Омерзительное искусствоведение: Зоофилия и скотоложество в классическом искусстве. О пасифае и быке Сатанизм - Смотри, без добра и зла, какое деяние имеет цель

В греческой мифологии Минотавр был чудовищем с телом человека, головой и хвостом быка. Минотавр был плодом любви критской царицы Пасифаи, женой царя Миноса, и быком, посланным самим Посейдоном. В связи с жутким видом Минотавра, царь Минос приказал мастеру Дедалу и его сыну Икару построить огромный лабиринт, в котором чудовище будет скрываться от людей. Минотавр жил в лабиринте, а афиняне, в качестве выкупа за убитого сына Миноса, должны были ежегодно присылать юношей и девушек на съедение чудовищу. Афинскому герою Тесею удалось убить его.

Слово Минотавр состоит из древнегреческого имени «Минос» и существительного «бык». Таким образом оно означает «бык Миноса». Настоящее имя Минотавра было Астерий, от древнегреческого «Астерион», что означает созвездие быка Телец.

Царь Минос и бык из моря

Царь Минос был одним из трёх сыновей от союза бога Зевса и Европы. Зевс принимал разные облики: змея, быка, орла, лебедя. Когда он был в облике быка, он соблазнил Европу. Астерион, царь Крита, взял Европу в жёны вместе с сыновьями Зевса и воспитывал мальчиков, как своих. Когда Астерион умер, он не успел завещать, кому из сыновей царствовать на троне: Миносу, Сарпедону или Радаманту. Имя Минос фактически означает царя, и ему суждено было стать королём Крита. Но восхождение Миноса к власти было трудным, так как ему нужно было опередить соперников братьев.

Минос утверждал, что его избрали боги, чтобы править, и он имеет их поддержку. Он хвастался, что может доказать это, и молился богам. В один прекрасный день Минос молился и пообещал, что принесёт в жертву быка. Посейдон послал ему из моря великолепного быка, что подтвердило претензии Миноса на царствование. Уже никто не осмеливался бросить вызов благосклонности богов, и особенно, могучего Посейдона, управляющего всеми морями. Минос изгнал своих братьев с Крита и занял престол. Три брата вновь объединились в загробной жизни, став судьями в аду. Их задачей стало судить умерших и определять их размещение в аду на основании заслуг при жизни.

Царь Минос не выполнил обещание принести в жертву богам быка, посланного Посейдоном, а пожертвовал обычного быка. Величественного быка он оставил у себя. За высокомерие Посейдон наказал его тем, что привил жене царя Миноса Пасифае страсть к быку, вышедшему из моря. По другой версии, Посейдон, возмущенный спесью и неуважением Миноса, пошёл к Афродите, и та прокляла Пасифаю, наградив её страстью к быку.

Пасифая и рождение Минотавра

Царица Крита Пасифая, страдающая от страсти к быку, обратилась за помощью к мастеру Дедалу и его сыну Икару. Дедал построил для неё деревянную корову, которую обтянул шкурой реальной коровы, и прикрепил к ней колёса. Царица Пасифая забралась внутрь деревянной коровы и её отвезли на луг, где пасся бык. Там она соединилась с быком, и от этого союза родился Минотавр, человек с головой и хвостом быка. Царица назвала его Астерий (от созвездия быка Телец).

Когда мальчик стал подрастать, на его голове выросли рога и лицо превратилось в бычью морду. Увидев это, Минос понял, что наказан богами через участь жены, но оставил Пасифаю, а Дедала и Икара за их помощь царице сделал рабами. Когда Астерий вырос, Пасифая была уже не в состоянии прокормить его, ему нужен был другой источник пищи, так как он был ни мужчина и ни зверь. Он начал есть людей. По совету оракула, царь Минос должен был скрыть его от людей. Он приказал Дедалу и Икару построить огромный лабиринт, поселил в него сына и назвал Минотавром.

Смерть Андрогея и дань афинян

В то время, когда строился лабиринт, Минос узнал, что их с Пасифаей сын, Андрогей был убит афинянами. Минос обвинил афинян в смерти своего единственного сына и уничтожении его семейной линии. Он начал преследовать их, пока они не согласились за смерть сына платить дань. Минос потребовал, чтобы афиняне в качестве дани ежегодно присылали семь девушек и семь юношей, которых будут отправлять в лабиринт на съедение Минотавру. В некоторых источниках говорится, что отбирались самые красивые мужчины и только девственные девушки. Убийство Андрогея наслало жестокую чуму на Афины. После консультации с Дельфийским оракулом, афинянский король Эгей узнал, что, только отправляя дань Миносу на Крит, можно спасти Афины. Тогда афиняне согласились.

Смерть Минотавра

Сын царя Эгея, Тесей, добровольно напросился в третью партию дани. Он уверял отца и все Афины, что убьёт Минотавра. Юноша пообещал, что на пути домой поднимет белые паруса, если станет победителем, а если чудовище убьёт его, то экипаж вернётся под чёрными парусами. Когда Тесей прибыл на Крит, он сразу обратил на себя внимание сводной сестры Минотавра Ариадны, дочери царя Миноса и Федры. Ариадна влюбилась в Тесея и помчалась к Дедалу, чтобы он сказал ей, как можно выбраться из лабиринта. Следуя инструкции Дедала, она вручила Тесею клубок из длинной нити, прежде чем он вошёл в лабиринт. Тесей привязал конец нити Ариадны ко входной двери и пошёл в лабиринт.

, Катрея и Главка , Акакаллида , Девкалиона , прочих, см. .

Миф приписывает ей любовную связь с жертвенным белым быком: царь Минос, утверждая свою власть на Крите, похвалялся вниманием богов к своим молитвам и обратился к богу Посейдону , чтобы тот послал ему быка для совершения жертвоприношения. Бог внял его просьбе, и из моря на берег явился белоснежный бык. Пораженный его великолепием, Минос отправил его в собственные стада, а вместо него заложил другого . Рассерженный Посейдон внушил супруге Миноса Пасифае противоестественное влечение к красавцу быку , и она влюбилась в него. Рассказала о своей страсти искусному мастеру и изобретателю Дедалу , и тот сделал пустотелую деревянную корову, обтянул её шкурой и выкатил на луг, где пасся бык. Внутрь коровы забралась Пасифая и удовлетворила свою страсть с быком Посейдона (или же это был сам Посейдон в образе быка ). Спустя время у неё от него родился Минотавр, чудовище с человеческим телом и головой быка . По другой версии, любовь к быку ей придала Афродита в месть за то, что отец Пасифаи Гелиос открыл мужу Афродиты Гефесту измену той с Аресом . Существуют и другие варианты мифа, см. . Позднее бык одичал и стал опустошать Крит, пока по словам Диодора Геракл не поймал его и не отвез в Грецию , где его убил Тесей , см. Критский бык (Марафонский бык). По совету оракула Минос, чтобы скрыть позор Пасифаи, обратился к Дедалу, и тот построил ему подземный лабиринт , где укрыли Минотавра .

Частые супружеские измены Миноса однажды настолько рассердили Пасифаю, что она заколдовала своего мужа: стоило ему возлечь с женщиной, как извергнутое им семя превращалось в скопище ядовитых змей и скорпионов, которые убивали его партнершу. От этой напасти Миноса излечила Прокрида . Ей удалось уцелеть потому, что она выпила отвар из волшебных трав, приготовленный по рецепту Цирцеи, а Миноса она излечила, заставив его испустить скверну в мочевой пузырь козы, а затем сойтись с Пасифаей.

См. также

Примечания

  1. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , Л. А. Георгиевский , М. С. Куторга и др. - СПб. : , 1885. - С. 265.
  2. Любкер Ф. // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский , Л. А. Георгиевский , М. С. Куторга и др. - СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. - С. 391.
  3. Любкер Ф. // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский , Л. А. Георгиевский , М. С. Куторга и др. - СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. - С. 873–874.
  4. Пасифая // Словарь античности
  5. Пасифая
  6. Мифы народов мира (см. ссылку ниже)
  7. Бетти Редис Пасифая // «Кто есть кто в античном мире»
  8. Пасифая
  9. Пасифая - Большой энциклопедический словарь - Энциклопедии & Словари
  10. Лампетия
  11. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 1; III 1, 2.4; 15, 1.9; Овидий. Наука любви I 289-325
  12. Пасифая
  13. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции: Минос и его окружение. ДЕТИ ПАСИФАИ
  14. A Dictionary of Greek and Roman biography and mythology, Paca"rius, De"cimus, Parysatis, Past"piiae
  15. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции: Минос и его окружение. МИНОС И ЕГО БРАТЬЯ
  16. Аполлодор, III 1, 3-4
  17. Значение и толкование термина Пасифая
  18. Вакхилид. Дифирамбы / М. Л. Гаспаров
  19. Библиотека эзотерики "Библиотека Тайн" - Минотавр
  20. Сайт о древнеегипетской мифологии
  21. Греческая мифология. ПАСИФАЯ
  22. Пасифая
  23. Комментарий
  24. Греческая мифология. ПАСИФАЯ
  25. см. комм. 6 В. Н. Ярхо к рус.пер. Палефата
  26. Пасифая
  27. Поллок. Пасифая

Ссылки

  • Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.291 / В. Н. Ярхо
  • Минотавр и Лабиринт // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.
Андрогей

Андрогей (др.-греч. Ἀνδρόγεως) - персонаж древнегреческой мифологии, сын критского царя Миноса. Из-за его гибели в Аттике, которую античные авторы описывают по-разному, Афинам пришлось выплачивать дань Криту, ежегодно отправляя юношей и девушек к Минотавру.

Ариадна

Ариа́дна (др.-греч. Ἀριάδνη) - в древнегреческой мифологии, прекрасная царевна, дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Упомянута уже в «Илиаде» (XVIII 592), её историю рассказывал Нестор в «Киприях».Когда Тесей решился убить Минотавра, (единоутробного брата Ариадны), которому афиняне по требованию отца Ариадны посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девушек, и таким образом избавляли отечество от чудовища, он получил от любившей его Ариадны клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал Минотавр (применять нить научил её Дедал).

Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос, где, по одному сказанию, Ариадна была убита стрелами Артемиды, наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще, по другому - покинута Тесеем и найдена Дионисом, который на ней женился.

По рассказу Пеона Амафунтского, Тесей покинул её на Кипре, она умерла во время родов, её могила была в роще Ариадны-Афродиты. Согласно Стефану Византийскому, она была на острове Донусия.Свадьба с Дионисом справлялась на горе Иде (либо на Дии), Оры и Афродита подарили ей венец. Став женой Диониса, она родила Фоанта, Стафила, Энопиона и Пепарефа. Как жене Диониса, Зевс даровал ей бессмертие.После её смерти Дионис стал бессмертным богом и поместил её венец из золота и индийских камней, подарок Гефеста, затем Диониса, среди созвездий - см. Северная Корона (древнее название Венец Ариадны). По версии, Дионис оставил её, полюбив индийскую царевну.По рассказу Нонна, во время войны Персея с Дионисом Персей превратил её в камень, позднее её гроб был найден в Аргосе.

Гелиос

Гелиос (Гелий) (др.-греч. Ἥλιος, Ἠέλιος) - в древнегреческой мифологии солнечное божество, сын титана Гипериона (откуда пошло его прозвище «Гиперионид») и Тейи (либо сын Гипериона и Ирифессы), брат Селены и Эос.

Со времени Еврипида Гелиоса, как всевидящего бога Солнца, стали отождествлять с Аполлоном, всезнающим богом-прорицателем; отсюда другое имя Гелиоса - Фебос. У Ферекида Сирского Гелиос отождествляется с Зевсом, у Феагена - с Гефестом, Аполлоном и огнём. Согласно Дионисию Скитобрахиону, сам Гелиос - мальчик, утопленный в Эридане.

Согласно речи Котты, было пять Гелиосов:

Сын Зевса, внук Эфира.

Сын Гипериона.

Сын Гефеста, внук Нила, из Гелиополя.

Рождён нимфой Аканфо на Родосе, предок родосских героев.

Отец Ээта и Кирки, из Колхиды.Гелиос рассказал Гефесту, что Афродита возлежит с Аресом, за это Афродита была враждебна потомству Гелиоса.

Рассказал Деметре, что это Аид похитил её дочь Персефону.

Согласно Гомеру, Гелиос - владелец семи стад коров и семи стад овец. Его коровы жили у Артемисия в Сицилии, их пасли нимфы Фаэтиса и Ламптия. Каждое утро, поднимаясь в небе, и каждый вечер, опускаясь в Океан, Гелиос любовался на своих вечно юных животных. Однажды Одиссей высадился на острове, и его спутники убили несколько быков солнечного бога. В наказание за это Зевс по просьбе Гелиоса разбил их корабль молнией. Выжил только Одиссей.

Культ Гелиоса был особенно распространён в Коринфе, в Аргосе, в Элиде и на острове Родосе, где при входе в гавань стояло его колоссальное изображение. Из животных ему были посвящены петух и белые кони. Изображается Гелиос почти так же, как и Аполлон, с которым сближался по солнечным функциям.

В римской мифологии Гелиосу соответствует Сол (лат. Sol).

Девкалион (сын Миноса)

Девкалио́н (др.-греч. Δευκαλίων) - персонаж древнегреческой мифологии. Старший сын кносского ванакта Миноса и Пасифаи, критский царь, упомянут уже в «Илиаде».

Участник Калидонской охоты. У Гигина именуется участником похода аргонавтов, однако, видимо, спутан с тёзкой (сыном Гиперасия), так как у Аполлония, Валерия Флакка и Псевдо-Аполлодора не упомянут среди аргонавтов.

Женат на Аристиаде, дочери Диониса и Метаниры, с которой познакомился во время вакханалии на острове Скирос. Отец Идоменея, предводителя критян в Троянской войне, и Эфона. Помог Тесею сосватать Федру. Став царём Крита, заключил союз с Афинами. Согласно же историку Клидему, убит в Кноссе Тесеем во время вторжения афинян на Крит.

Дедал

Деда́л (др.-греч. Δαίδαλος, лат. Daedalus) - персонаж древнегреческой мифологии, выдающийся художник и инженер, считавшийся изобретателем разных инструментов, а также построивший Кносский лабиринт на острове Крит. Дедал упоминается в микенских текстах: da-da-re-jo-de («для святилища Дедала»).

Упомянут в «Илиаде» (XVIII 592). Действующее лицо сатировской драмы Софокла «Дедал» (фр.158-162 Радт), где изображалось его состязание с Талом; комедии Аристофана «Дедал» и других комедий.

Катрей

Катре́й (др.-греч. Κατρεύς) - в древнегреческой мифологии сын Миноса и Пасифаи (или Креты), наследовавший отцу на острове Крит. Отец Алфемена, Апемосины, Климены и Аэропы.

Так как оракул предсказал Катрею, что он погибнет от руки сына, то его сын Алфемен (Алтемен) добровольно удалился на остров Родос. На старости лет Катрей поехал на Родос за Алфеменом, но, выйдя на берег, вступил в спор с пастухами. Алфемен явился на помощь пастухам и, не зная, кто перед ним, убил отца, бросив дротик. Узнав, что он сделал, Алфемен с горя умер (или же его поглотила земля).

Для похорон Катрея на Крит прибыл Менелай, и в это время Парисом была похищена Елена.

Кроме того, Катрей - мифическая птица, которая предвещает дождь.

Кирка (мифология)

Кирка (др.-греч. Κίρκη; в латинизированной форме Цирце́я) - в греческой мифологии дочь Гелиоса и океаниды Персеиды (или Персы). По некоторым авторам, дочь Аполлона и Эфеи.

Сестра Пасифаи.

Родственная с Гекатой богиня луны и, как Геката и Медея, представительница чародейства, колдунья.

По Гомеру, она жила на острове Ээя (др.-греч. Αἰαία, местоположение острова в сказаниях о Кирке географически неопределимо). Либо с острова Энария, или острова Меония. Местопребывание Кирки позднее было перенесено с дальнего востока на запад, к Тирренскому побережью: именем её был назван мыс на Италийском берегу (в Лации). Обитала у Тирренского моря, прибыла на остров в колеснице Гелиоса. Она очистила аргонавтов после убийства Апсирта.

По изложению Диодора, она была дочерью Ээта и Гекаты. Кирка вышла замуж за царя сарматов, отравила мужа зельями. Став царицей, учинила жестокости по отношению к придворным, отчего утратила царскую власть. Бежала на просторы Океана и поселилась на острове вместе с сопровождавшими её женщинами; либо в Италии на мысе КеркейИзвестны также два сказания о безнадёжной любви Кирки к морскому богу Главку, которому Кирка отомстила тем, что силой своих чар обратила в чудовище его возлюбленную Скиллу, и к царю авзонов, сыну Сатурна Пику, который богиней был превращён в дятла.

Критский бык

Критский бык (позднее Марафонский бык) - в древнегреческой мифологии бык критского царя Миноса. По Акусилаю и Еврипиду, этот бык перевёз Европу для Зевса (обычно считается, что Зевс сам стал быком).

По другому рассказу, бык был послан на землю Посейдоном. Быка следовало принести в жертву одному из языческих богов, но Миносу стало жаль такого хорошего быка, и он принёс в жертву Посейдону быка из обычного стада. По Акусилаю, с этим быком возлежала Пасифая и родила Минотавра. Морской бог прогневался на Миноса и наслал на быка, вышедшего из моря, безумие, после чего животное носилось по всему острову, уничтожая всё на своём пути. Опустошал область по реке Тефрину. По другому рассказу, Минос совершал жертвоприношение Зевсу, Зевс послал ему быка невиданной белизны.

По истолкованию, Тавр (то есть «Бык») - это герой из Кносса, который воевал с Тиром и похитил оттуда множество девушек, в том числе царскую дочь Европу. Либо это юноша, которого полюбила Пасифая и родила от него Минотавра.

Минойская цивилизация

Минойская, или крито-минойская, цивилизация - относящаяся к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700-1400 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы - сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе. Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса - владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом. Минойскую цивилизацию открыл в последние годы XIX века британский археолог Артур Эванс.

Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности.

Хромой бог дергался, тряс кулаками, кричал. Наконец замолчал, но слова его, прежде чем стихли, долго еще отзывались глухим рокотом стен. Посейдон, среди общего молчания, повторил свою просьбу. Гефест словно пришел в себя, сгорбился, сник и поковылял на своих некрепких ногах в сторону ложа. Дрожащими руками распутал сети.

Арей, как был голый, бежал в свои фракийские горы, Афродита же шмыгнула на Кипр, в Пафос, где хариты ее вымыли, умастили, убрали в изящные одеяния, так что выглядела она прекрасно, как в тот день, когда море с пенной усмешкой передало ее благоухающей цветами кипрской земле.

В кругу служанок сидит добрая царица Пасифая, имя которой означает освежающая. Шумно и весело говорят о приближающемся бое быков, который вскоре устраивает царь Минос. Как раз один из его военачальников вернулся победителем из дальних стран и привез с собой множество невольников. Какой-то странный, варварский люд, говорящий на непонятном языке. Юноши и девушки с чудными чертами, светловолосые, с голубыми глазами. Из них выбрали самых красивых, сейчас, под надзором царского распорядителя игр, обучают их искусству борьбы с разъяренным зверем. Требует это большой силы, гибкости и ловкости движений. Надо на бегу вскочить на хребет быка и воткнуть ему в холку острый дротик. Говорят, особо отличается в этих игрищах одна девушка, и так она изворотлива и прекрасна, что придворный скульптор сделает с нее чудесную статуэтку. Такую желает иметь царица Пасифая – маленькую, из слоновой кости, отображающую тот момент, когда девушка несется по арене на быке, держась за его рога.

Как-то странно поглядывают служанки, рассказывая о красоте этой варварской девушки. Царица Пасифая видит это, понимает и незаметно улыбается. Она слишком уверена в своем Миносе. О, не всегда так было! Еще не так давно «сладкая девица» Бритомартида, любимица быстроногой Артемиды, убегая от непристойной страсти царя, бросилась в море. И тогда в первый, а может, и в последний раз Пасифая пустила в ход свою чудодейственную силу, присущую всему роду Гелиоса, – силу, которая так помогла ее племяннице Медее из неизвестной далекой Колхиды.

Царица Пасифая заколдовала царя Миноса. Что-то сделала, произнесла какие-то заклинания, спалила такие и сякие зелья – и вот чары подействовали: царь Минос не в состоянии иметь любовную связь ни с какой посторонней женщиной. Сколько раз ни пытался, выходили из него гады мерзкие, змеи, скорпионы, которые, попав в лоно девы, приводили к смерти. Такое учинила ревнивая супруга. С тех пор одна она будет ему любовницей и женой, она будет рожать ему детей, и чтобы они все были так же прекрасны, как ее дочь, прелестная Ариадна.

Пасифая гордится своим благородным происхождением от лучистого бога солнца. Как раз в этот момент, глядя на угасающие блики, которые проникают даже в ее покои от отцовской колесницы, горделиво думает, что немногие девы этой земли могут похвалиться таким родственником. И не знает того, что именно сейчас менее всего вызывает она зависть. Ибо над Гелиосом тяготеет гнев Афродиты. Конечно, никто, кроме Зевса, невластен над огненным богом. Но на земле есть его дети, на которых она может излить свою месть.

Царица Пасифая подпала под гнев великой богини. По вине отца, который слишком старательно охранял супружескую честь Гефеста, кара постигнет его дочь. Это справедливо и мудро. А кара будет суровая и весьма изобретательная. Рано утром, когда Пасифая выйдет из своей разукрашенной ванны и, облаченная во все приличествующие ее положению одежды, направится в святую рощу, по дороге ее охватит чувство страсти, такое чудовищное, что будет вызывать изумление у позднейших поколений и обесславит весь ее род.

В тенистых долинах заросшей лесами критской Иды паслись многочисленные царские стада. Среди них был один белый бык, особенно красивый, дар Посейдона. Между рогами имел он черную метку, а сам был весь белый, как молоко. Коровушки-яловки со всей округи мечтали о том, чтобы хоть несколько минут подержать его на спине. Минос говорил, что другого такого быка нет на всей земле. Пожалуй, именно он был подобен быку, превратившись в которого Зевс похитил Европу.

Пасифая знала этого быка и часто гладила его лоснящуюся шею. В этот же день, покинув утром расписную баню, словно увидела его первый раз в жизни. Он показался ей несравнимо прекрасным, красивым не как бык, животное, а как бывает прекрасен человек, красивый мужчина. И охватило ее необъяснимое чувство, пожелала она стать любовницей быка. Забыла о том, что она в утреннем одеянии, забыла о святой роще, о своих служанках, бежала, чтобы признаться в любви. Бык повернул к ней свои большие ясные глаза, после чего продолжал пастись. Царица повелела, чтобы отныне пасли прекрасного быка отдельно: ревновала его к каждой телке.

Целые дни проводила Пасифая рядом с быком. Придворные девушки не видели ее и дивились, откуда вдруг у королевы такие буколические настроения. Это даже стало модным, и знатные критские дамы начали гулять по полям с вязанками свежей травы, подражали в этом царице Пасифае, которая своими белыми, холеными руками сама жала для любимого быка молодые веточки и отборные травы.

Но были дела и похуже. Царица, всегда такая набожная, неожиданно стала равнодушна к святым обрядам. Не видели ее на религиозных торжествах, а ее собственное капище, в котором она ежедневно приносила жертвы Великой Матери – повелительнице гор и лесных чащ, доброй царице львов, опустело и не красовалось свежими цветами.

И еще хуже. Она запустила не только царские обязанности, но и супружеские. Минос с удивлением и огорчением застал закрытым проход из его комнат в апартаменты царицы. Бык победил в сердце Пасифаи Миноса!

Каждый день рано-рано вставала царица Пасифая. Купалась в теплой воде, настоянной на благовониях, заплетала волосы косичками, надевала свои самые красивые платья с разноцветными оборками, стан стягивала корсажем и с открытой грудью, по придворной моде (а грудь у нее была великолепная), в изящной шляпке на голове шла к своему возлюбленному. В пути вынимала зеркальце, поправляла прическу, меняла местами драгоценные украшения так, чтобы возлюбленный все это оценил. В изящных туфельках бродила по горам и вечером возвращалась усталая, с разбитыми ногами, в платье, изодранном так, что впору было его отдать кому-нибудь из кухонных девушек.

Закрывалась, никого не хотела видеть, а если и вызывала прислугу, то разве только для того, чтобы отдать приказ зарезать такую и такую яловку – и немедленно! Терзаемая ревностью и неудовлетворенной страстью, царица засыпала тяжелым сном, полным знойных видений и миражей. Никто не смог ей посоветовать поехать в Ахею: там течет чудодейственная река Селемн, и стоит только омыться в ее водах, как забудешь все любовные терзания и тоску.

Не видя ниоткуда спасения, Пасифая решила довериться единственному человеку, который был в состоянии ей помочь. Пошла к Дедалу, афинянину. Известно было, что он все умеет: и по камню резать, и водопровод исправить, и канал построить. Как позднее оказалось, умел даже летать по воздуху. Пасифая призналась ему в своих затруднениях. Сначала он не понял, зачем она ему это рассказывает. Царица обещала ему золото и угрожала карой, но не сказала прямо, чего желает. В конце дала ему понять, что на возлюбленного надо произвести впечатление, будто она корова. Может быть, подойдет что-нибудь искусственное, какая-нибудь машина… Дедал понял, кивнул головой и взялся за работу.

Через несколько дней все было готово. Мастер выстрогал из дерева весьма подходящую корову и так искусно накрыл ее шкурой, что даже самый хитроумный бык не обнаружил бы подвоха. Внутри была выдолблена полость. Пасифая поднялась по сходням и там укрылась. Корову принесли на луг и привели быка. Самая ужасная страсть, когда-либо сжигавшая женщину изнутри, была удовлетворена. Через деревянную морду мнимой коровы вырывались дикие крики бешеного наслаждения.

Однажды Зевс полюбил прекрасную Европу, которую похитил, обратившись прекрасным быков, отвёл на своей спине на остров Крит и там разделил с ней ложе. Европа осталась на Крите, родив трёх сыновей от Зевса: Миноса, Сарпедона и Радаманта.

Похищение Европы Зевсом

Впоследствии она вышла замуж за царя Крита Астерия, но детей у них не было.

Европа и Зевс

Тогда Астерий усыновил сыновей Зевса.

Когда выросли братья, разругались они из-за любви к прекрасному мальчику (гомосексуальность критян - вещь известная) Милету, сыну Аполлона.

Минос

Хотел убить Минос мальчика, ведь тот ответил взаимностью не ему, но Сарпедону, но побоялся бога Солнца, и потому помог ему бежать в Малую Азию, где тот основал город Милет. С тех пор напряжённые отношения были между ними. Когда Сарпедон стал оспаривать право Миноса править Критом, его изгнали с острова. Впоследствии он сложил голову под Троей, его убил могучий Ахиллес. Радамант же был умнее и жил в мире с братом, получив в правление одну из областей Крита.

После смерти Астерия же Минос решил стать царём, поклявшись, что боги так его любят, что ни одну его просьбу не забудут.

Геракл успокаивает быка

Он построил алтарь в честь Посейдона, а бог в награду послал прекрасного белого быка для жертвоприношения. Но бык так полюбился Миносу, что тот оставил его у себя в стадах, а забил во славу бога другого. Посейдон разгневался и наслал на красивого быка безумие; этот бык разорял окрестности, никто не мог унять его, в конце концов лишь могучий Геракл успокоил быка и увёз с острова, а добил животное герой Тесей.

Но до того как скот сошёл с ума, Посейдон внушил жене Миноса Пасифае любовь к этому быку. Она упросила знаменитого мастера Дедала, который из Афин бежал на Крит, помочь ей реализовать её пагубную страсть.

Изготовление механической коровы

Дедал построил деревянную корову, обтянутую шкурами, выглядящую как настоящая.


Пасифая внутри коровы

Пасифая залезла в корову и дождалась, пока белый бык обратит на неё внимание.

Пасифая готова

Тот обратил.

Плод любви Пасифаи и быка Посейдона

Через некоторое время у Пасифаи родился Минотавр - чудище с головой быка и телом человека.

Возможно также, что Минос разгневал не Посейдона, а Зевса или что Пасифая оскорбила Афродиту.

Frater Osiris

В комментарии к Иерофанту в «Книге Тота» Кроули утверждает:

«В этой карте есть отчетливый садистский оттенок, и это вполне естественно, ибо она восходит к легенде о Пасифае - прообразу всех легенд о божественных Быках. Таковые все еще сохраняются в некоторых религиях, например, в шиваизме и даже (пройдя несколько этапов вырождения) в христианстве».

В своей обычной манере Кроули не развивает тему, предоставляя любознательному читателю самостоятельно исследовать эту небрежно оброненную реплику. Итак, в чем же смысл легенды о Пасифае и какое отношение она имеет к Иерофанту и Новому Эону? Фрагменты ответа на этот вопрос разбросаны в трудах Кроули, и мы постараемся их собрать, но прежде всего давайте вспомним саму легенду о Пасифае.


Действие этой легенды происходит на древнем Крите. Бог Посейдон посылает царю Миносу прекрасного белоснежного быка из моря. Минос должен принести его в жертву Посейдону. Однако, пораженный красотой быка, царь оставляет его у себя, а взамен жертвует другого быка из своих стад. Оскорбленный Посейдон в гневе решает наказать Миноса и вселяет в его жену Пасифаю безумную страсть к этому белому быку. С помощью Дедала, соорудившего для нее полую деревянную корову, обтянутую настоящей коровьей шкурой, Пасифая совокупляется с быком и рождает от него чудовище - Минотавра.


Дедал и Пасифая. Фрагмент. Фреска из пинакотеки дома Веттиев в Помпеях, 60-79 гг.

У Кроули Пасифая упоминается не так уж часто, но те немногие комментарии и замечания к этому мифу, которые все же удается найти в его работах, проясняют очень многое. В «Парижском Делании» Кроули формулирует общую идею, стоящую за легендой о Пасифае:

«Это великая идея магов всех времен - произвести на свет мессию путем некой модификации сексуального процесса.
В Ассирии пробовали применять инцест, как и в Египте: египтяне - между братьями и сестрами, ассирийцы - между матерями и сыновьями. Финикийцы - между отцами и дочерьми. Греки и сирийцы в основном пробовали скотоложство. Эта идея пришла из Индии. Евреи пытались добиться той же цели с помощью колдовства. Магометане пробовали гомосексуализм; средневековые философы пытались получить гомункула путем химических экспериментов с семенем.
Но основная идея заключается в том, что любой способ размножения, отличающийся от обычного, с большой вероятностью может привести к последствиям магического характера.
При этом либо отец ребенка должен быть символом солнца, либо мать - символом луны
.
(The Equinox


Пасифая входит в деревянную телку, сооруженную Дедалом. Джулио Романо, ок. 1530 г.

«ВЕСЕННИЕ ЦЕРЕМОНИИ НА КРИТЕ
У них был лабиринт. Они заимствовали египетский культ Аписа .
В этом лабиринте находился священный бык, белый, без единого пятнышка. На праздник весны ему приносили двенадцать девственных жертв.
«Et crudelis amor tauri et supposita furto,
Pasiphae…» . («Энеида», песнь VI) Они хотели получить Минотавра, инкарнацию солнца, мессию. Они утверждали, будто он у них уже есть, но его у них не было»
.
(The Equinox , Vol, 4, No. 2, pp. 386-387.)

Здесь Кроули приводит легенду о Пасифае как исторический пример «способа размножения, отличающегося от обычного». Он упоминает о священном белом быке и о быке-Аписе, которому поклонялись в Египте, - герое еще одной из «легенд о божественных Быках». Каждую весну в жертву приносили девственность двенадцати женщин в надежде, что кто-то из них родит Минотавра - произведет на свет потомство «магического характера».

align="center">

Гюстав Моро. Пасифая. Эскиз, 1867


Гюстав Моро. Пасифая. Ок. 1876-1880

Легенда о Пасифае интерпретируется также в начале описания 16-го Эфира в «Видении и Голосе», где мы наконец начинаем понимать ее смысл:

«На фоне туманного ландшафта мелькают призрачные, мерцающие образы, очень неустойчивые. Но общее впечатление - восход луны в полночь и венценосная дева, едущая верхом на быке.
Вот они поднимаются к поверхности камня. И дева возносит песнь хвалы: “Слава тому, кто принял сей облик тяжких трудов. Ибо чрез труд его вершится мой труд. Ибо я, будучи женщиной, вечно вожделею совокупления с неким зверем. И в этом - спасение мира: в том, что я всегда обманута неким богом и что сын мой - страж лабиринта о семидесяти двух путях”»
.

Эта женщина - Пасифая, венценосная царица Крита. Бык изначально считался символом Солнца и был посвящен Аполлону. Сын Пасифаи - Минотавр-Астерий, «солнечный» . Лабиринт, о котором здесь идет речь, - само небо, разделенное на 72 зодиакальных полудеканата , через которые Солнце совершает свой годичный путь.

В комментарии, который Кроули дает к этому фрагменту из описания 16-го Эфира, содержится указание на современную трактовку легенды о Пасифае, представленную в Таро Тота:

«Это аллюзия на Пасифаю и Минотавра. Подобная мистерия женщины и зверя заключена в средоточии культа всех мифологий. Примечательно, что некоторые племена в Тераи по сей день ежегодно отправляют своих женщин в джунгли и поклоняются в своих святилищах рождающимся от этого полуобезьянам . Эта мистерия явлена в Ату XI и постоянно встречается в более высоких Эфирах» .

На карте «Вожделение» - Ату XI - изображена женщина, восседающая на звере, подобном льву; образ этот почти тождествен тому, который предстал в видении 16-го Эфира.


В описании этой карты в «Книге Тота» легенда о Пасифае объясняется в терминах нового Эона:

«Главной мистерией прошедшего Эона была мистерия Воплощения: в основе всех преданий о богочеловеке лежала символическая история такого рода. Суть любой подобной истории сводилась к тому, что герою или богочеловеку отказывали в происхождении от отца, принадлежащего к человеческому роду. В большинстве случаев отцом объявлялся бог в облике какого-либо животного - животного, избранного в соответствии с тем, какие качества желали видеть в порожденном им ребенке создатели культа.
Так, Ромул и Рем были близнецами, рожденными девственницей от бога Марса и вскормленными волчицей. В этой легенде - основание всей магической формулы города Рима.
Легенды о Гермесе и Дионисе уже упоминались выше в настоящем исследовании.
Отцом Будды Гаутамы считался слон о шести бивнях, явившийся его матери во сне.
Известна также легенда о Святом Духе в облике голубя, оплодотворившем Деву Марию. Здесь скрыта отсылка к образу голубя, выпущенного из Ноева ковчега, пролетевшего над водами и принесшего благую весть о спасении мира. (Обитатели Ковчега - это плод в утробе, воды [потопа] - околоплодные воды.)
Схожие предания обнаруживаются во всех религиях Эона Осириса. Это стандартная формула Умирающего Бога.
Итак, в этой карте перед нами предстает легенда о женщина и льве или, скорее, змеельве (карта соответствует букве Тет, означающей змея.) На заре Эона Осириса пророки предвидели явление грядущего Эона - того, в котором мы живем ныне, - и он внушал им чрезвычайный ужас и страх, ибо они не понимали принципа смены Эонов и каждую перемену воспринимали как катастрофу. Такова подлинная интерпретация и причина яростной хулы на Зверя и Багряную Жену в 13-й, 17-й и 18-й главах Апокалипсиса. Однако на Древе Жизни путь Гимел - Луны - нисходящий с самых высот , пересекается с путем Тет - Льва, обители Солнца , а, следовательно, Жену на этой карте можно считать образом Луны, полностью озаренной Солнцем и слившейся с ним в любовном соитии, дабы породить, во плоти и в человеческом облике, посланника или посланников Владыки сего Эона»
. («Книга Тота».)

Здесь Зверь и Багряная Жена выступают как современные персонификации действующих лиц легенды о Пасифае. В «Книге Закона» они отождествляются с Солнцем и Луной:

«Знай же, что избранный жрец и посланец бесконечного пространства есть Зверь, царевич-жрец; и жене его, именуемой Багряной Женой, дана вся власть. Они соберут моих детей в овчарню свою; они принесут звездную славу в сердца человеков.
Ибо во веки вечные он - солнце, она же - луна. Но для него - крылатое тайное пламя, а для нее - звездный свет, нисходящий с высот»
(I, 15-16).

В последнем стихе Зверь отождествляется с Хадитом («крылатое тайное пламя»), а Багряная Жена - с Нут («звездный свет, нисходящий с высот») . В «Liber Reguli» они также описываются как «земные посланники этих Богов». Таковы же и роли Жреца и Жрицы в Гностической мессе .

Достойно внимания, что все мужские сущности в учении Телемы наделены чертами животных, причем все эти животные носят солярный характер: Хадит - «крылатый змей света» («Книга Закона», III, 38), Гор - «Сокологлавый Владыка Безмолвия и Силы» («Книга Закона», III, 70), Зверь - Змеелев. Все они - символы Солнца, истинного Отца во всех кроулианских интерпретациях легенды о Пасифае.

Примечания переводчика

Апис - священный бык в древнеегипетской мифологии. Первоначально был живым символом Осириса (который сам именовался «быком преисподней») или Птаха; позднее стал почитаться как самостоятельное божество плодородия. В качестве Аписа в Мемфисе раз в 25 лет (или чаще, в случае ранней смерти животного) выбирали живого быка, который должен был обладать рядом особых примет.
. «Вот Пасифаи, к быку влекомой страстью жестокой, // Хитрость постыдная…» (пер. С. Ошерова).
. Неточность автора: имя «Астерий» означает «звездный». Однако в системе телемы на одном из уровней солнце рассматривается как сущностно тождественное любой из звезд, поэтому данный аргумент остается приемлемым.
. В примечании автор делает отсылку к «Мифам Древней Греции» Роберта Грейвса. По-видимому, имеется в виду следующий фрагмент: «Поскольку, согласно Павсанию (III. 26.1), “Пасифая” - это эпитет луны […] миф о Пасифае и быке указывает на ритуальный брак между жрицей луны, украшенной коровьими рогами, и царем-Миносом, носившим маску быка. […этот] священный брак воспринимался как брак между солнцем и луной».
. Подразумевается период ок. 4000 - ок. 2000 гг. до н.э., когда точка весеннего равноденствия находилась в созвездии Тельца.
. Серапис - синкретическое египетское божество эллинистической эпохи, объединившее в себе образы Осириса и Аписа. Почитался как повелитель стихий и природных явлений, бог плодородия, воды и солнца, врачеватель, предсказатель будущего и спаситель от несчастий, а также связывался с загробным миром. Отождествлялся с рядом греческих божеств - Аидом, Посейдоном, Аполлоном, Зевсом, Асклепием.
. В действительности «звездный», см. примеч. 3.
. Т.е. 72 участка эклиптики по 5?.
. Тераи - лесистая область у южных подножий Гималаев, в Индии и Непале.
. Ср. описание Ханумана, бога-обезьяны, из Ату I.
. Т.е. путь, соединяющий Кетер с Тиферет и соответствующий Ату II (Верховная Жрица, аркан Луны).
. Путь Тет, соответствующий Ату XI (Вожделение), соединяет Хесед и Гебуру. Зодиакальный знак Льва - обитель Солнца.
. В учении телемы Нут и Хадит - два высших космических начала. Хадит (Hadith) - «великий бог, владыка неба», Отец в составе верховной Троицы божеств, супруг Нут. Он определяется как бесконечно малая точка в центре круга, ступица колеса, куб в окружности, «пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды», и как внутреннее «я» человека. Изображается в виде крылатого солнечного диска. Нут (Nuit) - Мать в составе верховной Троицы Божеств, образ которой восходит к египетской богине Нут, олицетворению небесного свода. Именуется Царицей Бесконечного Пространства, Владычицей Звезд, Владычицей Звездных Небес. Определяется как круг, окружность которого бесконечна, а центр - везде. От соития двух этих космических сил рождается Вселенная, отождествляемая с божественным сыном Хадита и Нут - Херу-Ра-Ха (см. примеч. 2 к части II).
. Гностическая месса - в системе телемы: евхаристическая церемония, основной ритуал Гностической кафолической церкви (Ecclesia Gnostica Catholica) - церковного подразделения O.T.O. Текст мессы написан Кроули в 1913 г.

© Анна Блейз, перевод, 2007