Правописание личных окончаний глаголов. Правописание глагола и глагольных форм Личные окончания и суффиксы глаголов

Какое личное окончание следует писать у той или иной части речи? Этот вопрос довольно часто возникает у школьников, но только в том случае, если последний слог какого-либо слова стоит в безударном положении. Ведь именно в таких ситуациях очень сложно расслышать ту букву, которую следует писать в окончании. Особенно это касается глаголов.

Общие сведения

То или иное личное окончание глаголов зависит полностью от того, к какому спряжению относится данное слово. Умея правильно определять его, вы никогда больше не зададитесь подобным вопросом.

Личное стоящих в ударном положении

С ударными окончаниями (личными) глаголов всегда все понятно. Ведь буква, стоящая в таком положении, слышится максимально отчетливо и является проверочной. Приведем несколько примеров: следишь, кипишь, творишь и пр. Как видите, все окончания данных слов являются ударными, то есть они пишутся в точности так же, как и слышатся (произносятся).

Правописание безударных личных окончаний глаголов

В том случае, если окончания глаголов находятся в безударном положении, то определить правильное написание той или иной буквы становится проблематично. Именно поэтому требуется обратиться к соответствующему правилу. Оно гласит, что все глаголы в русском языке относятся или к первому спряжению, или ко второму.

Спряжение первое

Все глаголы в форме инфинитива, оканчивающиеся на -оть, -ать, -еть, -ять, -ыть и -уть, относятся к 1-му спряжению: таять, копать, мокнуть и пр. Личное окончание данных слов, стоящих в безударном положении, имеет букву «е».

Приведем пример: таешь, таем, мокнешь, мокнете, мокнем, мокнет, тает и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 1-го спряжения имеют следующие окончания: -ут или -ют. Например, копают, мокнут, тают и пр.

Спряжение второе

Все глаголы, стоящие в инфинитиве и оканчивающиеся на -ить следует относить ко 2-му спряжению: пилить, гордиться, молить и пр. Личные окончания данных слов, стоящих в безударном положении, имеют букву «и».

Приведем пример: пилишь, пилит, пилим, пилите, гордимся, гордишься, молите, молишь, молит и пр. Однако в 2-го спряжения имеют следующие окончания: -ат или -ят. Например: пилят, гордятся, молят и пр.

Исключения из правил

Теперь вам известно, какие гласные в личных окончаниях глаголов следует писать, если они стоят в безударном положении. Для этого требуется лишь определить спряжение, поставив данную часть речи в неопределенную форму. Однако в этом правиле есть свои исключения. Рассмотрим их более подробно:

  • Брить, стелить . что данные слова имеют на конце -ить, их все равно следует относить к 1-му спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «е» (-ют, -ут). Приведем пример: стелешь, стелете, стелем, стелют и пр.
  • Терпеть, обидеть, видеть, зависеть, смотреть, вертеть, ненавидеть, дышать, слышать, гнать, держать. Несмотря на то что данные слова имеют на конце -еть и -ать, они все равно относятся ко второму спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «и» (-ят, -ат). Приведем пример: обидишь, видишь, зависим, смотрим, вертит, ненавидит, дышит, гонят, держат и пр.

Слова-исключения следует заучить и запомнить, так как очень многие школьники делают в них ошибки.

Разноспрягаемые слова

Зная правописание безударных личных окончаний глаголов, можно довольно быстро и легко составить грамотный текст. Однако следует отметить, что в школьной программе дисциплины «Русский язык» уделяется особое внимание не только спряжениям и словам-исключениям, но и таким лексическим единицам, которые являются разноспрягаемыми. К ним относятся следующие: хотеть, бежать . Почему же они так называются? Дело в том, что в разных лицах данные слова могут иметь как окончание первого спряжения, так и второго:

  • он бежит, хочет;
  • ты бежишь, хочешь;
  • я бегу, хочу;
  • они бегут, хотят;
  • вы бежите, хотите;
  • мы бежим, хотим.

Подведем итоги

Чтобы определить то или иное правописание личных окончаний глаголов, рекомендуется следовать нижеописанной схеме:

  1. Определить, в каком положении стоит окончание глагола (в ударном или безударном). Если в ударном, то его проверять не следует. Если в безударном, необходимо продолжить анализ.
  2. Поставить глагол в инфинитив (или так называемую неопределенную форму), а затем проверить его окончание. Если слово заканчивается на -ить, то спряжение. Следовательно, необходимо писать в окончании букву «и» (в 3 лице мн. числа - -ат или -ят). В ином случае необходимо продолжить рассуждение.
  3. Требуется проверить, не входит ли данный глагол в список слов-исключений на -ать или -еть. Если входит, то он также принадлежит ко второму спряжению, то есть в окончании следует писать «и». Если не входит, то первого спряжения. В его окончании следует писать «е» (в 3 лице мн. ч. пишем -ют или -ут).

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

вариант 1

1.В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)мужики кос..т, ла..щие собаки

2)езд..щий верхом, ребята пол..т сорняки

3)верт..щий скакалку, пастухи гон..т коров

4)бор..щийся за правду, девушки нос..т косы

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)леч..щий врач, завис..щий от удачи

2)маляры крас..т, кол..щий предмет

3)они раска..тся, бре..щий щетину

4)терп..щий невзгоды, легко дыш..т

3. . В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)крепко держ..тся, плач..щий малыш

2)щебеч..щие птицы, жуки стрекоч..т

3)дети шепч..т, стел..щийся дым

4)раскаты грохоч..т, хорошо леч..щий

4. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)сме..щиеся дети, не замет..т препятствие

2)ненавид..щий врагов, не заман..т в ловушку

3)готов..щаяся дичь, парикмахер бре..т

4)украша..щий гирляндами, кле..щий на стену

5. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)собира..щий урожай, рису..щий малыш

2)кле..щий конверты, разбира..щий марки

3)флаги колыш..тся, держ..щий дистанцию

4)ученики перевод..т, спортсмены наде..тся на себя

6. . В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)ежики кол..тся, флаги ре..т

2)они часто вид..тся, не понима..щий другого

3)грохоч..щий водопад, служ..щий в полку

4)страны гранич..т, ищ..щий сокровище

7. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)трепещ..щий от восторга, леч..щий детей

2)раскаты рокоч..т, волны плещ..т

3)подозрева..мый в преступлении, движ..мый желанием

4)посе..шь семена, поступ..шь осмотрительно

8. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)постав..шь тарелку, расстел..шь коврик

2)выдел..шь главное, рассплач..шься от восторга

3)преступники раска..тся, наде..тся на везение

4)немысл..мый вариант, предполага..мый результат

9. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)погас..м огни, почита..м книгу

2)стел..тся туман, камыш колебл..тся

3)мыши ро..т,всем дел..тся

4)непрмока..мые ботинки, плохо вид..мый

10) В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)рабочие крас..т, родители леле..т малыша

2)кле..щий карандаш, возвод..т дом

3)папа кос..т, собира..щий траву

4)бор..щийся с недомоганием, мама дремлет

вариант 2

1. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)туш..шь пожар, успокаива..щий разговор

2)тяжело дыш..шь, движ..мый чувствами

3)неж..шься в постели, изуча..щий план план

4)куры кудахч..т, немину..мый разговор

2.В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)завиду..шь победителю, движ..мый восторгом

2)умело бре..шься, завис..мый от родителей

3) сильно негоду..шь, выпячива..мый напоказ

4)внимательно смотр..шь, наследу..мый капитал

3.В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)они вытерп..т, кол..щая боль

2)стел..щиеся розы, осы жал..т

3) дремл..щая кошка, зерна перемел..тся

3)колхозники пол..т, завис..щее от погоды

4.В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)леле..щий мечту, гимнасты верт..т мяч

2)езд..щий верхом, морщины стар..т

3)пол..щий клубнику, они нос..т очки

4)ре..щий стяг, крестьне кос..т

5.В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)отмет..шь главное, знач..мый для людей

2)коза щипл..т траву, движ..мый током

3)погас..м костёр, немину..мая расплата

4)увид..шь экспонаты, непромока..мая накидка

6.В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)долго леч..шься, управляя..мый с земли

2)пар..шься в бане, изуча..мый предмет

3)пряч..шься в кустах, чита..мый громко

4)аккуратно пиш..шь, вид..мый глазом

7.В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)лепеч..щий малыш, они услыш..т рокот

2)скач..щий ковбой, он удерж..т силой

3)водопады клокоч..т, тревож..щие известие

4)щебеч..щие птицы, пограничники ищ..т

8.В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)таможенники провер..т, крас..щее вещество

2)ветры гон..т, понима..щий всё

3)люб..щий отец, грешники ка..тся

4)братья дел..тся всем, стел..щий постель

9.В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)усво..шь знания, независ..мый от других

2)брос..шь работу, подозрева..мый в преступлении

3)встрет..шь друга, расходу..мые деньги

4)постав..шь варить, пригрева..мое солнцем

10.В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1)провер..шь диктанты, немину..мая расплата

2)люб..щие разговаривать, ненавид..щие неправду

3)задерж..шься в школе, наполняя..мый водой

4)травы стел..тся, щекоч..щий лицо ветер

ОТВЕТЫ

1 вариант 2 вариант

1 – 3 1 – 2

2 – 3 2 - 3

3 – 2 3 - 3

4 – 3 4 - 2

5 – 1 5 - 1

6 – 1 6 - 3

7 – 2 7 - 4

8 – 3 8 - 1

9 – 2 9 - 1

10 – 2 10 – 2


ЗАДАНИЕ А16

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:
1. Правописание личных окончаний глаголов

· Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола.

· Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является
его личное окончание.

· Для этого следует поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и
посмотреть, какая гласная отчетливо слышится:

· Если отчетливо слышится гласная буква Ё, это глагол первого спряжения: плыть -
плывёт.

· Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол второго спряжения: лететь -
летит.

· Если глагол с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву.

I СПРЯЖЕНИЕ

II СПРЯЖЕНИЕ

1. Глаголы - исключения : БРИТЬ, С ТЕЛИТ Ь ,
З ИЖД ИТЬ С Я

2. Все глаголы, оканчивающиеся в начальной форме не на -ИТЬ (кроме глаголов ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ)

ЗАПОМНИТЬ: СЕЯТЬ, ВЕЯТЬ, ЛЕЛЕЯТЬ, ТAЯТЬ, ЛАЯТЬ, КАЯТЬСЯ, РЕЯТЬ, БЛЕЯТЬ, ЗАТЕЯТЬ, КАШЛЯТЬ, ЧУЯТЬ, НАДЕЯТЬСЯ (данные глаголы нередко ошибочно классифицируются как глаголы II спряжения, потому что при их произношении ять звучит как ить ) .

1. Глаголы, оканчивающиеся в начальной
форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ,
СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ - они относятся к I
спряжению).

2. Глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,
ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,
НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ

· Если мы определили, что глагол относится к I спряжению, в его безударных личных окончаниях пишутся гласные буквы Е, У, Ю:

I СПРЯЖЕНИЕ

единственное число

множественное число

1 лицо (я) -У, -Ю

(мы) -ЕМ

2 лицо (ты) -ЕШЬ

(вы) -ЕТЕ

3 лицо (он, она, оно) -ЕТ

(они) -УТ, -ЮТ

· Если мы определили, что глагол относится ко II спряжению, в его безударных личных
окончаниях пишутся гласные буквы И, А, Я:

II СПРЯЖЕНИЕ

единственное число

множественное число

1 лицо (я) -У, -Ю

(мы) -ИМ

2 лицо (ты) -ИШЬ

(вы) -ИТЕ

3 лицо (он, она, оно) -ИТ

(они) -АТ, ЯТ

Ход рассуждений:

v глагол КРИЧАТЬ имеет ударное окончание, в котором отчетливо слышится буква И (он кричИТ), следовательно, это глагол второго спряжения, в окончаниях которого пишутся гласные И, А.

v БОРОТЬСЯ - этот глагол с безударным личным окончанием (В 3-ем лице единственного числа неотчетливо слышится, какую гласную букву следует писать в его окончании: Е или И). Выбрать правильное написание позволит знание спряжения этого глагола.
Спряжение глагола с безударным личным окончанием определяется по начальной
форме. Что делать? - бороться, оканчивается не на ИТЬ, не входит в число глаголов- исключений второго спряжения (ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ), поэтому этот глагол первого спряжения, в безударных личных окончаниях которого
пишутся гласные буквы Е, У, Ю: борешься, борется, боремся, боретесь, борются.

v Глагол КЛЕИТЬ - этот глагол с безударным личным окончанием (в 3-м лице единственного числа неотчетливо слышится, какую гласную букву следует писать в его окончании: Е или И). Выбрать правильное написание позволит знание спряжения этого глагола. Спряжение глагола с безударным личным окончанием определяется по начальной форме. Что делать? - клеить, оканчивается на -ИТЬ. Поэтому этот глагол второго спряжения, в безударных личных окончаниях которого пишутся гласные буквы И, Я (вспомним слово-пароль для глаголов второго спряжения - ослика ИА): клеишь,
клеит, клеим, клеите, клеят.

Примечани е :

1 . Причиной неправильного написания личных окончаний глагола нередко является произвольное изменение вида рассматриваемого глагола. Надо уметь различать видовые пары глагола, так как в зависимости от вида начальной формы глагола может меняться его спряжение.
Помните, что все формы рассматриваемого глагола должны быть только одного вида.

Утешать (что делать?): я утешаю, ты утешаешь, он утешает, мы утешаем, вы утешаете, они утешают.

Утешить (что сделать?): утешу, утешишь, утешит, утешим, утешите, утешат.
Решиться - решаться,

обидеть - обижать,

отличать - отличить,

отпускать - отпустить,

оставлять - оставить,

уступать - уступить,

объявлять - объявить,

совершать - совершить,

слушать - слышать,

гонять - гнать,

заставлять - заставить,

отделять - отделить,

прекращать - прекратить,

расширять - расширить и т. д.

2. Обратите внимание на часто встречающийся в задании А 16 глагол молоть, относящийся к первому спряжению:

МОЛОТЬ - МЕЛЕТ - МЕЛЮТ.

2. Правописание суффиксов причастий

1. Правописание суффиксов причастий -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ЕМ-, -ИМ- зависит
от спряжения исходного глагола, от которого они образованы.

Исходный глагол

Действительные причастия на стоящего времени

Страдательные причастия на стоящего времени

Глагол

1-го

спряжения

Образуются от основы настоя-

щего времени исходного глаго-

па при помощи суффиксов

УЩ-

ЮЩ-

Шептать (l спряжение) - шепчУТ - шепчУЩий;

Стелить (1 спряжение) - стелЮТ - стелЮЩий

Образуются от

основы настоящего времени исходного глагола

при помощи суффикса

ЕМ- (-ОМ-)

Вести (1 спряжение) - ведУТ -
ведОМый

Глагол

2-го

спряжения

Образуются от основы инфинитива исходного глагола при помощи суффиксов

АЩ-, -ЯЩ-.

Дышать (2 спряжение) -дыщАЩий,

Красить (2 спряжение) -
красЯЩий

Образуются от основы инфинитива исходного глагола при помощи суффикса -ИМ-

Видеть (2 спряжение) - видИМый

Исключение: движИМый

2. Правописание гласной буквы перед суффиксами причастий прошедшего времени
-ВШ-, -НН-

Гласная буква перед суффиксом -ВШ-
действительных причастий прошедшего
времени

Гласная буква перед суффиксом -НН-
страдательных причастий прошедшего
времени

Перед суффиксом -ВШ- пишется та же гласная буква, что и перед ТЬ в начальной форме глагола:

увидЕть - увидЕвший,

услышАть - услышАвший,

растаЯть - растоЯвший.

Если исходный глагол оканчивается в начальной форме на -АТЬ или -ЯТЬ, то гласная
буква А, Я сохраняется перед НН в страда-
тельных причастиях прошедшего времени:
услыш Ать - услышАнный,

посеЯть - посеЯнный.

Если исходный глагол оканчивается на - ИТЬ или -ЕТЬ, то перед НН пишется только
Е:

увидЕть - увидЕнный,
построИть - построЕнный

3. Правописание гласной перед суффиксом -Л- прошедшего времени глагола.

Перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве перед –ТЬ: зависЕл-зависЕТЬ.

Алгоритм выполнения задания

1) Выясните, в какой части слова пропущена гласная буква:

· в окончании

· в суффиксе

2) Если гласная буква пропущена в окончании, то по неопределенной форме установите
спряжение глагола:

  • в личных окончаниях глаголов первого спряжения пишутся гласные буквы Е, У, Ю.

· в личных окончаниях глаголов второго спряжения пишутся гласные буквы И, А, Я.

3) Если гласная буква пропущена в суффиксе, то проанализируйте характер орфограммы:

· пропущена гласная буква в суффиксах причастий - УЩ-, -ЮЩ- , -АЩ-, -ЯЩ-, -
ИМ-, -ЕМ-.

· пропущена гласная буква перед суффиксом причастий -ВШ- и -НН-.

4) Правописание суффиксов причастий - УЩ-, -ЮЩ- , -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-, -ЕМ- зависит
от спряжения исходного глагола:

· в причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения, пишутся суффиксы
-УЩ-, -ЮЩ-, -ЕМ-;

· в причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения, пишутся суффиксы
-АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-;

5) Правописание гласной буквы перед суффиксами причастий -ВШ- и -НН- зависит
от того, на АТЬ, ЯТЬ, ИТЬ ИJIИ ЕТЬ оканчивается начальная форма исходного глагола:

· если исходный глагол оканчивается в начальной форме на -АТЬ или -ЯТЬ, то
гласная буква А, Я сохраняется перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени:

· если исходный глагол оканчивается на -ИТЬ или -ЕТЬ, то перед НН пишется
только Е;

· перед суффиксом -ВШ- и –Л- сохраняется та же гласная, что и перед окончанием ТЬ в начальной форме.

В правописании глаголов основные трудности связаны с правильным выбором суффикса и окончания.

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Необходимо отличать неопределенную форму глаголов (инфинитив) от формы 3-го л.

Ед. ч. наст. и будущ. вр. Чтобы не ошибиться в написании этих форм, следует задать вопрос. Инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в этих формах Ь пишется), формы 3-го л. отвечают на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают? (в этих формах Ь не пишется). Сравните: Он (что делает?) занимается плаванием. Надо (что делать?) заниматься регулярно.

Упр. 110. Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освободится - освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселит­ся - веселиться, садится - садиться, чистится - чиститься, беспокоится - беспокоиться, ссорится - ссорить­ся, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться.

Упр. 111. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Суффиксы глаголов

В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а- (слышать, делать); -я- (сеять, лаять); -е- (видеть, обидеть); -и- (нянчить, пилить). Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е-. В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я- или -и- (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и- - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить; 2) после мягких согласных (кроме ч) в безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь; 3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздоро­вет­ь - выздоровел, лаять - лаял, клеить - клеил.

Упр. 112. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.

Упр. 113. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

Примечание.

Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать (-ваю), имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одолеть - одолевать, одолеваю; забить - забивать, забиваю.

Упр. 114. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники. Запомните: переходные глаголы с приставками обез- (обес-) имеют в инфинитиве и в прошедшем времени суффикс -и- (обессилИть кого-либо), а непереходные - суффикс -е- (обессилЕть самому).

Упр. 115. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть - обессилить, обледенеть - обледенить, ослабеть - ослабить, обезденежеть - обезденежить, обескроветь - обескровить, обесплодеть - обесплодить, обезножеть - обезножить.

Личные окончания глаголов

Ударные личные окончания у глаголов I и II спряжения пишутся так, как слышатся. Ср.: идешь, идет, идем, идете, идут - I спряжение; молчишь, молчит, молчим, молчите, молчат - II спряжение. Особые трудности возникают при написании безударных личных окончаний глаголов I или II спряжения. Окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.

Упр. 116. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Упр. 117. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го л. ед. ч. и 3-го л. мн. ч.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упр. 118. Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

Упр. 119. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон...шься - ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать - скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся - догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.

Упр. 120. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Подсказка.

ЕНН А-НН
завеш-енн-ый (от глагола завесить = закрыть занавеской) завеш-анн-ый (от глагола завешать = повесить на всем пространстве)
навеш-енн-ый (от глагола навесить = повесить, надеть на что-л.) навеш-а-нн-ый (от глагола навешать = повесить в большом количестве)
обвеш-енн-ый (обвесить = обмануть при покупке) обвеш-а-нн-ый (обвешать = увешать со всех сторон, всюду)
развеш-енн-ый (развесить = разделенный на части по весу товар) развеш-а-нн-ый (развешать = повесить по разным местам)
свеш-енн-ый (свесить = спускать вниз) свеш-а-нн-ый (свешать = определить вес)
(за-, пере-, по-, с-)меш-енн-ый (от приставочных образований глагола месить =мять, перемешивая) (за-, пере-, по-, с-)меш-а-нн-ый (от приставочных образований глагола мешать =переворачивать, взбалтывать круговыми движениями с помощью чего-либо)
(вы-, за-, при-, про-)стрел-енн-ый (от выстрелить, застрелить, пристрелить, прострелить) (на-, об-, от-, пере-, при-, рас-)стрел-я-нн-ый (от настрелять, обстрелять, отстрелять, перестрелять, пристрелять = настроить прицельно)
выкач-енн-ый (выкатить) выкач-а-нн-ый (выкачать)

Алгоритм действий.

1. Определите время причастия или глагола.

2. Поставь в начальную форму.

3. Если время настоящее или будущее, вспомни спряжение и вставь гласную.

4. Если время прошедшее, то вставь гласную, которая находится перед –ТЬ в инфинитиве.

Разбор задания.

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)?

1) умные люди не хвал..тся, бор..щийся с ветром

2) пыш..щий здоровьем, братья кол..т дрова

3) расстила..щиеся до горизонта поля, они обид..тся

4) они всех ненавид..т, ре..щее знамя

Во всех вариантах глаголы и причастия относятся к настоящему времени, значит, необходимо определить спряжение, поставив или образовав инфинитив.

Вариант №1.

Не хвал..тся – хвалиться, глагол на –ИТЬ, к исключениям не относится, второе спряжение, вставляем – Я. Бор..щийся – бороться, первое спряжение, вставляем – Ю.

Вариант №2.

Пыш..щий – пыхать, первое спряжение, У. Кол..т – колоть, первое спряжение, Ю.

Вариант № 3.

Расстила..щиеся – расстилаться, первое спряжение, Ю. Обид..тся – обидеть, исключение, второе спряжение, Я.