Презентация "правописание союзов тоже, также, зато, чтобы". Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато урок правописание союзов тоже также зато чтобы

Слайд 1

Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы

Слайд 2

Объясните постановку знаков препинания
Сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя. Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью. Утки зябли в зарослях да жалобно крякали всю ночь. Мягко стелет да жестко спать.

Слайд 3

Повторим
1. Не по словам судят, а по делам. 2. Мягко стелет, но жестко спать. 3. Либо пан, либо пропал. 4. Поскорей подрастай и к работе поспевай. 5. Как аукнется, так и откликнется. 6. То снег, то дождь мне мешали в пути.
Выделите союзы, определяя их группу.

Слайд 4

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. (А. Пушкин) 1) Что – союз. 2) Служит для связи частей сложного предложения. 3) Подчинительный, обстоятельственный, цели. 4) Членом предложения не является.
Найдите ошибку в морфологическом анализе союза.

Слайд 5

Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли. Лошади остановился, оттого что пошел сильный дождь. Пойду с друзьями в поход, если будет хорошая погода. Я радовался, что погода прояснилась. Мне не бывает скучно, когда я отдыхаю с друзьями. Была очень красивая полянка, словно ее придумал волшебник.
Выделите союз, определить его значение.

Слайд 6

Объясните слитное и раздельное написание выделенных слов, определив их синтаксическую роль. День прекратился ветер тоже затих. Выполни то же задание. День прошел так же как вчера. Все повторяли физику перед контрольной я также решил заглянуть в учебник. Что бы я делал без вас. Я пришел в библиотеку чтобы взять нужную книгу.

Слайд 7

Запомнить!
Зато = но Тоже, также = и Чтобы = для того чтобы Причем = притом Оттого что = потому что

Слайд 8

Различайте союзы и омонимичные им самостоятельные части речи
Союзы
Самостоятельные части речи
Тоже, также = И Я тоже (=и) прочел эту книгу. Я также прочел эту книгу.
Местоимение то же Наречие так же. Частицу же можно опустить. Я читал то же, что и вы. Я читал то, что и вы. Знаю это так же, как и вы. Знаю это так, как и вы.

Слайд 9

Слайд 10

Зато = но Становилось все холоднее, зато (=но) дождь прекратился
Предлог за с местоимением то. Спрячься за то дерево.
Причём = притом Ученикам раздали листочки с заданиями, причем (=притом) предупредили о сложности работы.
Предлог при с местоимениями чём, том При том заявлении приложены документы.

Слайд 11

Отличай союзы от омонимичных форм других частей речи.
Союз 1.нельзя поставить вопрос 2. не являются членами предложения 3. пишутся слитно 4. можно заменить другим союзом
Местоимение или наречие 1.можно поставить вопрос 2.являются членами предложения. 3.с частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно

Слайд 12

Отметьте предложения, в которых слова пишутся раздельно. а) Чтоб (б) других учить, надо свой разум наточить. б) И что (бы) она ни делала, всё выходило красиво. в) Что (бы) ни произошло, можешь на меня рассчитывать. г) Что (бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

Класс: 7

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.

Цель урока: отличать союзы от самостоятельных частей речи для правильного написания.

– обучающие: закрепление знаний и умений правописания союзов и самостоятельных частей речи с предлогами и частицами;
– развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;
– воспитательные: гуманистическая направленность обучения; обучающиеся работали с текстами, взятыми из художественной литературы; организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.

1. Проверка домашнего задания.
2. Новый материал.
а) Работа с таблицей.
б) Сравнить предложения.
3. Упр. 296(устный анализ).
4. Трен. упр. (работа в парах).
5. Д./ з. упр. 297
6. Самостоятельная работа.
7. Редактирование текста.

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем изучать общую тему “ Союзы”. У нас пятый урок по этой теме, завершающий. Через 2 урока мы будем писать диктант по этой теме. Работать будем по следующему плану...(на доске).

1. Дома вы делали морфологический разбор союзов и повторяли сочинительные и подчинительные союзы.

(К доске выходит 1 ученик делать морфологический разбор. Еще 2 ученика заполняют таблицу.)

(Из упр. 293 разобрать 3 союза.)

2 ученика у доски готовят сообщение на тему “Различение на письме союзов и самостоятельных частей речи”.

Образец таблицы, заполняемой учащимися на доске:

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:
Соединительные (и, да (=и), не только-но и, как-так и);
Разделительные (или (иль), либо, то-то, не то-не то);
Противительные (а, но, да (=но), однако, зато).
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:
Причинные (потому что, оттого что, благодаря тому что, в связи с тем что);
Целевые (чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы);
Уступительные (несмотря на то что, как ни);
Изъяснительные (что, чтобы, как);
Сравнительные (как, будто, словно, точно);
Условные (если, если бы, как скоро, раз, ли);
Временные (когда, едва, лишь, лишь только).

Проверка. Выставление оценок в оценочные листы.

2. Посмотрите на 2 предложения, записанные на доске.

Чем отличаются они друг от друга? В каком предложении есть союз?

1. Сережа выполнил задание, я тоже его сделал.
2. Серёжа выполнил то же задание, что и я.

– Можем ли мы задать вопрос к слову тоже в первом предложении? (Нет.)

А во втором? (Да: какое?)

– Раз в первом предложении мы не можем задать вопрос, следовательно, тоже не является членом предложения.

А во втором – определение.

– Можем ли мы тоже заменить другим союзом? (Да: и я его сделал.)

А во втором убираем частицу же.

(Открывается таблица: как отличить союз от местоимения или наречия.)

В первом предложении же опустить нельзя, во втором – можно. Следовательно, в 1-союз, во втором – местоимение с частицей.

Разберем еще 3 пары предложений (на доске разбирает учитель с комментарием).

1. Оля легко решает задачи, сочинения также хорошо пишет.

Оля так же решила задачу, как и все остальные.

2. Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны.

Что бы мне рассказать вам интересное?

3. Ты долго трудился, зато получил хорошие результаты.

Моего друга хвалили за то, что он отлично выполнил работу.

3. Упр. 296 (устный анализ).

Так же названы...

То же слово включено...

Распространено также и в других местностях...

Плёс тоже является названием...

(Оцениваются ответы самых активных учащихся (в оценочные листы).

4. Тренировочные упражнения (в парах).

1-й вариант:

  1. Доброта для души то же, что здоровье для тела.
  2. Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча.
  3. Так же,
  4. как и вчера, на площади шумели люди. люблю Мещерский край за то, что он прекрасен.

2-й вариант:

  1. Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.
  2. В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась также одна странная рыбка.
  3. Всё было так же, как всегда.
  4. Песня за домом смолкла, зато за прудом соловей заводил свою.

Предложения записаны на карточках, вложенных в файлы. Фломастером на файле учащиеся делают знак разделения или соединения. Взаимопроверка по контрольным картам.

Оценку – в оценочный лист.

5. Дом. задание. Упр. 297.

6. Самостоятельная работа (Тест):

1. Союз пишем слитно, ставим +. Не союз – раздельно, ставим.

  1. Его друзья отлично играют в футбол, брат играет так же, как и они.
  2. Мне он тоже советует заниматься спортом.
  3. Олегу тоже не сиделось в бричке.
  4. Так же,
  5. как в море, над лугами дуют свежие ветры.
  6. Все очень устали, зато цели достигли.

2. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении “Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала”.

  1. тоже – всегда пишется слитно;
  2. то же – всегда пишется раздельно;
  3. тоже – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
  4. то же – здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

3. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара.

  1. ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно;
  2. ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;
  3. ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
  4. ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

7. Итоги урока. Выставление оценок.

8. Редактирование текста:

1. Чтобы быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам.
2. Как муравей ухитряется поднять ношу во много раз тяжелее своего веса – то же загадка.
3. Тоже слово, да не так бы молвить.
4.Бревно через воду, и скрипучий деревянный мосток, и гулкий железнодорожный мост существуют для того, что бы мы не засиделись на одном берегу, чтобы вода не служила препятствием для тех, кто хочет куда-то идти, что-то искать.
5. Чтобы вы не делали, чембы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
6. Коротко, за то ясно.
7. Он торопился от того, что боялся опоздать.
8. Тут была елань – то же место, что зимой в пруду прорубь.
9. Настя бросилась было в сторону, где маячили два дерева, – там то же тропы не было.

Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы Объясните постановку знаков препинания

  • Сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя.
  • Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.
  • Утки зябли в зарослях да жалобно крякали всю ночь.
  • Мягко стелет да жестко спать.
Повторим
  • 1. Не по словам судят, а по делам.
  • 2. Мягко стелет, но жестко спать.
  • 3. Либо пан, либо пропал.
  • 4. Поскорей подрастай и к работе поспевай.
  • 5. Как аукнется, так и откликнется.
  • 6. То снег, то дождь мне мешали в пути.
  • Выделите союзы, определяя их группу.
  • Я слыхал о тамошних метелях и знал,
  • что целые обозы бывали ими занесены.
  • (А. Пушкин)
  • 1) Что – союз.
  • 2) Служит для связи частей сложного предложения.
  • 3) Подчинительный, обстоятельственный, цели.
  • 4) Членом предложения не является.
  • Найдите ошибку в морфологическом анализе союза.
  • Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли.
  • Лошади остановился, оттого что пошел сильный дождь.
  • Пойду с друзьями в поход, если будет хорошая погода.
  • Я радовался, что погода прояснилась.
  • Мне не бывает скучно, когда я отдыхаю с друзьями.
  • Была очень красивая полянка, словно ее придумал волшебник.
  • Выделите союз, определить его значение.
  • Объясните слитное и раздельное написание
  • выделенных слов, определив их синтаксическую роль.
  • День прекратился ветер тоже затих.
  • Выполни то же задание.
  • День прошел так же как вчера.
  • Все повторяли физику перед контрольной я также решил заглянуть в учебник.
  • Что бы я делал без вас.
  • Я пришел в библиотеку чтобы взять нужную книгу.
Запомнить!
  • Зато = но
  • Тоже, также = и
  • Чтобы = для того чтобы
  • Причем = притом
  • Оттого что = потому что
Различайте союзы и омонимичные им самостоятельные части речи
  • Союзы
  • Самостоятельные части речи
  • Тоже, также = И
  • Я тоже (=и) прочел эту книгу.
  • Я также прочел эту книгу.
  • Местоимение то же
  • Наречие так же.
  • Частицу же можно опустить.
  • Я читал то же, что и вы. Я читал то, что и вы. Знаю это так же, как и вы. Знаю это так, как и вы.
Чтобы
  • Чтобы
  • Я пришел в библиотеку,
  • чтобы прочитать
  • нужную мне книгу.
  • Местоимение
  • с частицей что бы.
  • Частицу можно
  • отделить и перенести
  • в другое место:
  • Что бы мне прочитать по этому вопросу? Что мне прочитать бы по этому вопросу?
Зато = но
  • Зато = но
  • Становилось все
  • холоднее, зато (=но)
  • дождь прекратился
  • Предлог за
  • с местоимением то.
  • Спрячься за то дерево.
  • Причём = притом
  • Ученикам раздали листочки с заданиями, причем (=притом) предупредили о сложности работы.
  • Предлог при с местоимениями чём, том
  • При том заявлении приложены документы.
Союз
  • 1.нельзя поставить вопрос
  • 2. не являются членами предложения
  • 3. пишутся слитно
  • 4. можно заменить другим союзом
  • Местоимение
  • или наречие
  • 1.можно поставить вопрос
  • 2.являются членами предложения.
  • 3.с частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно
  • а) Чтоб (б) других учить, надо свой разум наточить.
  • б) И что (бы) она ни делала, всё выходило красиво.
  • в) Что (бы) ни произошло, можешь на меня рассчитывать.
  • г) Что (бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
  • 1) Я то (же) это прочитаю.
  • 2) Это было то (же) самое место.
  • 3) Мы делали все что(бы) праздник удался.
  • 4) Что(бы) ребенок не плакал ему дали игрушку.
  • 5) Молодые сыны его то(же)оглядывали себя с головы до ног.
  • 6) Он умел веселить так(же) как и мой отец.
  • 7) Он долго тренировался что(бы) переплыть реку.
  • 8) Работа была выполнена так(же) хорошо как и в прошлый раз.
  • Отметьте предложения, в которых слова пишутся слитно.
  • а) За (то) время, что вы потратили, можно было многое успеть.
  • б) У правды язык суров, за (то) душа добрая.
  • в) Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел.
  • г) Весна была ранняя, за (то) суровая, как зима.
  • Отметьте предложения, в которых слова пишутся раздельно.
  • а) Наблюдая за движением радиозондов, учёные получают так (же) сведения о ветрах.
  • б) Усатый так (же),как и другой артист, был переодет.
  • в) Эта задача решалась так (же), как и предыдущая.
  • г) Петя понял, что расспрашивать не надо, но так (же) не надо сердиться на раздражительность папы.