в магазинах, так как продукция в этом случае сертифицирована, указаны сроки реализации. Если молоко приобретается у частников, необходимо требовать у них ветеринарную справку о состоянии здоровья животного и качестве продукции, обращать внимание на чистоту посуды – стеклянной тары – и внешний вид продавцов, кипятить молоко.)

3. Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.( Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.

Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.

Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел.)

4. Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.( Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.

Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей.)

5. На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».( Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.

Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.)

6. “Шуточная”

1. Какая ветка не растет на дереве? (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ)
2. Что общего у всадника и петуха? (ШПОРЫ)
3. Петух снёс яйцо, кому достанется оно? (Петухи не несутся)
4.
Может ли страус назвать себя птицей? (нет, не умеет говорить)
5. Сколько нужно взять букв «А», чтобы получить птицу? (40)
6. Каким гребнем не расчёсывают голову? (петушиным)

Итог викторины. Награждение.

Татьяна Щербакова
«Планета Земля - наш дом» - конспект открытого занятия в подготовительной группе

Планета Земля - наш дом .

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

Воспитатель Щербакова Т. А.

Цель :

1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар , большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша , где живут люди.

2. Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир

3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты , так как только на Земле есть жизнь .

4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю .

5. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

6. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.

7. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материал и оборудование : глобус, презентация по теме, материал для изобразительной деятельности детей (карандаши, фломастеры, листы бумаги форматом А4 красного цвета, клей, картинки для игры"Собери рюкзак",знаки предупреждающие, изготовленные заранее с детьми, ватман (лучше частично изготовленный плакат, например с надписью и фоном)

Ход занятия.

Воспитатель озвучивает загадку

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что наш дом – большущий шар. (Ответы детей) (слайд2-3)

Воспитатель : Что вы знаете о нашей планете ? Какая она, Земля ? А как вы узнали, что это Земля (Ответы детей)

Воспитатель : Почему она голубая (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь (Ответы детей)

Воспитатель : Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Педагог показывает их на глобусе.

Воспитатель :А что такое глобус (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно. Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле : океаны и суша. Вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли .

Красива и удивительна наша планета Земля . Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны. (слайды 4-11)

Воспитатель во время показа слайдов красот Земли зачитывает стихотворение :

Наш дом родной, наш общий дом

Земля , где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг :

Тут речка, там – зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Одно у них названье есть :

Леса, и горы, и моря –

Всё называется Земля !

Игра "Собери рюкзак"

Воспитатель : С древних времен человек путешествует, что бы увидеть все красоты Земли . Отправимся и мы в путешествие. Но сначала соберем рюкзак. Вы должны разбиться на две команды. Для каждой команды приготовлен рюкзак. В него вы должны сложить только нужные вещи. (Дети собирают "вещи")

Воспитатель : Рюкзаки собрали. Молодцы! Путешествовать хорошо, столько всего увидишь. К сожалению, часто приходится видеть совершенно не приглядные картины. Например, вышел из дома, а там. (слайд12-18)

Что же это такое ребята? Что делать? Почему надо защищать природу? (ответы детей)

Давайте с вами изготовим плакат для всех кто не знает как вести себя на природе.

Изготовление плаката. (Дети прикрепляют изготовленные заранее запрещающие знаки. При это объясняют их значение. Например, нельзя в лесу разжигать костры,или нельзя сливать грязь в водоемы, или нельзя бросать мусор.)

Физминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре-

Полетели, закружили.

Воспитатель : Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле . У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность. У нас есть Солнце. которое нас освещает и согревает.

Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни .

В конце концов, люди поняли : если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили Международную Красную книгу. Она очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля Мы с вами уже говорили о ней. А сейчас я предлагаю вам самим сделать Красную книгу, маленькую.

Изготовление Красной книги. (каждый ребенок)

Дети вклеивают в импровизированную красную книгу фото животных и птиц которые находятся на грани исчезновения.

Рефлексия

Воспитатель : Что вам ребята понравилось сегодня? Вы поняли почему надо бережно относится к природе? (Ответы детей) Зачитывается стихотворение.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты.

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Примечание : презентация к данному занятию выполняется в виде слайд-шоу, состоящего из двух частей : 1 часть картины природы подбираются в соответствии со словами стихотворения; 2 часть это картины загрязнения природы (воздуха, воды, леса.)

Публикации по теме:

Конспект экологического занятия «Планета Земля в опасности» Конспект занятия по экологическому воспитанию «Планета Земля в опасности» Цели: объяснить детям необходимость природоохранной.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Наш дом-планета Земля» в подготовительной к школе группе Цель: - дать понятие экологии как науки; - сформировать представление о том, что юный эколог-это ребёнок,который любит природу, заботится.

Это занятие мы подготовили и провели вместе с коллегой Челноковой Галиной ИвановнойЦЕЛЬ:продолжать развивать географическое мышление Задачи:.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Социализация Обучающие задачи: закрепить.

Конспект занятия «Наш дом планета земля» Тема: «Наш дом - планета Земля» Цель: Углубить представление о том, что планета Земля - это огромный шар, большая часть которого, покрыта.

Звучит песня Ю. Антонова «Места родные»

Слайд №2

« Я сорвал цветок,

И он увял

Я поймал мотылька,

И он умер у меня на ладони.

Итогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем».

Мы живем в окружении прекрасного и удивительного мира лесов, полей, рек, морей. Мы можем любоваться на причудливые формы облаков, восхищаться высотой и могуществом гор, греться под лучами теплого и ласкового солнышка.

Как одним словом можно все это назвать? Молодцы.

Сегодня на нашем занятии мы совершим необычное путешествие в удивительный мир природы.

Слайд №3.

«И если мне хочется иногда жить 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы».

К.Г. Паустовский.

Я прошу вас посмотреть на экран и попробуйте ответить на вопрос: «Что Паустовский хотел сказать этими словами? Как вы понимаете их смысл?

Правильно, наша планета Земля сказочно красива. Можно бесконечно долго любоваться её красотами. И мы вместе с вами попробуем заглянуть в её

природные сокровищницы, познакомимся с её обитателями, узнаем как

гармонично уживаются на ней очень разные животные и растения. А так же поговорим о том, какую роль играет человек в жизни природы.

А в процессе наших открытий мы попытаемся создать картину под названием «…..».

Итак, мы начинаем наше путешествие. Путешествовать можно по-разному: на самолете, на поезде, на пароходе… А мы будем путешествовать пешком. (Встают)

Повторяйте за мной.

«Дорога напрямик» (взмах рукой вперёд)

«Ой, что это?» (руки перед собой)

«Да это же лес!» (руки в стороны)

«Над ним не пролетишь» (прыжок вверх)

«Под ним не проплывешь» (приседание)

«Его не обойдешь» (руки в стороны)

«Дорога напрямик» (руки вверх)

«Пошли по лесу, шурша листьями» (разгребающие движения руками и шаркающие-ногами)

Муз. Пауза «Шум леса» Слайд № 4 «Лес».

Слышите звуки? Где мы очутились? В лесу на лесной полянке.

Первое задание . - Послушайте шум леса и попробуйте угадать, кто или что издаёт эти звуки.

Молодцы. Если в лесу вести себя тихо и быть внимательным, можно услышать как разговаривают между собой растения и животные.

Второе задание . - Отгадайте, каких животных, растения вы можете встретить в нашем лесу?

1. В густом лесу под ёлкой,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Комочек, а живой.

1. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(медведь)

2. Днём слепа, ночью зряча.

Мышей ловит, а не кот.

На поляне возле ёлок,

Дом построен из иголок,

За травой не виден он

А жильцов в нём миллион.

(муравейник)

С ветки на ветку

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Она весну встречает,

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаёшь? (березка)

О берёзке мы говорим много. Она является символом нашей страны. Недаром в народе её называют «русская красавица».

Молодцы. Все загадки вы отгадали правильно.

А теперь послушайте стихотворение и скажите, как нужно вести себя в лесу.

(Ученик читает стихи)

Вот и пришло время начать создавать свою картину. Найдите заготовки, которые мы уже можем приклеить на нашу картину. А для этого надо вспомнить, кого мы встретили в лесу на лесной полянке.

Мы продолжаем путешествие.

(Ученик читает стихотворение)

Слайд №5 «Луг».

Посмотрите, какая красота вокруг. В воздухе запахло ароматом трав, рядом стрекочут кузнечики, а над цветами кружат красивые бабочки. В небе светит теплое солнышко, а под ногами раскинулся пёстрый ковёр из цветов и трав.

Давайте посмотрим на цветы, которые мы встретили на лугу, полюбуемся их красотой. А девочки про эти цветы расскажут нам стихи.

Слайды №6-13 «Цветы».

Согласитесь, на такую красоту можно долго любоваться. Но некоторые растения приносят еще и пользу человеку! Какую? (Помогают от болезней)

Ромашка аптечная помогает при простудных заболеваниях.

Корень этого растения возбуждает аппетит.

Сердечные капли при болезни сердца.

Как называются такие растения? (лекарственные)

А какие из этих растений называют лекарственными?

От каких болезней они помогают?

Какие ещё лекарственные растения вы знаете?

А кто лечился лекарственными растениями?

К сожалению, многие люди хотят унести частичку этой красоты с собой, поэтому рвут большие букеты цветов, чтобы поставить их дома в вазу.

Послушайте стихотворение и задумайтесь, что мы можем сделать, чтобы сохранить красоту природы. Что можем сделать мы с вами, чтобы цветы не плакали?

(Ученики читают стихи)

Слайд №14 «Цветы плачут».

Правило: Нельзя рвать цветы на лугу и в лесу. Пусть красивые растения останутся в природе.

Мы продолжаем создавать свою картину природы. Наверное, на ней не хватает цветов.

Кто продолжит работу?

Ребята, скажите, пожалуйста, а человек-это частица природы или нет?

Почему вы так решили?

Правильно. Человек-это частица природы, только в отличие от других живых существ, он умеет думать, то есть обладает разумом.

С тех пор как появился человек на нашей планете, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь!

Слайды №15-20 «Гибель природы».

Люди придумали удобрения, чтобы сделать урожай богатым и отравили землю.

Созданные автомобили заполонили улицы и отравляют воздух, которым мы дышим.

Человек вырубает деревья, осушает болота.

Вдумайтесь - каждый день под пилой погибает 5 миллионов деревьев. А ведь это «легкие» планеты!

Человек покрывает Землю слоем мусора.

Запомните! За год один житель Планеты выбрасывает одну тысячу килограммов мусора! Тем самым загрязняет воздух и подземные воды.

Человек добрался и до моря. Вот до самого горизонта море покрыто черными кусками мазута. Поэтому погибают обитатели океана. И даже птицы, попадая в смертельную грязь, умирают.

Отравленная вода - это смерть для жителей Планеты.

С тех пор, как человек возомнил себя царём природы - на Планете случилась беда! Условия жизни растений и животных ухудшились, поэтому многих мы никогда не увидим, они исчезли с лица Земли, а многие находятся под угрозой исчезновения.

У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые согласные буквы и вы узнаете названия животных и растений, которых осталось немного на нашей планете.

С З В У Б Р З В О Д Б К Д

К М С Т Б Е К Р М Л Я Н Б Д Н Ь

В К Ж Ы Н К С Д Р Н Ж А С

Б Р М С Е Б З Ч С Д Р У Н В И В Ч Ц А З

Л С М Ю З М Б К К А С

Ц М Б У З М Р С У Г Ц Н Л Д З У С Г К Л

****************

4в. Л В З Е Р М В Б М Е Р Д Ь З

В М Е З К Т Ш Р З Е К С Б Н Б И Ц С М А М

****************

5в. Ф Х Ц И Ш Л Ш И Х Н Ц

З Д Б А Р Д Ш З Н М А Н Х Ч Р О Х К

Слайды №20-30 «Редкие и исчезающие животные и растения Нижегородской области».

Природа больше не может терпеть. Она плачет и просит: «Человек, помоги мне!»

Слайд №31. Показ и представление книги.

Красная книга - это международный государственный документ, куда заносятся данные о редких растениях и животных.

Красная книга называется так потому, что красный цвет - сигнал смертельной опасности. Хранится она в Швейцарии.

Я черная страница Красной книги. Я - свидетель беды нашей планеты. На моей странице названия тех растений и животных, которых уже нет на Земле. Они умерли! Они уничтожены человеком!

Красная страница - это исчезающие виды, которые находятся под прямой угрозой вымирания и требуют специальных мер охраны.

Белая страница - редкие виды, которые не находятся под прямой угрозой вымирания, но сохранились в небольшом количестве.

Желтая страница - виды, находящиеся под угрозой исчезновения, их численность стремительно сокращается.

Серая страница - неопределенные виды, которые очевидно находятся под угрозой исчезновения, но достоверных фактов об их состоянии нет.

Зеленая страница - виды, которые восстанавливают свою численность.

Но занести в Красную книгу - не значит спасти.

(Создают заповедники, заказники).

Ребята, мы должны помнить, что человек - не только губитель, но и друг природы. А кем мы с вами хотим стать, зависит от нас самих, ведь на то мы и наделены разумом.

Вы пока ещё дети, может кто-то и станет учёным, но и сейчас вы сможете помочь нашей планете. А как? Очень просто.

Если вы хотите помочь природе стать её настоящими друзьями, нужно запомнить простые правила:

Слайды №32-39 с рисунками детей в форме запрещающих знаков.

Не срывайте цветов! Пусть красивые растения остаются в природе.

Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

Не ловите диких животных и не уносите их домой!

Не оставляйте после себя мусор в лесу, на лугу, на берегу водоема!

Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Не забивайте лягушек и жаб!

Не разоряйте птичьих гнёзд!

Берегите природу! Берегите наш дом - Земля!

Ну, а теперь пришло время закончить нашу картину.

Чего же не хватает на ней?

Посмотрите на своё творение.

Нравится ли вам картина, созданная вами или нет?

Отражает ли она тему нашего занятия?

А вот теперь давайте придумаем ей название.

Вернее название у неё есть, только надо догадаться какое?

Посмотрите, много ли места занял человек на нашей картине?

Мы его поместили в центре картины?

Можем ли мы теперь ответить: так кто же человек - царь природы или нет?

Конечно, вы правы. Человек - лишь маленькая частица природы, и он полностью зависит от неё. Теперь эта картина будет украшать наш класс и служить напоминанием нам всем - чтобы сохранить красоту нашей Планеты, нужно её беречь.

Звучит песня Ю.Антонова «Живет повсюду красота».

Слайд №40 «Береги Планету».

«Одари свой край чуткой нежностью,

Помоги ветрам веять свежестью,

И зерну помоги вызреть колосом,

Помоги лесам быть дремучими,

Грусть грустить ивняку над кручею,

Помоги реке быть глубокою.

Ты цветам помоги ковры выстелить,

Птицам помоги облетать крыло,

Делай всё любя, чтобы впрок пошло.

Помоги всему, чем Земля красна.

Пусть в сердцах людей зазвенит весна!

Не пройди по Земле незамеченным!

Не дай сделать мир покалеченным!»

И если вы согласны с этим наказом, то давайте оставим под ним свои подписи.

И будем следовать ему, беречь нашу Землю, делать её ещё краше и помнить, что «Планета Земля - наш дом!»