Скачать презентацию по химии кислород. Презентация по химии на тему "кислород"
Кислород
путешествие
Лавуазье Антуан Лоран
Французский химик. Один из основоположников классической химии. Ввел в химию строгие количественные методы исследования. Положил начало опровержению теории флогистона. Получил кислород. Доказал сложный состав атмосферного воздуха, содержащего кислород и «удушливый воздух» (азот). Доказал сложный состав воды, установив, что она состоит из кислорода и водорода.
«Кислород – это вещество, вокруг которого вращается вся земная химия».
(Я.Берцелиус)
« Живые организмы пьют воздух для того,
чтобы напитаться кислородом».
(Д. И. Менделеев)
« Первая обязанность того, кто хочет стать здоровым - очистить вокруг себя воздух».
(Р.Ролан)
Что вы знаете о кислороде?
И что вы хотите узнать о нем?
Цель урока:
Какие ученые
работали
с кислородом?
Кислород
А что такое
катализатор?
История открытия
Способы получения
кислорода
Нахождение
в природе
Цель урока:
- узнать значение кислорода
- узнать историю открытия кислорода
- узнать физические свойства кислорода
- научиться давать характеристику
кислороду как химическому элементу и
как простому веществу
- узнать о нахождении в природе
- узнать о получении кислорода.
«Историко-информационная»
- Он повсюду и везде: В земле, в воздухе, в воде. Он и в утренней росе, И в небес голубизне.
Общая характеристика
Химический знак - О
Порядковый номер - 8
Химическая формула - О 2
Молярная масса M (O 2) = 32г/моль
Валентность - II
Группа - 6 А
Период - 2
- Кислород – восьмой по счету, Если вес за меру взять. Если ж мера – место в жизни, Номер надо поменять.
- Газ без цвета, вкуса, запаха.
- Тяжелее воздуха: 1 литр при н. у. весит 1,43 г, а 1 л воздуха – 1,29 г.
- Плохо растворим в воде (рыбы дышат кислородом, растворенном в воде, в 100 л воды растворяется 5 л кислорода при температуре 0 градусов).
- t кипения = – 182,9 градусов.
- t плавления = – 218,8 градусов.
- 2 HgO = 2 Hg + O 2
- 2 H 2 O 2 = 2 H 2 O + O 2 (кат. MnO 2)
- 2 KClO 3 = 2 KCl + 3 O 2 (кат. MnO 2)
- 2 H 2 O = 2 H 2 + O 2
- 2 KNO 3 = 2 KNO 2 + O 2
2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2
Катализаторы – это вещества,
которые ускоряют химические реакции, но сами при этом
не расходуются.
- Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных верблюдов. Перед смертью он объявил сыновьям свою последнюю волю: «Мой старший сын, опора семьи, должен получить половину стада верблюдов, среднему я оставляю треть, а младшему – девятую часть стада». Сказал так и умер…
- Братья, похоронив отца, стали делить наследство. Но 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9.
- Помог им мудрец, подарив братьям своего верблюда. У них оказалось 18 животных.
- 18: 2 = 9,
- 18: 3 = 6,
- 18: 9 = 2.
- 9+6+2 = 17!
- Верблюд, подаренный ученым, сыграл роль катализатора.
Получение кислорода в промышленности
- Температура кипения азота -196ºС
- Температура кипения кислорода -183ºС
- Воздух
- Охлаждение до
- Жидкий кислород и газообразный азот
- Каким способом можно разделить смесь кислорода и азота?
Кислород
1 вариант.
- Химический знак кислорода: а) Н б) О в) К
- Относительная молекулярная масса кислорода равна: а) 16 б) 32 в) 48
- а) легче воздуха; б) плохо растворим в воде;
в) не поддерживает горение.
4. Название «Оxygenium» предложил:
5. Какие вещества образует химический элемент кислород? а) только простые вещества;
б) простые и сложные вещества;
в) только сложные вещества.
Ответы: 1 вариант – б, б, б, б, б.
Кислород
2 вариант.
- Формула молекулы кислорода: а) О 2 б) О в) О 3
- Относительная атомная масса кислорода равна: а) 16 б) 32 в) 48
- Кислород обладает следующими свойствами: а) тяжелее воздуха; б) хорошо растворим в воде; в) не поддерживает дыхание.
- Кислород в воде: а) малорастворим; б) хорошо растворим;
в) вообще не растворяется.
5. В 1774 году один учёный после проведённого эксперимента
написал: «Но что поразило меня больше всего – это то, что
свеча горела в этом воздухе удивительно блестящим
пламенем…» Это был: а) Пристли б) Лавуазье в) Шееле.
Ответы: 2 вариант – а, а, а, а, а.
- Ежегодно в результате фотосинтеза в атмосферу Земли поступает 3000 млрд. тонн кислорода.
- Основные поставщики кислорода – тропические леса и фитопланктон океана.
- Человек в сутки вдыхает примерно 750 литров кислорода.
- Полное прохождение атмосферного кислорода через систему биологического круговорота составляет 2000 лет!
Домашнее задание
§18, 19, 20 (физические свойства),
упр.1 - 3 (стр. 59).
- Напишите сказку о приключениях кислорода или сочинение "Чтобы я сделал для сохранения чистого воздуха на планете Земля?"
Урок №2
Кислород
путешествие
в «Мир удивительного вещества».
- «Опытно-экспериментальная».
Химические свойства кислорода.
I. Взаимодействие с неметаллами:
- М.В.Ломоносов определил, что кислород окисляет вещества, т.е. вступает в реакции окисления.
сера горит в кислороде.
II. Взаимодействие с металлами.
Горение железа в кислороде.
Горение кальция в кислороде.
3Fе + 2О 2 = Fе 3 О 4
2Ca + O 2 = 2CaO
- Что такое горение?
- Что общего выделялось в результате реакций горения?
- Что образуется в результате всех реакций?
- Оксиды.
Оксиды бывают разные Твердые, жидкие, газообразные. По-разному называются И свойствами отличаются. Но в одном они едины Их вместе называют - оксиды.
SO 2
Na 2 O
N 2 O 5
Fe 2 O 3
«Третий лишний».
Определите лишнее вещество. Ответ мотивируйте.
- СаО, СН 4 , N 2 О
- SiО 2 , О 2 , Н 2 О
- КОН, РвО, СО
- Al 2 О 3 , ZnО, HCl
«Найди соответствие».
- Найдите соответствие между формулой оксида и его названием. В своих тетрадях запишите к цифре соответствующую букву.
- 1) SО 3 а. оксид азота (IV)
- 2) ZnО b. оксид натрия
- 3) NО 2 с. оксид серы (VI)
- 4) SО 2 d. оксид цинка
- 5) Nа 2 О е. оксид серы (IV)
Правильно ли ты сделал?
- 1) SО 3 с. оксид серы (VI)
- 2) ZnО d. оксид цинка
- 3) NО 2 а. оксид азота (IV)
- 4) SО 2 е. оксид серы (IV) 5) Nа 2 О b. оксид натрия
Домашнее задание
§ 20 - 21, № 4 - 12, зад. № 1 - 3 (стр. 60);
подготовиться к практической
работе № 3, стр. 70.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Презентация "Кислород" может быть использована учителем химии в учебном процессе в качестве учебного электронного тематического пособия:
- на уроках химии при объяснении нового и закреплении пройденного материала по теме "Химия простых веществ. Кислород";
- во внеклассной работе - на факультативных занятиях и кружках;
- при индивидуальных занятиях с учащимися;
- при подготовке учащихся к практическим работам по получению, собиранию и обнаружению газообразных веществ.
Так, например, объяснение нового материала на уроке "Кислород" можно провести на основе беседы с учащимися. Учитель может построить ее на повторяющемся вопросе - что вам известно о:? И далее следует вопрос или вопросы, которые представлены в "Приложении" презентации. Учитель может перефразировать вопросы, изменить их последовательность, сократить их общий объем. Ответы учащихся учитель дополняет своим рассказом и показом соответствующих слайдов. Объяснение нового материала можно провести и по другой схеме: показ слайда (слайдов), затем рассказ учителя с элементами беседы; либо - сначала рассказ учителя, затем показ слайда (слайдов) и беседа с учащимися (если она уместна).
Учитель может приостановить презентацию для показа демонстрационных опытов, либо видеоопытов, а затем возобновить работу с ней.
Для большей заинтересованности учащихся в получении знаний по теме и активизации их на уроке учитель предлагает им выполнить заранее домашнее задание творческого характера. Задание в виде вопросов предлагается всему классу, либо оно распределяется по группам класса. Учащиеся должны подготовить ответы на вопросы. Вопросы, например, такие:
1. Кто и как открыл кислород? В какое историческое время это было?
2. Что надо понимать под круговоротом элементов в природе? Как осуществляется круговорот кислорода в природе?
3. Что интересного вам известно о кислороде и озоне? Какие важные функции на Земле выполняют эти два вещества?
Повторение пройденного материала по теме "Химия простых веществ. Кислород" учитель может провести также на основе презентации. Вопросы, которые представлены в "Приложении" презентации "Кислород" (слайды № 33 - 34), могут быть избирательно использованы при фронтальном опросе учащихся. Если возникают затруднения при ответах учащихся, то есть возможность вернуться к рассмотрению данного вопроса на основе соответствующего слайда. Наличие гиперссылок облегчат поиск нужного слайда.
Использовать презентацию "Кислород" могут и учащиеся при дистанционном обучении, при выполнении домашних заданий, подготовке к контрольным и практическим работам, самопроверке своих знаний по теме. На каждый вопрос "Вопросника" из "Приложения" презентации предлагается ответ - его можно найти с помощью гиперссылки: открывается нужный слайд.
Наличие такого электронного пособия, как презентация "Кислород" в кабинете химии, дает возможность учителю сократить время на подготовку к уроку, повысить заинтересованность учащихся в изучении темы, повысить уровень обученности и качества знаний учащихся.
Приложение в презентации "Вопросник к теме "Кислород" (с гиперссылками на слайды)
1. Назовите восьмой элемент "Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева" (слайд № 4)
2. Кем и когда был открыт кислород? (слайды № 6 - 9)
3. Почему элемент № 8 был назван кислородом? (слайд № 5)
4. Где и в каком виде (свободном или связанном) кислород встречается в природе? (слайды № 10 - 11)
5. Каков состав атмосферного воздуха? (слайд № 12)
6. Каков состав выдыхаемого человеком воздуха? (слайд № 13)
7. Перечислите известные вам загрязнители воздуха? (слайд № 14)
8. Дайте характеристику кислороду как химическому элементу (слайд №15)
9. Какие аллотропные модификации кислорода вам известны? (слайд №16)
10. Какими примечательными свойствами обладает озон в отличие от кислорода? (слайды № 16 -17)
11. На каких физических свойствах кислорода основаны способы собирания его? Как можно обнаружить кислород? (слайд № 18)
12. Как кислород получают в лаборатории? (слайды № 19 - 21)
13. Как кислород получают в промышленности? (слайд № 22)
14. Перечислите важнейшие химические свойства кислорода. Что такое окисление? Какие продукты, как правило, получаются в реакциях окисления веществ кислородом? (слайды № 23 - 24)
15. Что понимается под окислительно-восстановительными способностями кислорода? Какие функции преобладают у него? Приведите примеры. (слайд № 25)
16. Какие условия способствуют возникновению и прекращению горения? Почему скорость горения веществ в кислороде выше, чем на воздухе? (слайд № 26)
17. Чем отличаются процессы горения и медленного окисления? (слайд № 27)
18. Какие выводы можно сделать по химическим свойствам кислорода? (слайд № 28)
19. Почему кислород относят к "элементам жизни"? (слайд № 29)
20. Какая самая важная функция у кислорода на Земле? (слайд № 30)
21. Перечислите области применения кислорода (слайд № 31)
22. Как вы понимаете сущность круговорота кислорода в природе? (слайд № 32)
Презентация по слайдам
Текст слайда: Презентацию подготовила Ученица 9 класса МОУ «Лицей г. Отрадное» Смирнова Роксана
Текст слайда: Кислород как элемент. 1. Элемент кислород находится в VI группе, главной подгруппе, II периоде, порядковый номер №8, 2. Строение атома: P11 = 8; n01 = 8; ē = 8 валентность II, степень окисления -2 (редко +2; +1; -1). 3. Входит в состав оксидов, оснований, солей, кислот, органических веществ, в том числе живых организмов- до 65% по массе.
Текст слайда: Кислород как элемент. Кислород является самым распространённым элементом нашей планеты. По весу на его долю приходится примерно половина общей массы всех элементов земной коры. Состав воздуха: О2 – 20-21 %; N2 – 78%; CO2 – 0,03%, остальное приходится на инертные газы, пары воды, примеси. 4. В земной коре его 49% по массе, в гидросфере – 89% по массе. 5. В составе воздуха (в виде простого вещества) – 20-21% по объёму. 6. Входит в состав большинства минеральных и горных пород (песок, глины, и др). В составе воздуха (в виде простого вещества). 7. Жизненно важный элемент для всех организмов, содержится в большинстве органических веществ, участвует во многих биохимических процессах, обеспечивающих развитие и функционирование жизни. 8. Кислород открыт в 1769-1771 гг. шведским химиком К.-В. Шееле
Текст слайда: Физические свойства. Кислород - химически активный неметалл, является самым лёгким элементом из группы халькогенов. Простое вещество кислород при нормальных условиях - газ без цвета, вкуса и запаха, молекула которого состоит из двух атомов кислорода, в связи с чем его также называют дикислород. Жидкий кислород имеет светло-голубой цвет, а твёрдый представляет собой кристаллы светло-синего цвета.
Текст слайда: Химические свойства. С неметаллами C + O2 CO2 S + O2 SO2 2H2 + O2 2H2O Со сложными веществами 4FeS2 + 11O2 2Fe2O3 + 8SO2 2H2S + 3O2 2SO2 + 2H2O CH4 + 2O2 CO2 + 2H2O С металлами 2Mg + O2 2MgO 2Cu + O2 –t 2CuO Взаимодействие веществ с кислородом называется окислением. С кислородом реагируют все элементы, кроме Au, Pt, He, Ne и Ar, во всех реакциях (кроме взаимодействия со фтором) кислород - окислитель. 1. Неустойчив: O3 O2 + O 2. Сильный окислитель: 2KI + O3 + H2O 2KOH + I2 + O2 Обесцвечивает красящие вещества, отражает УФ - лучи, уничтожает микроорганизмы.
Текст слайда: Способы получения. Промышленный способ (перегонка жидкого воздуха). Лабораторный способ (разложение некоторых кислородосодержащих веществ) 2KClO3 –t ;MnO2 2KCl + 3O2 2H2O2 –MnO2 2H2O + O2
Текст слайда: Проверка собравшегося кислорода. Получение 3O2 2O3 Во время грозы (в природе), (в лаборатории) в озонаторе перманганата калия при нагревании: 2KMnO4 –t K2MnO4 + MnO2 + O2 Разложение этой соли идёт при нагревании её выше 2000 С.
Текст слайда: Применение кислорода: Находит широкое применение в медицине и промышленности. При высотных полётах лётчиков снабжают специальными приборами с кислородом. При многих лёгочных и сердечных заболеваниях, а также при операциях дают вдыхать кислород из кислородных подушек. Кислородом в баллонах снабжают подводные лодки. Горение рыхлого горючего материала, пропитанного жидким кислородом, сопровождается взрывом, что даёт возможность применять кислород при взрывных работах. Жидкий кислород применяют в реактивных двигателях, в автогенной сварке и резке металлов, даже под водой.
Cлайд 1
Химия 8 класс 12.05.2008 * Учитель химии СОШ №33 «Норильская средняя общеобразовательная школа» Завалишина Елена НиколаеваCлайд 2
1. Элемент кислород находится в VI группе, главной подгруппе, II периоде, порядковый номер №8, Ar = 16. 2. Строение атома: P11 = 8; n01 = 8; ē = 8 валентность II, степень окисления -2 (редко +2; +1; -1). 3. Входит в состав оксидов, оснований, солей, кислот, органических веществ, в том числе живых организмов- до 65% по массе. * *Cлайд 3
4. В земной коре его 49% по массе, в гидросфере – 89% по массе. 5. В составе воздуха (в виде простого вещества) – 20-21% по объёму. Состав воздуха: О2 – 20-21 %; N2 – 78%; CO2 – 0,03%, остальное приходится на инертные газы, пары воды, примеси. * * Кислород является самым распространённым элементом нашей планеты. По весу на его долю приходится примерно половина общей массы всех элементов земной коры.Cлайд 4
Газ - без цвета, вкуса и запаха; в 100V H2O растворяется 3V O2 (н.у.); t кип= -183 С; t пл = -219 C; d по воздуху = 1,1. При давлении 760 мм. рт.ст. и температуре –183 С кислород сжижается * *Cлайд 5
С неметаллами C + O2 CO2 S + O2 SO2 2H2 + O2 2H2O * 5 Со сложными веществами 4FeS2 + 11O2 2Fe2O3 + 8SO2 2H2S + 3O2 2SO2 + 2H2O CH4 + 2O2 CO2 + 2H2O С металлами 2Mg + O2 2MgO 2Cu + O2 –t 2CuO Взаимодействие веществ с кислородом называется окислением. С кислородом реагируют все элементы, кроме Au, Pt, He, Ne и Ar, во всех реакциях (кроме взаимодействия со фтором) кислород - окислитель. 1. Неустойчив: O3 O2 + O 2. Сильный окислитель: 2KI + O3 + H2O 2KOH + I2 + O2 Обесцвечивает красящие вещества, отражает УФ - лучи, уничтожает микроорганизмы.Cлайд 6
Промышленный способ (перегонка жидкого воздуха). Лабораторный способ (разложение некоторых кислородосодержащих веществ) 2KClO3 –t ;MnO2 2KCl + 3O2 2H2O2 –MnO2 2H2O + O2 Получение 3O2 2O3 Во время грозы (в природе), (в лаборатории) в озонаторе * 6Cлайд 7
перманганата калия при нагревании: 2KMnO4 –t K2MnO4 + MnO2 + O2 Разложение этой соли идёт при нагревании её выше 2000 С. Нагрев 2KMnO4 Проверка собравшегося кислорода * *