Зреет рожь над жаркой нивой…. Зреет рожь над жаркой нивой… Тютчев зреет рожь над жаркой нивой презентация

Цель: знакомство и анализ стихотворений А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой».

  • познакомить с творчеством А. Фета;
  • создать условия для выразительного чтения детьми лирического стихотворения;
  • познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы;
  • добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
  • способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей;
  • способствовать развитию эмоций и чувства детей.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • аудиозаписи;
  • компьютер и проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

(Слайд 2 – запускается по щелчку, смена картинок происходит автоматически в сопровождении музыки) Приложение 1

– Как называется раздел, который мы проходим? (Поэтическая тетрадь)

– Мы познакомились с произведениями русских поэтов о временах года. На сегодняшний урок вы приготовили наизусть стихотворения об осени. Какое стихотворение было у нас в учебнике? (Тютчев «Листья». Ребенок читает наизусть)

– Кто подготовил другое произведение? (Читают наизусть)

3. Речевая разминка

(слайд 3 – по щелчку)

– Какое время года мы вспомним на сегодняшнем уроке вы узнаете, прочитав стихотворные строки Я.Акима.

Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.

Дети выполняют задания:

– «Жужжащее чтение»,

– Какова тема этого стихотворения? Как бы вы его назвали? («Первый снег»)

– А теперь прочитайте стихотворение выразительно, красиво.

4. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.

Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 191 год со дня рождения.

5. Знакомство с биографией и творчеством поэта (слайд 4 – по щелчку)

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем.

Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.

Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.

Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.

Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.

Стихотворение «Ласточки пропали...» (наизусть начинает рассказывать учитель, дети продолжают по памяти)

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Стихотворные строки этого поэта очень мелодичны, поэтому многие из них превратились в романсы. Музыку к одному из них написал Александр Варламов.

Слушание романса (слайд 5 – запускается по щелчку, смена картинок идет автоматически)

– Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения?

– Что услышали?

– Какую картину увидели? (Ответы детей)

6. Подготовка к восприятию текста.

– Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину. (Ответы детей)

Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?

– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.

– Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.

7. Первичное чтение произведения (слайд 6 – по щелчку)

Чтение учителем стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…» наизусть (учебники у детей закрыты)

8. Проверка первичного восприятия, анализ стихотворения (слайд 7 – по щелчку)

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

– От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка)

– Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ответы детей)

– Чему рад ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей)

– Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ)

– Найдите значение этого слова. (ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой)

– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?

– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему? (Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы)

– Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (Ответы детей)

9. Физкультминутка (слайд 8)

10. Подготовка к выразительному чтению (слайд 9 – по щелчку)

Самостоятельное чтение стихотворения.

– Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем. (2, 7, 11, 14.)

– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? (В 1, 16 конец предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении)

Обсуждение понятия РИФМА.

– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)

– Найдите рифму в стихотворении.

Выразительное чтение стихотворения.

– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме. (Чтение стихотворения учащимися)

После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают стихотворение вслух.

11. Работа над стихотворением «Зреет рожь над жаркой нивой…» (слайд 10 – по щелчку)

– Фет писал стихи о природе. Ему удалось передать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом.

– Прочитайте стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…» самостоятельно. Чтение стихотворения хорошо читающим ребенком. – Что изобразил Афанасий Афанасьевич в своем стихотворении? (Хлебное поле)

– Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: ЖАРКАЯ, ПРИХОТЛИВЫЙ, ЗОЛОТЫЕ, БЕЗБРЕЖНАЯ, ОГНЕДЫШАЩЕЕ. (Ответы детей)

– Найдите значение слова СМЕЖАЕТ. (Закрывает)

– Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интонацию вы выберете?

Выразительное чтение стихотворения детьми.

12. Итог урока. Рефлексия (слайд 11)

– С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет)

– И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.

Синквейн: Тема синквейна «Поэзия Фета» (на доске написана схема – подсказка написания синквейна).

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой, которая позволяет выразить к ней личное отношение.

– Покажите свое настроение мимикой.

– Поднимите правую руку, если вам понравился урок. Поднимите левую руку, если вам понравилось как вы и одноклассники работали на уроке. Поаплодируйте себе и друзьям.

– Сегодня работали хорошо……(оценивание работы на уроке ). Я думаю, что такая работа поможет вам анализировать и другие стихотворения, правильно и выразительно читать стихотворения.

13. Домашнее задание.

Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

«Важнейшие классы неорганических соединений» - Урок. Водород. Оксид. Масса полученной соли. Соль. Металл. Трудности. Кислород. Степень окисления. Найдите лишнее в каждом ряду. Группы атомов. Кислота. Щелочь. Прогресс. Основание. Формулы. Основные классы неорганических соединений. Свойства оснований. Уравнения реакции. Знания учащихся. Кварцевый песок.

«Задания ЕГЭ по английскому языку» - Аудирование с извлечением необходимой информации. Вид аудирования. Время выполнения работы. Личное письмо. Назначение единого государственного экзамена. Структура экзаменационной работы. Вид чтения. Правила игры. Письмо личного характера. Эссе. Скорость. Проанализируй слова. Виды аудирования. Стратегия.

«Круговорот углерода» - Процесс потери экосистемой «доступного» азота (происходит в анаэробных условиях). Растит.остатки. Круговорот азота. Образуется в условиях, когда не протекают процессы окисления/разложения органических веществ. Известняк и мел. Нефть. Гниение. Например: при возрастании давления. происходит превращение двуокиси углерода в большие органические молекулы.

«Природопользование и охрана природы» - Красная книга России. Природная среда. Памятники природы Челябинской области. Природопользование и охрана природы. Ильменский государственный заповедник. Принципы охраны природы. Аркаим. Берегите всех зверей внутри природы. Природопользование. Биологическое разнообразие Ильмен. Виды природопользования.

«Сочинение части С в ЕГЭ» - На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Позиция автора. Сформулировать – значит растолковать. Пишем основную часть. Основные проблемы. Пишем вступление. Учимся писать сочинение-миниатюру. Что у нас получилось. Совет. На что способно настоящее искусство. Формулируем вывод.

«Завоевания Александра Македонского» - Начало войны. 1-я встреча Александра и Дария состоялась ок. г. Исса. Битва при Гавгамелах. Египетское, Сирийское, Македонское царства, часть земель отошла к Индии. Задание на урок. Битва началась с атаки персидских колесниц на левый фланг греков. Персы вновь были разбиты. Диадох Александра Македонского.

Всего в теме 23687 презентаций

А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Поэтическая

Что было задано на дом?

Федор Иванович Тютчев «Листья»

О чем стихотворение? Он кружится, Легкий, новый, У ребят над головой. Он успел платок пуховый Расстелить над мостовой. (Я.Аким)

Первый снег

Прочитайте «жужжащим» чтением

Прочитайте выразительно, красиво

О чем это стихотворение?

  • О чем это стихотворение?
  • Как бы вы его назвали?
  • С чем сравнивает поэт снежное покрывало?
  • Каким представляет автор первый снег?
Русский поэт девятнадцатого века Афанасий Афанасьевич Фет Фет Афанасий Афанасьевич Фет Афанасий Афанасьевич (1820 - 1892) Русский поэт (настоящая фамилия Шеншин), член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1886). Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин. Мать - Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Фет с детства был «жаден до стихов». Писал на своей аспидной доске какие – то стихи, стирал их и снова писал. Первое «благословление» на серьезную литературную работу Фет получил от самого Н.В.Гоголя, которому его стихи показал Погодин. Прочитав их, гоголь сказал: «Это несомненное дарование». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» А.А.Фет
  • От чьего имени написано стихотворение?
  • Что он увидел из окошка? Что его удивило?
  • Чему рад ребенок?
  • Что его восхищает?
  • Все ли слова понятны?
  • Как вы понимаете предложение «Все убрал кусты»?
  • Найдите в тексте восклицательные предложения. Какие чувства ребенка они помогают передать?
  • Прочитайте восклицательные предложения.
  • Найдите вопросительное предложение. С какой интонацией вы его прочтете?
  • Прочитайте вопросительное предложение.
  • С какой интонацией говорит ребенок с мамой?
С. 64 Немного отдохнем…

Я умею греться сам,

Охвачусь руками.

Сильно их прижму к плечам,

Постучу ногами.

А.А.Фет

  • Всегда ли паузы совпадают с концом строки?
  • А где паузы надо сделать в середине строки? Почему?
  • Что такое рифма?
  • Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
  • Найдите рифму в стихотворении.
  • Прочитайте стихотворение выразительно, представив, что вы обращаетесь к своей маме.

«Мама! Глянь-ка из окошка…»

А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» с. 65

  • Прочитайте стихотворение самостоятельно.
  • Что изобразил Фет в своем стихотворении?

Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова:

  • жаркая,
  • прихотливый,
  • золотые,
  • безбрежная,
  • огнедышащее,
  • смежает.
Слова А.Фета Слова А.Фета Музыка А. Варламова Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. «Это не просто поэт, а скорее поэт – музыкант», - писал о нем П.И. Чайковский Стихи Фета обладают удивительной музыкальностью. Недаром на его стихи написано множество чудесных романсов. А.А.Фет бесспорно один из масых замечательных русских поэтов – пейзажистов. Поэт рисует картины природы немногословно, короткими строками, но очень глубоко и точно. Подведение итогов урока
  • Что такое рифма? Приведите примеры
  • Как передаёт А.А.Фет настроение лирического героя?
Афанасий Афанасьевич Фет

Домашнее задание:

с. 64 – 65 - выучить наизусть одно из стихотворений А.Фета