10 июля 1709 полтавское сражение презентация. Презентация по истории "полтавская битва"

Северной войны (1700-1721) между Россией и Швецией - Полтавская битва . Весной 1709 года после неудачной зимней кампании на Украине войско... шведов было подорвано, слава о непобедимости Карла ХII развеяна. Полтавское сражение оказало влияние на дальнейшее развитие русского военного искусства. ...

Полтавская битва. Епифановская Л.И., ...

Дисциплин Чичинадзе Зинаида Семеновна, преподаватель литературы 1 Полтавская виктория «Полтавская битва была не простое сражение, замечательное по огромности... 2-й вопрос: Когда был открыт музей Полтавской битвы ? Сразу после Полтавской битвы русские воины были похоронены в братских могилах: ...

В. С. План: 1.Предыстория сражения 2.Полтавская битва 3.Итоги Полтавской битвы Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между войсками Царства Русского... 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. В результате Полтавской битвы армия короля Карла XII перестала существовать. Сам он...

Полтавы Позиция русских На кануне битвы Приказ Петра 1 Перед Полтавской битвой Войска перед битвой Битва Конец первого этапа Построение русских... основу знаменитого приказа: Образовательный центр «Нива» Полтавская битва Приказ Петра 1 перед Полтавской битвой Воины! Вот пришел час, который решит...

« И грянул бой, Полтавский бой…» (А....

« И грянул бой, Полтавский бой…» (А.С. Пушкин «Полтава») Какой период битвы изображен? Как называются земляные укрепления, изображенные на картине? ... лишний? №1 №3 №2 № 4 Какой орден изображен? Памятники Полтавской битве в Петербурге Памятник Петру I у Михайловского замка. Скульптор – Карл...

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины -

И грянул бой, Полтавский бой!..

Швед, русский - колет, рубит, режет;

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье стон -

И смерть, и ад со всех сторон.


Подписи к слайдам:

Полтавская битва.

И с ними царские дружины Сошлись в дыму среди равнины - И грянул бой, Полтавский бой!.. Швед, русский - колет, рубит, режет; Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье стон - И смерть, и ад со всех сторон. А. С. Пушкин. Полтава.

27 июня (8 июля) 1709 г. в шести верстах от города Полтава в Малороссии (Левобережная Украина) произошло крупнейшее сражение Северной войны между русскими и шведскими войсками, завершившееся разгромом шведской армии Карла XII.

В апреле 1709 г. шведские войска осадили город Полтаву, которую защищал небольшой гарнизон под командованием полковника А. С. Келина. Шведы ежедневно предпринимали нападения на крепость. В случае взятия города создавалась угроза Воронежу - ключевой базе снабжения и формирования русской армии. В конце мая 1709 г. в район Полтавы подошли главные силы русской армии под командованием Петра I . Русская армия, насчитывающая 42 тыс. человек и 72 орудия, расположилась в созданном ею укреплённом лагере в 5 км севернее Полтавы. Учитывая опыт битвы при Лесной, русская армия избрала небольшое пересечённое пространство, окружённое лесом, чтобы затруднить маневры противника. Командование первой дивизией Пётр взял на себя, а прочие дивизии распределил между генералами. Кавалерия была поручена А. Д. Меншикову, командование артиллерией было возложено на Брюса.

В битве со шведской стороны участвовало около 20 тыс. человек и 4 орудия (28 орудий остались в обозе без боеприпасов). Остальные войска (до 10 тыс. человек), в том числе выступавшие на стороне Швеции запорожцы и украинские казаки, руководимые гетманом И. С. Мазепой, находились в резерве. Шведской армией, из-за ранения Карла XII, командовал фельдмаршал Реншильд. Пехотой и конницей командовали генералы Левенгаупт и Крейц.

В два часа ночи 27 июня (8 июля) шведская пехота четырьмя колоннами двинулась на русские редуты, за ней следовали шесть конных колонн. После упорного двухчасового боя шведам удалось овладеть только двумя передовыми редутами. Реншильд, стремясь обойти русские редуты слева, произвёл перегруппировку войск. При этом шесть правофланговых батальонов и несколько эскадронов генералов Шлиппенбаха и Росса оторвались от главных сил шведов, отошли в лес севернее Полтавы, где были разгромлены кавалерией Меншикова. Прорвавшись через редуты, основная часть шведов попала под сильный артиллерийский и ружейный огонь из русского лагеря, и в беспорядке отошла в Будищенский лес.

В девять часов начался рукопашный бой. Под натиском превосходящих сил шведы начали отступление, которое вскоре превратилось в беспорядочное бегство. В погоню за отступающими был отправлен отряд А. Д. Меншикова, который на следующий день настиг неприятеля у Переволочны на Днепре и вынудил остатки шведской армии (16 тыс.) под командованием А. Д. Левенгаупта капитулировать. Шведский король Карл XII и украинский гетман Мазепа с небольшим отрядом бежали на территорию Османской империи. В ходе Полтавского сражения шведы потеряли свыше 9 тыс. убитыми и свыше 18 тыс. пленными, потери же русских были значительно меньше - 1 тыс. 345 человек убитых и 3 тыс. 290 раненых.

Русские первыми в военной науке той эпохи применили полевые земляные укрепления, а также быстро перемещающуюся конную артиллерию. Решительная победа русской армии в Полтавской битве привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как главной военной силы в Европе. К России отошли старинные русские земли, и она прочно укрепилась на берегах Балтийского моря.

День воинской славы России - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год) отмечается 10 июля в соответствии с Федеральным законом РФ от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России».


Слайд 2

Полтавское сражение

Полта́вскаяби́тва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года (28 июня по шведскому календарю) в 6 верстах от города Полтава на Украине (Левобережье Днепра). Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе.

Слайд 3

Предыстория

После поражения русской армии при Нарве в 1700 году Карл XII возобновил военные действия против саксонского курфюрста и польского короля Августа II, нанося ему одно поражение за другим. Освоение Петром I в устье Невы нового города-крепости Санкт-Петербург (1703) и успехи русских в Курляндии (1705) побудили Карла XII принять решение после разгрома Августа II вернуться к действиям против России и захватить Москву.

Слайд 4

Пётр I понимал неизбежность наступления шведов в глубь России. 1708 год прошел в столкновениях шведской и русской армий на территории Великого княжества Литовского (сражения при Головчине, при Добром, Раёвке и Лесной). Шведы в полной мере ощутили «оголожение» в провианте и фураже, в чём немало способствовало белорусское крестьянство, которое прятало хлеб, корм для лошадей, убивало фуражиров.

Слайд 5

План Карла XII на битву

На военном совете шведского командования было решено атаковать русскую армию. План включал два этапа и строился он на внезапности атаки и на убеждении, что русская армия, также как и в битве при Головчине, будет пассивна в наступлении и в основном будет обороняться. Шведская пехота ранним утром под прикрытием темноты неожиданно для противника начинает атаку и прорывается в тыл русских в пространстве между их редутами.. Затем следует удар шведской кавалерии по русской коннице, сосредоточенной за редутами. На втором этапе атаки шведы штурмуют русский опорный пункт и одновременно с этим их кавалерия охватывает его с севера, тем самым, обрезая пути отступления русским войскам, что в конце концов должно было привести к их полному разгрому. Этот план короля не был сообщён даже ближайшим лицам из главного штаба армии. Не все командиры уяснили его смысл: часть из них полагала, что речь идет о штурме редутов, другая - о проходе линии укреплений противника насквозь.

Слайд 6

СИЛЫ СТОРОН: Шведская армия

Карл XII располагал до 37 тыс. солдат (в том числе несколько тысяч реестровых и низовых запорожских казаков). Оставив против Полтавы 2 полка с небольшим отрядом кавалерии и отрядив 4 поста кавалерии (2 тыс.), у Карла XII осталось 26 батальонов пехоты, 22 полка кавалерии; всего 25 тыс. человек. Непосредственно в Полтавском сражении принимало участие около 8000 пехоты (18 батальонов), 7800 кавалерии (14 полков кавалерии и корпус драбантов = 109 эскадронов) и около тысячи нерегулярной кавалерии

Слайд 7

Силы сторон: Русская армия

Русская армия насчитывала, по разным данным, от 60 до 80 тыс. солдат. Непосредственно в Полтавском сражении участвовали 25 тысяч пехоты, часть из которых, даже присутствуя на поле, не принимали участие в сражении. Русская кавалерия насчитывала около 21 тысяч человек. Кроме того, с русской стороны в бою участвовал небольшой отряд калмыков (единственные нерегулярные соединения, использованные Петром I непосредственно в сражении).

Слайд 8

Силы сторон: Артиллерия

Карл XII располагал 41 орудием (30 пушек, 2 гаубицы, 8 мортир и 1 дробовик), однако в сражении с шведской стороны участвовали только 4 орудия. Полагают, что шведы растратили все заряды при осаде Полтавы и остались без зарядов и пороха. Энглундпишет, что на вооружении артиллерийского полка под началом полковника Рудольфа фон Бюнова имелось 28 орудий: 16 3-фунтовых, 5 6-фунтовых, 2 16-фунтовые гаубицы и 5 6-фунтовых мортир. Однако план короля, предусматривающий скрытный подход и неожиданную атаку русского лагеря, исключал использование тяжёлой артиллерии, именно поэтому шведская артиллерия практически не использовалась в битве. Напротив, Пётр I уделял огромное внимание артиллерии. В итоге в Полтавской битве превосходство русских в материальной части стало подавляющим. Энглунд описывает участие в бою 102 русских орудий; согласно исследованию П. А. Кротова, орудий в битве было 302. Часть русских орудий находилась в распоряжении воинских частей; артиллерийский полк (32 орудия) был рассредоточен между полками. Всей русской артиллерией командовал генерал-поручик Я. В. Брюс.

Слайд 9

Решающий бой

В решающей стадии битвы численность русской кавалерии составила 7709 «нижних чинов» на правом фланге и 4459 на левом (итого 12,168 человек). Фельдмаршал К. Г. Реншильд не поверил, что русские выстроились для боя, и лично выехал чтобы удостовериться. Однако факт оставался фактом: русские изменили своей «пассивной тактике. Не дождавшись подхода отряда Рооса, шведская пехота (10 батальонов пехоты; около 4000 человек) под началом генерала А. Л. Левенгаупта выстроились в одну линию. Русские стояли так плотно, что разрывы между батальонами составляли около 10 м, причём в эти промежутки выкатывали выдвинутые в боевые порядки орудия. Стараясь построить собственную линию не меньше линии противника, шведы сделали разрывы между батальонами около 50 м. И всё равно русская линия (около 2 км) превосходила по длине шведскую (1,4-1,5 км). Однако шведское командование не смущало численное превосходство русских: оно делало упор на стремительную атаку каролинов, которая должна была опрокинуть армию противника и обратить в бегство. Кроме того, разница в широте линии могла компенсироваться преимуществом шведов в кавалерии. В 9 часов утра линия шведской пехоты атаковала русскую пехоту. Шведы были встречены сначала артиллерийским огнём, затем противники обменялись ружейным огнём, после чего начали рукопашную схватку.

Слайд 10

Пока правый фланг шведской пехоты прорывал фронт русской армии, её левый фланг даже не вступил в соприкосновение с русскими. Напротив, русская пехота правого фланга генерал-лейтенанта М. М. Голицына атаковала шведскую пехоту и обратила её в бегство. Кавалерия шведского левого фланга не успела поддержать собственную пехоту и вскоре сама была обращена в бегство, при этом командир Нюландского кавалерийского полка полковник Андерс Торстенссон погиб, а генерал-майор Х. Ю. Гамильтон попал в плен. Бегство пехоты шведского левого фланга обнажило центр боевых порядков. Русская пехота усилила напор на противника, а таявшая тонкая линия шведов сломалась, разрывы между батальонами достигли 100-150 м. Фланги русской армии охватили боевой порядок шведов. Шведы уже устали от напряжённого боя. Оба стоявших в центре батальона Уппландского полка были окружены и полностью уничтожены (из 700 человек к своим вышли только 14). Под натиском русских сил потерявшие строй шведы начали беспорядочное отступление, превратившееся к 11 часам в настоящее бегство.

Слайд 11

Итоги

В результате Полтавской битвы армия короля Карла XII была настолько обескровлена, что уже не могла вести активных наступательных действий. Военное могущество Швеции было подорвано, и в Северной войне произошёл перелом в пользу России. На встрече с саксонским курфюрстом Августом II в Торуни был вновь заключен военный союз Саксонии с Россией. Датский король также вновь выступил против Швеции, причём теперь, благодаря приобретенному авторитету, России это не стоило ни денежных субсидий, ни посылки воинского контингента.

Слайд 12

На поле битвы остались 22 представителя рода Врангелей. 8 июля всех пленных шведов опрашивали на предмет поступления на службу царю. В русской армии сформировали два пехотных полка из шведских военнопленных. Из 23 тысяч шведских военнопленных, взятых под Полтавой, лишь около 4000 снова увидели родину. В некоторых полках, которые начали военную кампанию с тысячным составом, возвратились домой около десятка человек. Ещё в 1729 году, через восемь лет после окончания войны и через двадцать лет после Полтавы, в Швецию продолжали приезжать бывшие пленные. Едва ли не самым последним среди них стал гвардеец ХансАппельман: он вернулся в 1745 году, после 36 лет плена.

Слайд 13

КОНЕЦ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Посмотреть все слайды

Цель урока: показать нарастание мощи российской армии и постепенную подготовку перелома в Северной войне 1700-1721 гг.

Задачи урока:

  1. Проследить ход событий переломного этапа Северной войны.
  2. Содействовать воспитанию уважения к истории России.
  3. Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.

Оборудование урока: компьютер и проектор.

План урока:

I. Организационный момент (2 мин).
II. Повторение (7 мин).
III. Введение в тему (3 мин).
IV. Изучение новой темы (16 мин).

План изучения нового материала:

  1. Полтавское сражение.
  2. Последствия Полтавской битвы.
  3. Прутский поход.

V. Закрепление (7 мин).
VI. Итог урока. Рефлексия (3 мин).
VII. Домашнее задание (2 мин).

Основные понятия : генеральное сражение, редут, янычары.

Важнейшие даты: 1704 г. - взятие Нарвы и Дерпта; 1706 г. - наступление Карла XII в Белоруссии; сентябрь 1708 г. - битва у д. Лесной; 27 июня 1709 г. - Полтавское сражение; 1711 г. - Прутский поход.

Ход урока

Урок проводится с применением компьютерной презентации. (Приложение 1)

Слайд 1 показывает учащимся на только тему урока, но и место в общей теме.

Слайд 3. Учитель сообщает эпиграф к уроку.

«К оружию следует прибегать в последнюю очередь, когда другие средства окажутся недостаточными». (Макиавелли )

«Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, а с других слёзы». (Теккерей )

Слайд 4.

Учитель сообщает цель и проблему урока.

Цель: Узнать о нарастании мощи российской армии и постепенную подготовку перелома в войне.

Проблема: Война между Россией и Швецией называется Северной. Почему главное сухопутное сражение произошло на юге страны?

Слайд 5. Схема «Северная война 1700-1721 гг.»

Учитель предлагает повторить основные вопросы предыдущего урока.

Ученики отвечают на вопросы:

  1. Каковы причины Северной войны?
  2. Какие были цели войны?
  3. Какие страны входили в «Северный союз» против Швеции?

На слайде по щелчку после каждого ответа учащихся поэтапно появляется схема.

Слайд 6. Проверка знаний.

Учащиеся в контрольных тетрадях выполняют тест, предлагаемый на слайде (например, сидящие на 1 варианте - нечетные вопросы; на 2 варианте - четные вопросы), затем могут поменяться тетрадями для проверки.

Проверка проводится на слайде: по щелчку поэтапно появляются ответы.

Задание 1. Соотнесите даты и события:

Ответ: 1-1700, 2-1700; 3-1701; 4-1702; 5-1703; 6-1703.

Задание 2. О каких событиях Петр I говорил:

- «Небываемое бывает» (Сражение русских лодок со шведскими кораблями в устье Невы в 1703 г.).
- «Мы можем, наконец, бить шведов!» (Войско Б. Шереметьева разгромило шведский корпус при местечке Эрестфер 1701 г.)

Слайд 7. План изучения новой темы.

  1. Ход военных действий в 1704-1709 гг. Сражение у д. Лесной.
  2. Полтавское сражение.
  3. Последствия Полтавской битвы.
  4. Прутский поход.

Слайд 8. Работа с картой.

Учитель показывает ход событий на начальном этапе Северной войны. Рассказывает о действиях Карла XII в Речи Посполитой. Описывает военные действия на территории Белоруссии, отмечая народное сопротивление захватчикам.

Учитель напоминает, что учащиеся должны продолжить заполнение в тетрадях таблицу о ходе войны.

Слайд 9. Работа с картой .

Учитель рассказывает о сражении у деревни Лесной. В чем заключаются итоги битвы и в чем ее значение ("матерь Полтавской баталии"). Изменение в планах Карла XII - предательство гетмана Мазепы позволило шведам повернуть на Украину в поисках опорной базы. Необходимо подчеркнуть, что украинский народ не поддержал изменника и оказал серьезное сопротивление шведам. Показывает на карте Полтаву.

Слайд 10.

Учитель рассказывает, почему под Полтавой воюющие стороны решили дать генеральное сражение? Поясняет всю важность именно генерального сражения. Оно опасно тем, что в итоге можно потерять все. Полтавская битва была первым генеральным сражением, данным русскими войсками после поражения под Нарвой.

Учитель рассказывает о плане боевых действий русского командования. На слайде 10 показывает схему укреплений, позиции сторон.

  • Русское командование основательно подготовилось к встрече с неприятелем. На подступах к русскому лагерю возвели 6 четырехугольных редутов (насыпных земляных укреплений) перпендикулярно этой линии – ещё 4 редута. Это новшество явилось неожиданностью для шведов. Военная наука и практика такого еще не знали.
  • Новым словом военного дела было также наличие у русских легко перемещающейся полевой артиллерии.

В чем заключалась выгодность русских позиций? Выясните соотношение сил. Объясняет, почему шведы атаковали линию русских редутов "в лоб", подчеркните, что русская армия имела превосходство в артиллерии.

Слайд 11.

Учитель подчеркивает, что огромную роль в битве сыграл высокий моральный дух русской армии. Описывает ход сражения, рассказывает, что Петр лично водил солдат в атаку. Отступление шведов, перешедшее в бегство.

Слайд 12.

Учитель отмечает, что под Полтавой русская армия показала прекрасную выучку и героизм, а Петр и его военачальники продемонстрировали выдающиеся полководческие способности (использование редутов и конной артиллерии). Пленение остатков шведской армии на Днепре. Бегство и трагическая судьба Карла XII.

Слайд 13. Учащиеся по данным слайда сравнивают потери.

  1. На полтавском поле полегло 1345 русских воинов. Их похоронили в кургане, на вершину которого Пётр водрузил деревянный крест с надписью: «Воины благочестивые, за благочестие кровью венчавшиеся».
  2. Армия Карла XII потеряла убитыми 9 тыс. человек, около 3 тыс. было взято в плен, в том числе большинство генералов.

Слайд 14. Учитель отмечает, что под Полтавой русская армия показала прекрасную выучку и героизм, а Петр и его военачальники продемонстрировали выдающиеся полководческие способности.

По щелчку на картинке 14 слайда воспроизводится фрагмент фильма. (Приложение 3 )

Слайд 15 . Последствия Полтавского сражения: подъем международного авторитета России, коренной перелом в ходе Северной войны.

Слайд 16. Рассказ диктора «Прутский поход». (Приложение 4)

По щелчку на картинке воспроизводится рассказ диктора со сменой картинок. При этом справа поэтапно появляется информация в соответствии с рассказом диктора.

  • 1710-1711 гг. – русско-турецкая война.
  • Турция, подстрекаемая Швецией и Англией объявила войну России и двинула к Днестру 120 тыс. армию визиря Баталджи Мехмеда, в составе которой было еще 50 тыс. крымских татар.
  • Действия русской армии в Молдавии не получили должной поддержку у порабощенных турками славян.
  • 9 июля 1711 г. 44 тыс. русские войска были окружены возле реки Прут 130 тыс. турецкой армией.
  • Для спасения армии вице-канцлер России П. Шафиров подписал 12 июля 1711 г. Прутский мирный договор.

Учитель показывает на карте движение русских войск, лагерь на р. Прут. Для этого по гиперссылке на значке «карта» открывает слайд 8 , далее по гиперссылке «возврат» открывает слайд 16 .

Слайд 17. Прутский поход.

Учитель описывает тяжелое положение российской армии, которое вынудило Петра пойти на переговоры. Прутский мир и его условия. Особо необходимо подчеркнуть, что поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу. Почему армия Петра попала в ловушку? Подведите итог: в результате этого поражения черноморское (крымско-турецкое) направление политики Петра I в целом было неудачным.

Дополнительный материал: по гиперссылке «информация» можно раскрыть текст о том, как Екатерина I Петра I из плена. (Приложение 2 )

Слайд 18. Закрепление материала.

С помощью слайда 18 проверяется заполнение учащимися таблицы в тетради «1 этап Северной войны 1700-1709 гг.»

Основные события

Результаты и значения

1700 – Битва под Нарвой

1. Полное поражение русских войск и потеря всей артиллерии.
2. Направление основных сил Швеции против Польши.

1704 – взятие русской армией Дерпта и Нарвы

1. Поднятие боевого духа русской армии.
2. Закрепление позиций России на Северо-Западе.

1706 – Отречение польского короля Августа II от престола

Потеря Россией союзников и усиление позиций Швеции (шведский ставленник на польском троне).

1708 – Битва при Лесной

Разгром шведского корпуса (с обозом) Левенгаупта, лишение Карла XII дополнительных сил.

1709 – Полтавская битва

1. Разгром шведской сухопутной армии.
2. Снятие опасности шведского завоевания.
3. Резкое изменение хода войны в Прибалтике.
4. Восстановление «Северного Союза».
5. Повышение международного статуса России.

Слайд 19. Закрепление материала.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Назовите дату Полтавского сражения.
  2. Армии каких стран принимали участие в этом сражении?
  3. Кто возглавлял эти армии?
  4. Каковы последствия Полтавской битвы для международного положения России, для хода Северной войны?

После каждого ответа по щелчку на 19 слайде будет поэтапно раскрывать пакет с «секретным заданием» Герб какого города открылся перед вами? (Полтавы)

Слайд 20.

Итоги урока. Рефлексия

Учащиеся рассказывают о выполнении ими цели и проблемы урока. Для напоминания можно перейти по гиперссылке «домой» - «цель». Далее по гиперссылке «возврат» или «смайлик» вернуться на 20 слайд.

Слайд 21. Домашнее задание.

§14 вопросы 3,4,7 на стр. 122.

Задания 1, 4 Рабочей Тетради.

Творческое задание: написать письмо от имени участника Полтавского сражения.

Узнать из дополнительных материалов, что сейчас находится на месте бывшего Полтавского сражения?

Слайд 22. Библиография.

Литература

  1. Учебник А.А. Преображенского «История Отечества 7 класс».
  2. Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII века. 7 класс. М.: «ВАКО», 2004.
  3. История России в таблицах и схемах. Серия «Школа в клеточку». – М.: «Лист». 2001. – 208 с.
  4. CD-ROM НОУ СГИ, ООО Статпро, 1997, 2001 «История Отечества. Мультимедийный курс».
… клянусь честью, что ни за что на свете я не
хотел бы переменить Отечество или иметь
другую историю, кроме истории наших
предков, такой, какой нам Бог её дал.
А.С. Пушкин
10 июля – День победы русской
армии под командованием Петра I
над шведами в Полтавском сражении
(1709).

Цели:
повторение и закрепление знаний учащихся
о Полтавском сражении, расширение
кругозора;
формирование чувства гордости и уважения
к историческому прошлому Родины;
привитие интереса к предметам истории и
литературы.

I этап Полтавской битвы
Северная война 1700-1721 гг.
27 июня 1709 г.
Карл XII (30-35 тыс. чел. + 4
орудия (28 остались в обозе
из-за отсутствия
боеприпасов))
Пётр I (42 тыс. чел.
+ 72 орудия)
Атака шведов в 3 часа ночи
Шведами захвачено 2 редута
Батальоны генерала Росса
(1,5 тыс. чел) разгромлены
Разведывательный отряд
Шлиппенбаха попал в плен
Сквозь редуты пробились
чуть более 4 тыс. пехотинцев
и 52 эскадрона конницы

В 1828 году Пушкин написал поэму
«Полтава». Первая мысль о ее создании
возникла у него при чтении «Войнаровского»
Рылеева. Желание изобразить любовную
историю старого гетмана Мазепы сподвигло
Пушкина на написание этой поэмы.
Андрей Войнаровский
был украинским казаком,
племянником Мазепы и
участником его заговора.
После войны бежал в
Германию. В 1718 г.
выдан российскому
правительству и сослан в
Якутск, где умер через 2
года. Ему посвящена
поэма Рылеева
«Войнаровский»

Пётр I Великий
(Романов Пётр Алексеевич)
(1672 – 1725)
Русский царь с 1682 г., первый Российский
император (1721).
Выдающийся государственный и военный
деятель России, политик и дипломат.
Осуществил ряд важнейших преобразований:
организация мануфактур, корабельных верфей,
оружейных и горных заводов; развитие торговли,
создание
Сената,
коллегий,
создание
регулярных Армии и Флота; строительство
городов, крепостей; открытие учебных заведений
и многое другое.
Заложил основы русской школы военного
искусства, расширил и укрепил государство.
Является автором и редактором первых уставов,
ряда военно-исторических и научных трудов.
Проявил военные способности во время
Северной войны (1700 - 1721), успешно
руководил войсками при взятии Нотебурга (1702),
в сражениях при Лесной (1708) и под Полтавой
(1709). Результативно провел Персидский поход
(1722-1723).
Решительно подавлял попытки реакции
препятствовать реформам.

II этап Полтавской битвы
Атака шведов (22 тыс. чел.)
началась в 9 часов утра
Сближение сторон - 9 мин.
Русская артиллерия произвела
1471 выстрел
Рукопашная схватка длилась около
30 мин.
Бегство шведов
Бегство Карла XII
Битва завершилась к 11 утра
страшным разгромом шведов:
9234 чел. убитыми и
2874 пленными
Потери русских: 1345 чел.
убитыми и 3290 раненными

Иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Полтава».
Художник Ю. Иванов

«Полтавская битва 1709 г.».
Гравюра П. Пикара

Император Пётр I. XVIII в.
Неизвестный художник.

Мозаика М.В. Ломоносова
«Полтавская баталия». XVIII в.

Фрагмент гравюры Ф. Симона «Полтавское сражение».
XIX век. Государственный исторический музей. Москва.

Пётр I пьёт за здоровье шведов, побеждённых им в Полтавской
битве 1709 г. Художник К.В. Лебедев


Художник Ю. Иванов

Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Полтава».
Художник Ю. Иванов

Пётр Великий в Полтавской битве.
Художник И.Г. Тоннауер

Церковь, построенная по приказу Петра I в
память о славном для России дне и в знак своей
благодарности к Богу.

Полтава. Колонна славы.
Белая беседка на
Ивановой горе.
Построена на месте
основного бастиона
Полтавской крепости.

РУССКАЯ АРМИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА I:
фузилёр лейб-гвардии
Семёновского полка
Офицер
гренадер лейб-гвардии Преображенского полка

Создавая армию, Пётр I
ввёл подготовку
офицеров в
Семёновском и
Преображенском
полках, в которых
дворяне проходили
службу рядовыми, после
чего назначались
офицерами в полевые
полки. Фузилёр
Преображенского полка
имел в распоряжении
фузию (ружьё) и шпагу.
У преображенцев
кафтан был зелёным.

Кавалерийский штандарт. Знамя
первой роты считалось полковым
и имело белый цвет. Цвет
остальных выбирал полковник.
Срок службы знамён был пять лет,
и их потеря считалась позорной.
Обмундирование солдат Армии Петра I отвечало европейским образцам.
Цвет мундиров соответствовал расцветке знамён.

Бомбардир
Канонир - артиллерист

Кавалергард –
конный
гвардеец.
Конный
гренадер.
Русский драгун на
вооружении имел
пистолеты и ружьё,
притороченное к
седлу.

Русский артиллерист
Офицер гренадёрской роты
Преображенского полка в зелёном
кафтане с красными обшлагами.

Мушкеты
«Шведское перо»
(комбинация опорной
вилки с холодным
колюще-режущим
оружием)
Русская ручная мортира
Русская фузея

Словарь исторических слов
(гренадёр, фузилёр, бомбардир, канонир, драгун, кавалергард)
гренадёр – воин отборных пехотных частей, вооружённый
гранатами для метания;
фузилёр – мушкетёр, вооружённый фузеёй – военным
ружьём;
бомбардир – звание артиллериста, соответствующее чину
ефрейтора;
канонир – рядовой артиллерии;
драгун – воин-кавалерист, который вёл бой как в конном, так
и в пешем строю;
кавалергард – военнослужащий особой кавалерийской
гвардейской части русской армии. Исполнял обязанности
телохранителя и почётной императорской стражи.

Кроссворд
«Полтавская битва»
1.
Конный гвардеец.
2.

полки нанесли сокрушительный
удар шведской армии.
3.
Артиллерист.
4.
Война 1700-1721 гг.
5.
Знамя.
6.
Командовал шведами.
7.
Огнестрельное оружие.
8.
Командовал русскими.
9.
Конный пехотинец.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
к
а
в
а
л
е
р
г
а
р
д

на стороне шведов.
11. Солдат отборных частей и
соединений пехоты.

Кроссворд
«Полтавская битва»
1.
Конный гвардеец.
2.
Река, на берегу которой русские
полки нанесли сокрушительный
удар шведской армии.
3.
Артиллерист.
4.
Война 1700-1721 гг.
5.
Знамя.
6.
Командовал шведами.
7.
Огнестрельное оружие.
8.
Командовал русскими.
9.
Конный пехотинец.
1
2
7
В о р с
3 к
4 С е
5 ш т
6 К а р
м у ш к
8 П ё т
9 д р а
10 М
11 г
12 р е
к
а
в
а
л
е
р
г
а
р
д
л
н
е
н
а
о н и р
р н а я
д а р т
т
у
з
е
у
н
е п а
н а д ё р
т
10. Украинский гетман, воевавший
на стороне шведов.
11. Солдат отборных частей и
соединений пехоты.
12. Оборонительное укрепление.

Дни воинской славы российской
Всегда отмечает народ.
В почёте всегда был защитник,
В почёте всегда патриот!
Дни славных побед, что сыграли
Огромную роль для страны,
Там память потомков снискали
Великой России сыны.
Дань подвигу, доблести, славе,
Чтоб каждый из нас мог отдать,
Ты предков дела наших славных
Обязан чтить, помнить и знать.

Оценка впечатлений учащихся о
проведённом уроке
«Я удовлетворён уроком, он был полезен для меня.
Я хорошо работал на уроке, получил заслуженную
оценку, понимал всё, о чём говорилось и что
происходило на уроке».
«Урок был интересным, и я принимал в нём
активное участие. Урок был в определённой
степени полезен для меня. Я отвечал с места,
сумел выполнить ряд заданий».
«Пользы от урока я получил мало, не очень
понимал, о чём идёт речь. Мне это не очень
нужно».