Либеральные реформы 60 70 в.

Либеральные реформы 60-70-х годов

В начале 60-х годов стала очевидной необходи- мость введения местного самоуправления, о кото- ром заявляла либеральная общественность: пра-вительство не могло своими силами поднять хо- зяйство провинции. 1 января 1864 г. был принят закон о местном самоуправлении, учрежденном для руководства хозяйственными делами: строи- тельства и содержания местных дорог, школ, боль-ниц, богаделен и т. д.

Распорядительными органами земств были гу- бернские и уездные земские собрания, исполни- тельными - губернские и уездные земские упра-вы. Для выборов депутатов - гласных - уездно-го земского собрания созывались 3 избиратель-ных съезда: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьянский. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земско го собрания. В земских собраниях преобладали дворяне-помещики.

С появлением земства стало меняться соотноше-ние сил в провинции: возник «третий элемент», как называли земских врачей, учителей, агрономов, ста- тистиков. Земства медленно, но верно поднимали местное хозяйство, улучшали жизнь деревни, раз- вивали просвещение и здравоохранение. Вскоре зем- ства перестали быть чисто хозяйственными орга- низациями; с ними связано появление земского ли-берализма, мечтавшего о всероссийских выборах рас- порядительной власти.

В 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Выборы в Думу проводились тремя избирательными съездами: мелких, средних и круп- ных налогоплательщиков. (Рабочие налогов не пла- тили и в выборах не участвовали.) Городской голо-ва и управа избирались Думой. Органы городского самоуправления успешно занимались организаци- ей городской жизни, развитием городов, но в обще- ственном движении участвовали слабо.

В 1864 г. по настоянию общественности была проведена судебная реформа. Суд в России стал бессословным, гласным, состязательным, незави- симым от администрации. Центральным звеном нового судебного устройства стал окружной суд. Обвинение поддерживал прокурор, интересы под- судимого отстаивал защитник. Присяжные засе- датели, 12 человек, выслушав судебные прения, выносили вердикт («виновен», «невиновен», «ви- новен, но заслуживает снисхождения»). На осно- вании вердикта суд выносил приговор. Такое уст- ройство суда обеспечивало наибольшие гарантии от судебных ошибок.

Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался мировой судья, избираемый земским соб- ранием или городской думой на 3 года. Правитель-ство не могло своей властью отстранить от должно- сти мирового судью или судей окружного суда.

Судебная реформа была одним из наиболее по- следовательных преобразований 60-70-х годов, но все же она осталась незавершенной: не был реформирован Сенат, для разбора мелких кон- фликтов в крестьянской среде остался сословный волостной суд, имевший право присуждать к те- лесным наказаниям (до 1904 г.).

Ряд важных военных реформ провел Д. А. Ми- лютин, назначенный военным министром в 1861 г. Армия была перевооружена по современным тре- бованиям. На завершающем этапе должен был произойти переход, от рекрутчины ко всеобщей во- инской повинности. Консервативная часть гене-ралитета в течение ряда лет блокировала это на- чинание; перелом в ход дела внесла франко-прус- ская война 1870-1871 гг.: современников пора-зила быстрота мобилизации прусской армии. 1 ян-варя 1874 г. был принят закон, отменяющий рек-рутчину и распространяющий военную обязан- ность на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по здоровью. Льготы по срокам службы стали дополнительным стимулом к получению образования. Реформа ускорила ломку сословно- го строя; отмена рекрутчины увеличила популяр- ность Александра II среди крестьянства.

Реформы 60 -70-х годов, устранив ряд пережит-ков, создав современные органы самоуправления и суда, способствовали развитию страны, росту гражданского самосознания населения. Это были только первые шаги: верхних этажей власти ре-формы не коснулись.

Либеральные реформы 60-70 гг. XIX вв.

Цели:

Познакомить учащихся с реформами 60-70 гг., показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность, с другой

Задачи:

Обучающие:

    Продолжить работу по раскрытию исторических терминов и понятий, формированию хронологических знаний.

    Продолжить работу по формированию специальных и общеучебных умений и навыков, таких как работа с историческим документом, тетрадью, дидактической картой.

Развивающие:

    Развивать умения строить, определять понятия, анализировать, анализировать и разрешать проблемы

    развитие у школьников способностей устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями;

Воспитывающие

    Воспитание патриотизма за свою родину,

    воспитание культуры труда

План урока:

Проверка домашнего задания.

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом по барину,

другим - по мужику

    О каком событии идет речь? (крестьянская реформа 1861 г)

    Что такое отрезки?

    Что такое выкупные платежи?

    Каково на ваш взгляд историческое значение крестьянской реформы?

Изучение нового материала.

За отменой крепостного права последовали и другие реформы в области местного самоуправления, суда, образования, цензуры, военном деле, которые принято называть либеральными. На уроке мы рассмотрим три реформы: земскую, реформу суда и военную реформу. Определим их основное содержание.

Работа с документами по рядам (5 минут)

1 ряд земская реформа

2 ряд – судебная

3 ряд – военная

В ходе работы учащиеся заполняют таблицу «Реформы 60-70 гг. XIX века в России»

Судебная

Городская

Обсуждение: заслушиваем ответы учащихся, затем обсуждаем ряд вопросов:

Земская реформа.

В 1864 г. была проведена реформа земская реформа, которая учредила в стране органы местного самоуправления. Основной вклад в ее разработку внесли Н. А. Милютин и П. А. Валуев

Какие «заботы» возлагались на земства? Насколько органы самоуправления были самостоятельны в своей деятельности?

В земской школе акцент делался главным образом на содержательной стороне образования, на усвоении учащимися определенной суммы знаний. Церковно-приходская школа во главу угла ставила воспитательные задачи, обучение основам православия и русской традиции.

Как вы думаете, в какую школу крестьянин отдаст своего сына и на какую из них пожертвует деньги? Почему?

В 1865 г. в 29 губерниях в составе губернских земских собраний было 74,2% - дворян и чиновников, 10,6% - крестьян, 10,9% - купечества, 4,3% - прочих сословий. Среди же уездных гласных было предлставлено41,7% - дворян и чиновников, 388,4% - крестьян, 10,4% - купцов, 9,5% - прочих сословных групп населения.

Ленин называл земства «пятым колесом в телеге», но при этом признавал, что «Земство – кусочек конституции» подтвердите, что земства являлись представительной формой управления.

Насколько широко были отражены в них интересы различных слоев населения?

В 1870 г. по образцу земской реформы была проведена реформа городского самоуправления содержанием которой, вы познакомитесь дома самостоятельно по учебнику.

Судебная реформа.

В 1864 году была проведена еще одна важная реформа – судебная.

По словам одного из активных участников судебной реформы С. И. Зарудного, «при крепостном праве, в сущности не было надобности в справедливом суде. Настоящими судьями были только помещики… Наступило время, когда и для России точно также, как и для всякого порядочного государства, явилась безотлагательная надобность в суде скором и справедливом»

Какие основные принципы провозглашались реформой 1864 г? что нового появилось в судебной системе России?

Почему и в наши дни вопрос о присяжных заседателях стал актуален?

Судебная реформа по праву считается наиболее последовательной среди реформ 60-70 гг. Однако при ее проведении сохранялись пережитки сословности, в частности сохранялся волостной суд для крестьян и телесные наказания для них.

Военная реформа.

В середине 60- гг. военный министр Д. А. Милютин отменил телесные наказания в армии. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища. Расширялась система высшего военного образования. Наконец в 1874 г. был принят новый военный устав. Современники называли это событие 19 февраля 1861 г. в русской армии.

Каковы основные положения устава, почему современники давали такую оценку названному документу?

Однако в 1901 г. Ленин писал: «В сущности, у нас не было, и нет всеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создают массу исключений».

Объясните, чем вызваны такие суждения? Аргументируйте свое мнение.

Объясните следующие цифры: земства вводились лишь в 34 губерниях империи, городские думы – в 509 городах, судебная реформа проводилась только в 44 губерниях. Почему?

Справедливо ли называть реформы 60-70 гг. «великими»?

Как повлияли эти преобразования на повседневную жизнь российского общества? Как вы можете объяснить слова историка Ключевского о том, что реформы, хотя и замедленные, были достаточно подготовлены к исполнению, но менее были подготовлены умы к восприятию?

Император Александр Второй (прозванный Освободителем) в России проводил ряд реформ либеральной направленности. Причиной их проведения стала отсталость государственной системы, ее негибкость и несправедливость. От нее страдала экономика России и авторитет государства. Приказы и распоряжения властей практически не доходили до мест назначения.

Целью реформ также было снятие напряжения в обществе, возмущения, которое вызывала слишком жесткая политика государства и власть имущих. Итак, перед вами таблица с перечнем реформ.

Отмена крепостного права

1. Помещики лишены права собственности на крестьян. Теперь нельзя продавать, покупать крестьян, разлучать их семьи, препятствовать им в отъезде из деревни и так далее.

2. Крестьяне были обязаны выкупать свои земельные наделы у помещиков (по высоким ценам) либо арендовали ее.

3. За аренду земли у помещика крестьянин обязан был отбывать барщину или приносить оброк, но эта барщина теперь была ограничена.

4. Крестьянин, что пользовался арендным наделом земли у помещика, не имел права покидать деревню в течение 9 лет.

Значение крестьянской реформы проявилось далеко не сразу. Хотя формально люди стали свободны, помещики долгое время продолжали обращаться с ними как с крепостными, наказывали розгами и так далее. Земли крестьяне не получили. Тем не менее, реформа стала первым шагом в преодолении рабства и насилия над личностью.

Судебная реформа

Вводится выборная должность мирового судьи. Отныне его избирают представители населения, а не назначают «сверху».

Суд становится юридически независимым от административных органов власти.

Суд становится гласным, то есть обязан давать населению доступ к своим решениям и к процессам.

Учрежден окружной суд присяжных.

Значением судебной реформы стала защита судебной системы от произвола властей и имущих, защита честности правосудия.

Земская реформа

Учреждение земства как органа власти, в которое местное население избирало представителей.

В выборах земства могли участвовать и крестьяне.

Значением земской реформы стало усиление местного самоуправления и участия граждан всех сословий в жизни общества.

Городская реформа

Учреждены органы городского самоуправления, члены которых избираются городскими жителями.

Они получают название городских управ и городских дум.

Сокращены местные налоги.

Полиция переведена под подчинение центральной власти.

Значением городской реформы стало усиление местного самоуправления и одновременно ограничение произвола власти на местах.

Реформа образования

1. Разрешено выбирать деканов и ректоров в вузах.

2. Открыт первый вуз для женщин.

3. Основаны реальные училища, где упор делался на преподавание технических и естественных наук.

Значением реформы образования стало улучшение технического и женского образования в стране.

Военная реформа

1. Сокращен срок службы с 25 лет до 7 лет.

2. Ограничение срока военной службы 7 годами.

3. Теперь к военной службе призываются не только рекруты (раньше это были самые бедные слои населения, насильно загоняемые), но и представители всех сословий. В том числе и дворяне.

4. Раздутая ранее, небоеспособная армия сокращена почти наполовину.

5. Создан ряд военных училищ для подготовки офицеров.

6. Отменены телесные наказания кроме наказания розгами в особых случаях.

Значение военной реформы очень велико. Создана современная боеспособная армия, не потребляющая много ресурсов. Военные стали мотивированы служить (ранее рекрутский призыв считался проклятием, он полностью ломал жизнь призывника).

Всемирно-историческая теория

Историки-материалисты (И. А. Федосов и др.) определяют период отмены крепостного права как резкий переход от феодальной общественно-эконо­ми­чес­кой формации к капиталистической. Они полагают, что отмена крепостного права в России запоздала , а реформы, сле­до­вавшие за ней, проводились медленно и неполно. Половинчатость в про­ве­де­нии реформ вызвала возмущение передовой части общества - интеллиген­ции, вылившееся затем в террор против царя. Марксисты-революционеры считали, что страну “повели” по неверному пути развития - “медлен­ного отсекания гниющих частей”, а надо было “вести” по пути радикального решения проблем - проведения конфис­ка­ции и национализации помещичьих земель, уничтожения самодержавия и др.

Историки-либералы, современники событий, В.О. Ключевский (1841-1911), С.Ф. Пла­то­­­нов (1860-1933) и др., приветствовали как отмену крепостного права, так и по­сле­дую­щие реформы . Поражение в Крымской войне, считали они, выявило техни­чес­кое от­ста­вание России от З апада и подорвало международный престиж страны.

Позднее либеральные историки(И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) стали отмечать, что в середине ХIХ века крепостничество достигло высшей точ­­ки экономической эффективности . Причины отмены крепостного права - по­­ли­­ти­ческие. Пора­же­ние России в Крымской войне развеяло миф о военном мо­­гуществе Империи, вызвало раздражение в обществе и угрозу стабиль­но­сти страны. Интерпретация акцентирует внимание на цену реформ. Так, народ не был исторически подготовлен к резким социально-экономиче­ским измене­ни­ям и “болезненно” воспринял изменения в своей жизни. Правительство же не впра­ве было отменять крепостное право и проводить реформы без все­сто­рон­ней социально-моральной подготовки всего народа, особенно дворян и крестьян . По мнению либералов, многовековой уклад русской жизни невоз­мож­но изменить насильственным путем.

Н.А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” пишет:

Порвалась цепь великая,

порвалась и ударила:

одним концом по барину,

другим – по мужику!…

Историки технологического направления(В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают,что отмена кре­пост­ного пра­­ва и последующие реформы обусловлены этапом модернизационного перехода России от тради­ци­он­ного (аграрного) общества к индустриальному. Переход от традиционного к индустриальному обществу в России проводился государством в период влияния с ХVII-XVIII вв. европейского культурно-технологического круга (модернизация - вестернизация) и при­­об­ре­ла форму европеизации, то есть сознательного изменения традицион­­­ных национальных форм по европейскому образцу.

Ма­шин­ный” прогресс в Западной Европе “заставил” царизм активно насаждать индустриальные порядки . А это определило специфику модернизации в России. Рос­сийское государство, выборочно заимствуя с Запада технико-органи­за­цион­ные элементы, одновременно консервировало и традиционные струк­туры. В результате в стране сложилась ситуация “наложения истори­чес­ких эпох ” (индустроиалная - аграрная), которая и при­ве­ла в дальней­шем к со­ци­альным потрясениям .

Индустриальное общество, вводимое государством за счет крестьян, вступало в резкие противоречие со всеми коренными условиями русской жизни и должно было неизбежно породить протест как против самодержавия, не дававшего желанной свободы крестьянину, так и против частного собственника, фигуры, ранее чуждой русской жизни . Появившиеся в России в результате индустриального развития промышленные рабочие унаследовали ненависть всего русского крестьянства с его многовековой общинной психологией к частной собственности.

Царизм интерпретируется как режим, вынужденный начать индустриализацию, но не сумевший спра­вить­ся с ее последствиями.

Локально-историческая теория .

Теорияпред­ставлена трудами славя­но­филов и народников. Историки полагали, что Россия, в отличие от стран Запада, идет своим, особым путем развития . Они обосновали возможность в России некапиталисти­ческого пути раз­вития к социализму через крестьянскую общину .

Реформы Александра II

Земельная реформа . Основным вопросом в России на протяжении XVIII-XIX веков был земельно-крестьянский. Екатерина II ставила этот вопрос в работе Вольного экономического общества, которое рассмотрело несколько десятков программ по отмене крепостного права как российских, так и иностранных авторов. Александр I издал указ «О свободных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать своих крестьян от крепостной зависимости вместе с землей за выкуп. Николай I за годы своего правления создал 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, задачей которых было отмена крепостного права, решение земельного вопроса в России.

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики . Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела .

Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов . Здесь был Манифест и Положение о даровании свободы крестья нам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др.

Отмена крепостного права не была единовременным событием . Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили личную свободу , но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временно­обязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые по сути не отличались от прежних, крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе , после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне - с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи).

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину . Она сохранялась как гарант крестьянских платежей . Крестьяне прикреплялись к обществу (миру).

В результате реформ было уничтожено крепостное право - то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством». Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.

В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.

Либеральные рефор­мы 60-70-х годов

Земская и городская реформы . Принцип проведенной в 1864 г . земской реформы состоял в выборности и бессословности . В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов . Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания выбирали земские управы . Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохране­нию - проводили работу, на которую у госу­дарства не находилось средств.

Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. В круп­ных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов . Однако выборы проводились на цензовой основе , и, к примеру, в Москве в них участвовало лишь 4% взрослого населения. Городские думы и городской голова решали вопросы внутреннего самоуправления , образования и медицинского обслуживания . Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам .

Судебная реформа. Новыесудебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было введено два вида суда - общий (коронный) и мировой.Общий суд ведал уголовными делами. Судебный процесс стал открытым, хотя в ряде случаев дела слушались при «закрытых дверях». Была учреждена состязательность суда, введены должности следователей, учреждена адвокатура.Вопрос о виновности подсудимого решали 12 присяжных заседателей. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей . Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные пала­ ты. Была вве­дена должность нотариуса . С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в Особом присутствии правительствующего Сената , кото­рый стал одновременно высшей кассационной инстанцией.

Военная реформа. После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года.Срок службы сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7 лет. Призыву в армию не подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От службы освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до 3-х лет, для окончивших гимназию - до 1,5 лет, университет или институт - до 6 месяцев.

Финансовая реформа . В 1860 г. был учрежден Государственный банк , произошла отмена откупной 2 системы, которую сменили акцизы 3 (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов ; бюджет стал гласным . Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Реформы просвещения . «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповедани й, но вводил плату за обучение .

Гимназии разделили на классические и реаль ные. В классических гимназиях, в основном, преподавались гуманитарные дисциплины, в реальных - естественные. После отставки министра народного просвещения А.В. Головнина (в 1861 г. вместо него был назначен Д.А. Толстой) был принят новый гимназический устав, сохранивший только классические гимназии, реальные гимназии были заменены реальными училищами. Наряду с мужским средним образованием появилась система женских гимназий .

Университетский Ус тав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров . Руководство учебным заведением передавалось Совету проф ессоров, которому подчинялось студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани .

В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения .

Реформа цензуры. В мае 1862 г. началась реформа цензуры , были введены «временные правила », которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.

Подготовка и реализация реформ явились важным фактором социаль­но-экономического развития страны. Административно реформы были достаточно хорошо под­готовлены, но общественное мнение не всегда поспевало за идеями царя-реформатора. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. Люди теряли ориентиры, появились организации, исповедующие экстремистские, сектантские принципы.

Для экономики пореформенной России характерно быстрое развитие товарно-денежных отношений. Отмечался рост посевных площадей и сельскохозяйственного произ­вод­ства , но производительность сельского хозяйства оставалась низкой. Урожаи и потребление продуктов (кроме хлеба) были в 2-4 раза ниже, чем в Западной Европе. В то же время в 80-е гг. по сравнению с 50-ми гг. среднегодовой сбор зерна вырос на 38 %, а экспорт его увеличился в 4,6 раза.

Развитие товарно-денежных отношений привело к имущественной дифференциации в деревне, середняцкие хозяйства разорялись, росло число бедняков. С другой стороны, появились крепкие кулацкие хозяйства , часть из которых использовали сельскохозяйственные машины . Все это входило в планы реформаторов. Но совершенно неожиданно для них в стране усилилось традиционно враждебное отношение к торговл е, ко всем новым формам деятельности: к кулаку, купцу, скупщику - к удачливому предпринимателю.

В России крупная промышленность создавалась и развивалась как государственная . Главной заботой правительства после неудач Крымской войны были предприятия, выпускавшие боевую технику. Военный бюджет России в общем исчислении уступал английскому, французскому, германскому, но в российском бюджете он имел более значительный вес. Особое внимание обращалось на развитие тяжелой промыш­ленности и транспорта . Именно в эти сферы правительство направляло средства как российские, так и иностранные.

Рост предпринимательства контролировался государст­вом на основе выдачи специальных заказов , поэтому крупная буржуазия была тесно связана с государством . Быстро возрастало число промышленных рабочих , однако многие рабочие сохраняли экономические и психологические связи с деревней, они несли в себе заряд недовольства бедняков, потерявших землю и вынужденных искать пропитание в городе.

Реформы заложили основу новой системы кредита . За 1866-1875 гг. было создано 359 акционерных коммерческих банков, обществ взаимного кредита и других финансовых учреждений. С 1866 г. в их работе начали активно участвовать крупнейшие европейские банки . В результате государственного регулирования иностранные займы и инвестиции шли в основном на железнодорожное строительство . Железные дороги обеспечивали расширение хозяйственного рынка на громадных просторах России; они были важны и для оперативной переброски воинских частей.

Во второй половине XIX века политическая ситуация в стране неоднократно менялась.

В период подготовки реформ, с 1855 по 1861 гг., правительство сохраняло за собой инициативу действий, привлекало к себе всех сторонников преобразований - от высшей бюрократии до демократов. Впоследствии трудности с проведением реформ обострили внутриполитическую обстановку в стране. Борьба правительства с противниками «слева» обрела жестокий характер: подавление крестьянских выступлений, аресты либералов, разгром польского восстания. Усилилась роль III Охранного (жандармского) отделения.

В 1860-х годах на политическую арену вышло радикальное движение - народники . Разночинная интеллигенция, опираясь на рево­люционно-демократические идеи и нигилизм Д.И. Писарева , создала те­о­рию революционного народничества . Народники верили в возможность достижения социализма, минуя капитализм, через освобождение крестьянской общины - сельского «мира» . «Бунтарь» М.А. Бакунин предрекал крестьян­скую революцию, фитиль которой должна была зажечь революционная интеллигенция. П.Н. Ткачев был теоретиком госу­дарственного переворота, после совершения которого интеллигенция, проведя необходимые преобразования, освободит общину. П.Л. Лавров обосновал идею тщательной подготовки крестьян­ к революционной борьбе. В 1874 г. началось массовое «хождение в народ », но агитация народников не смогла зажечь пламя крестьянского восстания.

В 1876 г. возникла организация «Земля и воля », которая в 1879 г. распалась на две группы .

Группа «Черный передел» во главе с Г.В. Плехановым уделяла главное внимание пропаганде;

«Народная воля» во главе с А.И. Желябовым, Н.А. Морозовым, С.Л. Перовской в ы­двигала на первый план политическую борьбу . Главным средством борьбы, по мнению «народовольцев», был индивидуальный террор , цареубийство, которое должно было послужить сигналом к народному восстанию. В 1879-1881 гг. народовольцы провели серию покушений на Александра II.

В ситуации острого политического противостояния власть встала на путь самозащиты. 12 февраля 1880 г. была создана «Верховная распоряди­тель­ная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия » во главе с М.П. Лорис-Меликовым. Получив неограниченные права, Лорис-Меликов добился приостановки террористической деятельности революционеров и некоторой стабилизации положения. В апреле 1880 г. комиссия была ликвидирована; Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел и стал готовить завершение «великого дела государст­венных реформ» . Разработка проектов завершающих законов реформ была поручена «народу» - временным подготовительным комиссиям с широким представительством земств и городов.

5 февраля 1881 г. представленный законопроект был одобрен императором Александром II. «Конституция Лорис-Меликова » предусматривала выборность «представителей от общественных учреждений...» в высшие органы государственной власти. Утром 1 марта 1881 г. император назначил заседание Совета министров для утверждения законопроекта; буквально через несколько часов Александр II был убит членами организации «Народная воля».

Новый император Александр III 8 марта 1881 года провел заседание Совета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова . На заседании с резкой критикой «конституции» выступили обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и глава Государственного Совета С.Г. Строганов. Вскоре последовала отставка Лорис-Меликова.

В мае 1883 г. Александр III провозгласил курс, названный в исто­рико-материалистической литературе «контр­реформами », а в либерально-истори­ческой - «корректировкой реформ». Он выразился в следующем.

В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказ­чики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 г. было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882-1884 гг. были за­крыты многие издания, упразднена автономия университетов. Начальные школы передавались церковному ведомству - Синоду.

В этих мероприятиях проявилась идея «официальной народности » времен Николая I - лозунг «Православие. Самодержавие. Дух смирения » был созвучен лозунгам ушедшей эпохи. Новые официальные идеологи К.П. Победоно­сцев (обер-прокурор Синода), М.Н. Катков (редактор «Московских ведомостей»), князь В. Мещерский (издатель газеты «Гражданин») опустили в старой формуле «Православие, самодержавие и народ» слово «народ» как «опасное»; они проповедовали смирение его духа перед самодержавием и церковью . На практике новая политика вылилась в попытку укрепления государства путем опоры на традиционно верное престолу дворянское сословие . Административные меры подкреплялись экономической поддержкой помещичьих хозяйств.


Похожая информация.


Разделы: История и обществознание

Класс: 8

Цели урока:

  1. Изучить основные положения судебной, военной реформ и реформы в области просвещения 60-70-х гг. XIX в., сформировать представление об их значении в истории России.
  2. Закрепить навыки работы с текстом учебника, обобщения исторических фактов, умение делать выводы, решать проблемную ситуация и аргументировать свою точку зрения. Формировать умение работать с текстом исторических источников.
  3. Способствовать формированию чувства гордости историческим прошлым своей страны.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  1. Данилова А.А. История России, XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2009
  2. Презентация “Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в.” (Приложение 1)
  3. Документы:
    Положение о начальных народных училищах (1864 г.).
    Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения (1864 г.).
    Основные положения Университетского устава 1863 г. (Приложение 2)

План-конспект урока.

I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель: сегодня на уроке мы завершаем изучение реформ Александра II. Наша задача познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в области просвещения и оценить историческое значение всех реформ 60–70-х гг. XIX в. (Слайд 2)

О каких реформах Александра II вы уже знаете, почему он вошел в историю как царь-освободитель?

Ученики: крестьянская (1861 г.), освободившая крестьян от крепостной зависимости, земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы (Слайд 3).

Учитель: Почему эти реформы были необходимы в России второй половины XIX века?

Ученики: отставание России, низкая эффективность крепостного труда, массовые выступления крестьян, Крымская война показала отставание армии.

Учитель: либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. активно изучались и изучаются историками. Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие, а советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (Слайд 4) . Ваша задача – дать в конце урока свою оценку реформам. Поможет вам в этом заполнение таблицы, начало которой вы сделали дома (Слайд 5) :

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)
Судебная (1864 г.)
Военная (1874 г.)
В области просвещения

(1863-1864 гг.)

Проверка домашнего задания: ученики зачитывают значение и недостатки крестьянской, земской, городской реформ; объясняют понятия “гражданское общество” и “правовое государство” (Слайд 6) .

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)

II. Изучение нового материала

Учитель: Продолжим изучение реформ Александра II и заполнение таблицы.

1. Судебная реформа 1864 г. (Работа с текстом учебника: стр.147–148.)

Прочитайте в учебнике о содержании судебной реформы и расскажите о ней по плану (Слайд 7) :

  1. принципы нового суда
  2. мировые суды
  3. общие суды:
    а) окружные суды
    б) судебные палаты
  4. роль Сената
  5. значение реформы
  6. недостатки реформы

Ответ учеников:

  1. принципы нового суда: равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, выборность некоторых судебных органов (Слайд 8) ;
  2. мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи выбирались земскими собраниями и городскими думами из лиц не моложе 25 лет, существовал высокий образовательный и имущественный ценз;
  3. общие суды: а) окружные суды назначались императором, рассматривали уголовные и сложные гражданские дела, первые – с участием 12 присяжных заседателей, которые выносили вердикт;
    б) судебные палаты назначались императором, рассматривали апелляции, рассматривали дела о должностных преступлениях чиновников;
  4. роль Сената: высшая судебная инстанция (Слайд 9) ;
  5. значение реформы: в России создавалась самая передовая судебная система;
  6. и недостатки реформы: сохранение особых судов для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников (Слайд 10) .

Записываем в таблицу значение и недостатки реформы.

2. Военная реформа 1874 г.

Учитель: Крымская война показала отсталость русской армии. Как она комплектовалась? Что такое рекрутская повинность? Был ли у армии запас?

Ученики: русская армия со времен Петра I комплектовалась на основе рекрутской повинности – выставления определенного числа рекрутов от общины. Служба длилась 25 лет, поэтому отслуживший уже не считался военнообязанным и запаса у армии не было.

Учитель: Послушаем сообщение о военной реформе. Ваша задача – назвать основные направления реформы, ее значение (Слайд 11) .

Сообщение ученика о военной реформе.

Учитель: назовите основные направления реформы, направления изменений в армии. Для этого обобщите услышанные вами факты.

А) факты: численность русской армии в 1864 г. – 1 млн. 132 тыс. человек, в 1867 г. – 742 тыс. человек (Слайд 12) .

Ученики называют направление: сокращение численности армии.

Б) факты: создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.), Морской академии (1877 г.) (Слайд 31) .

Ученики: развитие системы военного образования.

В) факты: отмена рекрутских наборов, введение всесословной воинской повинности с 20 лет (Слайд 14) .

Ученики: изменение порядка комплектования армии.

Г) факты: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота (Слайд 15) .

Ученики: перевооружение армии и флота.

Д) факты: по новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания (Слайд 16) .

Ученики : совершенствование боевой подготовки.

Ученики (Слайд 17) . Ответы записываются в таблицу.

3. Реформы в области просвещения (1863–1864 гг.)

Учитель: уже в первой половине сформировались три ступени образования: начальная, средняя, высшая. Реформы затронули каждый из них (Слайд 18) .

Поработаем по рядам с документами, выясним, что изменилось в каждом уровне образования.

1-й ряд. Работает с Положением о начальных народных училищах (1864 г.) (Слайд 19).

Отвечает на вопросы:

1. Какие учебные заведения создавались данным Положением?
2. Что изучалось в народных училищах?
3. Кто принимался в народные училища?
4. Как решался вопрос об оплате за обучение?

2-й ряд. Работает с Уставом гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения (1864 г.) (Слайд 20) .

Отвечает на вопросы:

1. Какие виды гимназий создавал Устав? Чем они различались?
2. Кто и сколько лет мог обучаться в гимназиях?
3. Было ли обучение в гимназиях доступно для всех?

3-й ряд. Работает с Основными положениями Университетского устава 1863 г. (слайд 21).

Отвечает на вопросы:

1. Кто осуществлял управление университетом?
2. Как назначались деканы факультетов и ректор университета?
3. Как формировался Университетский суд? Каковы его функции?
4. Кто мог стать студентом университета?
5. Каковы преимущества университетов?

Учитель: возможность университетов решать многие вопросы самим означала их автономию, т.е. самостоятельность.

Реформы создали условия для развития женского образования: появились женские гимназии, открывались высшие женские курсы (Бестужевские курсы в Петербурге), женщины стали допускаться в университеты как вольнослушатели, т. е. не получали дипломов о высшем образовании.

Ученики отвечают на вопрос учителя о значении и недостатках реформы (Слайд 22) . Ответы заносятся в таблицу и ее заполнение завершается (Слайд 23):

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.) Переломный момент, грань между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки (помещичье землевладение, повинности временнообязанных крестьян); крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки)
Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами.
Городская (1870 г.) Как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством.
Судебная (1864 г.) Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Сохраняла ряд пережитков прошлого (особые суды).
Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Просчеты в системе организации и вооружения войска.
В области просвещения

(1863-1864 гг.)

Расширение и совершенствование образования всех уровней. Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.

III. Заключительный этап урока

Ученики, глядя на обобщающую таблицу, формулируют свои оценки и объясняют их, отмечают значительную роль реформ для России и незавершенность некоторых из них.

Подведение итогов урока.

Запись домашнего задания (Слайд 24) :
подготовиться к самостоятельной работе,
повторить содержание и значение реформ Александра II по п.20, стр. 144–150,
проверить свои знания можно с помощью практикума на сайте: http://fcior.edu.ru/card/9397/velikie-reformy.html